«Что необычного вы находите в этой марке?» — с этим вопросом год назад я стал обращаться к филателистам. Друзья напрягались, но… пожимали плечами. Чем же могут заинтересовать марки юбилейной серии 1922 года?

На марках изображена государственная эмблема «Серп и Молот» в зеркальном изображении, т. е. в трактовке «Молот и Серп». Это кажется странным особенно тем, что эту серию выполнил известный нам художник И. И. Дубасов, один из авторов Герба Советского Союза.

Начнем разбираться по порядку. 14 апреля 1918 года опубликован утвержденный на заседании СНК Декрет «О памятниках республики», вошедший в историю как Ленинский план монументальной пропаганды. В пункте 6 Декрета говорится: «… спешно подготовить декорирование города (Москвы) в день 1 Мая и замену надписей, названий улиц, гербов и т. п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России». Кто первый тогда выполнил композицию «Серп и Молот» — неизвестно. На приоритет претендуют двое: Е. И. Камзолкин — участник первомайских оформлений и Л. В. Руднев, в марте 1917 года изобразивший их в проекте мемориала «Борцам революции» на Марсовом поле в Петрограде. В январе 1918 года началась работа по созданию государственной печати республики.

Рис. 1, 2, 4

На дошедшем до нас эскизе одного из вариантов государственной печати изображены перекрещенные серп, молот и меч (рис. 1). Тот самый меч, который В. И. Ленин самолично корректурным знаком удаляет из рисунка. Вот что вспоминает В. Д. Бонч-Бруевич по этому поводу: «Интересно! — сказал Владимир Ильич.— Идея есть, но зачем же меч?.. Мы бьемся, мы воюем и будем воевать, пока не закрепим диктатуру пролетариата… Но это не значит, что война, военщина, военное насилие будут главенствовать у нас. Завоевания нам не нужны». 20 апреля 1918 года поправку Ленина принимает СНК.

В июне 1918 года Петроградский монетный двор приступил к выполнению государственной печати, которая вскоре и была изготовлена (рис. 2). 10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов принимает Основной закон — Конституцию молодой Советской России. В главе о гербе и флаге говорилось, что герб РСФСР должен состоять из изображения на красном фоне в лучах восходящего солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками вниз в окружении венца из колосьев, с надписями «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Вошедшая в государственную печать эмблема «Серп и Молот» закрепляется конституционно и вводится в герб РСФСР как государственная эмблема. На гербовой марке 1922 года, как и на многих государственных бумагах Советской России, со времени появления государственной печати дается изображение ее центральной части в несколько упрощенном виде (рис. 3).

Рис. 3

Поиски образа герба Республики, начавшиеся при подготовке Конституции в мае 1918 года, успешно завершились только 20 июля 1920 года, когда ВЦИК утвердил окончательный вариант. В завершающей стадии работы над гербом РСФСР последние штрихи вносит замечательный художник и скульптор Н. А. Андреев. Так государственная эмблема нашла свое место и в изображении герба РСФСР (рис. 4).

В филателии «Серп и Молот» как государственная эмблема находит отражение на марке № 6 первого стандартного выпуска РСФСР. Первым же изображением герба РСФСР, вероятно, нужно считать надпечатку на секретке царской России «Филателия — детям. 19 августа 1922 года», где гербом «закрывается» знак почтовой оплаты. К сожалению, не могу проиллюстрировать ее, хотя долгое время веду безуспешные поиски хотя бы одной из двух цельных вещей, вышедших 19 августа 1922 года — в первый в стране День филателии.

30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов принял декларацию и договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Сразу же начинается работа по выработке конституционных вопросов, в том числе и вопросов о гербе и флаге СССР. К разработке герба привлекается группа художников Гознака. В нее входят Д. С. Голядкин, В. К. Куприянов, А. Г. Якимченко и другие. Филателистам многие из них хорошо знакомы как мастера почтовой миниатюры. Особо выделялся И. И. Дубасов, которому поручается провести окончательную доработку проекта. В своих воспоминаниях художник говорит, в частности, о «Серпе и Молоте»: «Категорически требовалось не допускать искажение его формы. Это было вызвано тем, что… некоторые художники слишком вольно относились к изображению этой советской эмблемы и… часто в поисках оригинальности доходили до полнейшего абсурда, превращая эмблему в трудноразгадываемый ребус». Слова художника подтверждаются ее изображением на марках о советской пионерии № 530—534, № 743.

Трудно поверить, что после высказанного в защиту государственной эмблемы Дубасов мог позволить себе исказить ее. Тем более на марке, посвященной юбилейной дате РСФСР. Остается одно — ошибка при гравировке? С этим я и отправился в Музей связи им. А. С. Попова.

Сотрудники музея с большим интересом отнеслись к моей гипотезе. Но после поисков выяснилось — музей не располагает эскизом Дубасова. Есть только утверждение пробы марок его юбилейной серии. Правда, имеется ряд эскизов других художников, так как на создание этой серии проводился конкурс. Мне посоветовали обратиться в музей Гознака. Тогда я обратился с просьбой к своему товарищу В. В. Иванову. Уезжая на очередную сессию Верховного Совета — он депутат и в то же время большой филателист,— Виктор Васильевич обещал навести все интересующие меня справки в хранилищах Гознака. Вот что выясняется. Есть ЭСКИЗ (конкурсный) за подписью И. Дубасова. На нем отсутствует изображение эмблемы, а также не проставлен номинал. Есть даже фотопроект марки авиапочты № 59 (вероятно, с наложением проектируемой надпечатки на эскиз И. Дубасова), но тоже без эмблемы и номинала. Все это утверждено к печати 23 октября 1922 года Н. Сокольниковым.

Моя версия далее сводится к тому, что гравер, заполняя некоторую пустоту между цифрами номинала и словом «ПОЧТА», эмблему изобразил, но из-за того, что она была лишь недавно утверждена и малознакома, немудрено, что гравер (его не удалось установить) выполнил ее в зеркальном изображении. Согласно дате утверждения к печати — 23 октября — можно допустить, что и при обнаружении этой «накладки» марки выпустили в обращение.

Ю. Скрипкин. Зеркальная эмблема. «Филателия СССР». 1990. №8 (стр. 12-13).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.