Поводом для настоящей заметки послужил любопытный документ из коллекции автора (рис. 1), в котором крестьяне из имения Ковшова близ г. Раков Минской губернии просят о найме почтового ящика:

«Начальнику Раковской почтовой конторы
От имения Ковшова

Заявление

Мы Крестьяне им. Ковшова всепокорнейше просим о найме почтового ящика для корреспонденции им. Ковшова на год. И корреспонденцию никому не выдавать без удостоверения с подписью старшего им. Ковшова Антона Потаповича. Прилагаю на абонент, ящик 6 руб.

Расписался за всех староста им. Ковшова /подпись/
1918 г. января 8».

Рис. 1

Весь документ написан чёрными чернилами, а последняя фраза — фиолетовыми. Свидетельством того, что указанная сумма была приложена к этому формально непочтовому документу с почтовым содержанием, служат наклеенные на его левом верхнем углу шесть 1-рублёвых почтовых марок выпуска 1917 г., погашенных календарным почтовым штемпелем «РАКОВЪ МИНСК./*» от 8 января 1918 г. — штемпелем той почтовой конторы, начальнику которой и обращено настоящее заявление.

Этот документ — интересный и нечастый пример непочтового использования почтовых марок, а также редкий пример активности крестьянских масс в обустройстве своего почтового быта.

Как правило, улучшением почтового сообщения занималось само почтовое ведомство. Примером этого может служить следующий официальный документ:

«11 августа 1916 г. №92
О постановке почтовых ящиков на трактах
Циркулярным предписанием Начальникам почтово-телеграфных округов от 14 августа 1903 г. за № 32956 была предусмотрена, между прочим, как одна из мер к достижению улучшения почтовых сообщений, постановка на трактах почтовых ящиков для опускания и выемки корреспонденции в тех пунктах, где нет почтовых учреждений.

Между тем в некоторых почтово-телеграфных округах не обращается должного внимания подлежащего начальства на предоставление местному населению удобств в получении корреспонденции через посредство упомянутых ящиков и таковых во многих пунктах до сего времени не имеется в том количестве, какое по местным условиям необходимо было бы иметь.

В виду сего предлагаю Начальникам почтово-телеграфных округов безотлагательно выяснить, в каких именно пунктах на путях следования почт в пределах данного округа ощущается теперь же надобность в почтовых ящиках, и озаботиться немедленной их постановкой, а также и на будущее время иметь тщательное наблюдение, чтобы по открытии новых путей почтового сообщения почтовые ящики обязательно выставлялись там, где ощущается в них надобность.

Подписал: Начальник Главного Управления Похвиснев».

Рис. 2

После прочтения второго документа, указующая сила которого заметно ослабла к началу 1918 года, первый документ, поданный от имени крестьян, кажется ещё более необычным.

Рис. 3

На самом деле, если вспомнить те моменты, когда опускаешь своими руками важные и волнительные для нас письма в почтовый ящик, возникает ощущение, что этот самый ящик превращается в эти секунды в некоего неодушевлённого посредника-коммуникатора, которому доверено послание. А на конечной точке маршрута адресат у себя в подъезде дома возможно напевал: «Почтовый ящик открываю я с волненьем…».

«Если бы почтовые ящики знали, как часто люди обращаются к ним за решением своей участи, то не имели бы такого смиренного вида. Я по крайней мере едва не облобызал свой почтовый ящик и, глядя на него, вспомнил, что почта — величайшее благо!..» Эта талантливая краткость — из рассказа А.П. Чехова «Любовь».

Рис. 4

Уважительное отношение к почтовым ящикам отразилось и на их оформлении. На рис. 2, 3 и 4 представлены колоритные почтовые ящики из Центрального Музея связи в Санкт-Петербурге, фотографии которых сделаны автором во время проведения там Всемирной филателистической выставки в 2007 г.

Рис. 5

На иллюстрированной почтовой карточке (рис. 5), отпечатанной в Германии в начале прошлого столетия, запёчатлён момент, когда письмо не дойдёт до адресата по вине отправителя, а точнее из-за вина отправителя.

Бывают ситуации, когда, опустив письмо в почтовый ящик, человек через короткое время передумывает его отправлять. Способы возврата письма придумываются соразмерно фантазии. Однако почтовыми правилами эта процедура была предусмотрена ещё 1883 г. во Временных постановлениях по почтовой части ст. 84:

«Простое закрытое письмо, опущенное в почтовый ящик или поданное на почту, может быть возвращено обратно в таком случае, если подаватель подаст письменное заявление начальнику почтового учреждения с объяснением формы письма и адреса, а также представит печать, если письмо опечатано. Почерк на заявлении должен быть тождествен с тем, которым написан адрес.

При тождестве почерков письмо вскрывается, и если подпись на нём будет та же, что на заявлении, то письмо выдаётся просителю под расписку на заявлении; но если письмо окажется не принадлежащим просителю, то об этом случае составляется акт, который передаётся подлежащей судебной власти; на письме же делается оговорка о причине вскрытия, и оно отправляется по принадлежности, будучи предварительно опечатано казённою печатью».

Рис. 6а

На рис. 6а приведена адресная сторона иллюстрированной почтовой карточки, отправленной из Берлина 24 декабря 1926 г. в Тифлис со следующим текстом: «…Шлю Вам свой очередной горячий привет на открытке, изображающей улицу, на которой мы в настоящее время проживаем. Эта открытка даст Вам возможность хотя бы поверхностно… составить себе впечатление о нашей жизни за границей. Крест на снимке обозначает окно с выступом, где стоит стол, за которым я пишу эту открытку, два кружочка изображают подъезд нашего дома; стрелка — почтовый ящик, куда я опускаю письма для Вас…».

Рис. 6б

И действительно, в левой нижней четверти открытки (рис. 6б) стрелкой обозначен дорогой сердцу отправителя ящик-коммуникатор, связывающий его с далёкой родиной…

Отправители трепетно или с надеждой опускают письма в почтовые ящики, потом одни почтовые работники их вынимают, порой не всегда аккуратно, а другие внимательно их рассматривают.

Рис. 7

На рис. 7 — почтовая карточка, франкированная 4-коп. маркой с вертикальной меловой сеткой, отправленная из Варшавы в декабре 1912 г. в Германию. В левом нижнем углу поставлен фиолетовый 1-строчный штамп «ВЫНУТО ИЗЪ ЯЩИКА» со служебной припиской под ним в 5 строк: «в разорванном подполам виде, а потому/ оклеено./ п-т. Чиновник /подпись».

Карточка на лицевой и обратной стороне подклеена полем марочного листа с перфорацией и вертикальной меловой сеткой, ориентированной вдоль полоски.

Рис. 8

На рис. 8 приводится закрытое 5-коп. письмо выпуска 1890 г., отправленное 23 октября 1891 г. из Санкт-Петербурга в Ревель на Татарскую улицу, куда оно было доставлено днём позже. В Северной столице внимательные почтовые чиновники усмотрели неполную оплату этого иногороднего письма (вместо 7 — только 5 коп.), наклеили на оборотную сторону фиолетовую прямоугольную облатку «Вынуто изъ ящика №____/ Отдела недостаточно оплаченное/ Пом. Старшего /Подпись/» и поставили красный штемпель ДОПЛАТИТЬ с удвоенным по отношению к недоплате штрафом размером 4 коп.

Рис. 9а

Рис. 9б

В 1910 — 1914 годах на вокзалах Санкт-Петербурга, Риги и Вильны, по примеру Германии, были установлены автоматические почтовые ящики для приёма и обработки заказной корреспонденции, которая штемпелевалась в них прямоугольным R/3-каше с переводным номером, датой и двуязычным написанием города и вокзала. Автоматы выдавали расписки в приёме письма. Дополнительно на письма могли ставить ручные штампы, информирующие, что письмо вынуто из автомата. На рис. 9а приводится заказное заграничное письмо Первой золингенской точильни, франкированное 20-коп. маркой, отправленное 10 июля 1914 г. из Риги в Линией, Германия (прибыло 25 июля по новому стилю) с овальным календарным штемпелем «РИГА/ВОКЗАЛЪ/в», машинным красным двуязычным R/3-каше «RIGA GARE/ РИГА ВОКЗАЛЪ/ 107 iюн 10 14» (размер 34×31 мм) и фиолетовым штампом «ЗАКАЗНОЕ.» (размер 36×5 мм). На обороте конверта наклеена рекламная виньетка с рекламой электрического фена (рис. 9б).

Рис. 10а

Рис. 10б и 10в

На рис. 10а — заказное письмо, франкированное 10-коп. маркой как местное (отправлено с вокзала 18 января 1916 г. присяжным поверенным в адрес мирового судьи), с овальным календарным штемпелем отправления «С.П.БУРГЪ/ВАРШ.ВОКЗ./б» и машинным красным двуязычным З/R-каше «С.Петербургъ В.В./ S.Petersbourg G.V./041 янв. 18 14» размером 33,5×30 мм (рис. 10б). На обороте письма левее штемпеля прибытия стоит дополнительный красный однострочный ручной штамп «ИЗЪ АВТОМАТА» размером 35×3 мм (рис. 10в).

Рис. 11а

Рис. 11б

На рис. 11а можно увидеть заказное заграничное письмо, франкированное 7+7+7-коп. марками, отправленное 19 марта 1913 г. с Николаевского вокзала Санкт-Петербурга в Германию с овальным календарным штемпелем «С.ПЕТЕРБУРГЪ/ НИКОЛ. ВОКЗ./в» на адресной стороне, а на обороте (рис. 11б) — с машинным красным двуязычным З/R-каше «С.ПЕТЕРБУРГЪ Н.В./ SI.PETERSBOURG G.N./442 мар. 19 13» (размер 34×28,5 мм) и дополнительным однострочным ручным фиолетовым штампом «ПРИНЯТО АВТОМАТОМЪ» (размер 58×7 мм). Письмо было трижды переадресовано, о чём свидетельствуют исправления адресов и три штемпеля немецких городов: Мюнхен (4 апр.), Поссенхофен (5 апр.) и Поекинг (6 апр.). Все три даты переадресовки — по новому стилю.

Рис. 12а

Рис. 12б

На рис. 12а — заказное местное письмо, франкированное 7+7-коп. марками, отправленное 21 декабря 1913 г. с того же Николаевского вокзала Санкт-Петербурга, с овальным календарным штемпелем «С.П.БУРГЪ/ НИКОЛАЕВСКИЕ ВОКЗ./ж» на адресной стороне, а на обороте (рис. 12б) — с машинным красным двуязычным З/R-каше «С.ПЕТЕРБУРГ Н.В./ SI.PETERSBOURG G.N./ 960 дек. 21 13» (размер 34×28 мм) и дополнительным двустрочным ручным штампом «ПРИНЯТО/АВТОМАТОМЪ» (размер 36×8 мм).

Письма с такими машинными вокзальными штемпелями, которые ставились в специальном автоматическом почтовом ящике, — редкий, «штучный» товар, но известный и хорошо описанный.

Ниже будут представлены два письма, которые следует отнести к неописанной ранее категории заказных железнодорожных писем, опущенных в почтовые ящики при вокзалах.

Рис. 13а

Рис. 13б

На рис. 13а — заказное местное письмо, франкированное парой 7-коп. марок, прошедшее почту в Санкт-Петербурге, которое было опущено 10 мая 1913 г. в почтовый ящик на Николаевском вокзале, откуда оно было вынуто, о чём свидетельствует фиолетовый 2-строчный штамп «Вынуто изъ почто-/вого ящика.» размером 35×11 мм на обороте (рис. 13б). Марки погашены овальным штемпелем «С.ПБТЕРБУРГЪ/ НИКОЛ. ВОКЗ./а», а левее них нанесена регистрационная 3-наклей-ка «№ 827 /С.ПЕТЕРБУРГЪ/ П.О.Николаевск, ж.д.».

Рис. 14а

Рис. 14б

На рис. 14а приводится заказное письмо от земского врача 4-го медицинского участка Сызрани, адресованное в первые дни мировой войны в Петроград, в Главное Управление Красного Креста и франкированное парой 7-коп. марок. Письмо это опущено 23 августа 1914 г. в почтовый ящик на Сызранском вокзале. Конверт был оттуда вынут, о чём свидетельствует 2-строчная надпись чёрными чернилами: «Вынуто изъ ящика/ Р(азъездной) чиновник, подпись» на обороте (рис. 14б). Марки погашены овальным штемпелем «СЫЗРАНЬ/ВОКЗАЛЪ/а», а выше правого штемпеля нанесена регистрационная 3-наклейка «№ 651/ Сызрань/ж. д. П. 0.». Если эту надпись выполнил разъездной чиновник (т.е. чиновник почтового вагона), то это, возможно, означает, что письмо было опущено в почтовый ящик, выставленный на перроне, предназначенный для писем в Северную столицу. Или в обязанности разъездного чиновника входило забирать вынутые из ящика письма из окна заказной корреспонденции вокзального почтового отделения и делать на них соответствующие служебные отметки?

Считаю уместным привести ещё ряд почтовых документов 70-х годов XIX века:

«В часы, установленные для приёма корреспонденции, адресованные внутрь Империи и за границу простые письма и бандерольные отправления, подаваемые согласно правилам, должны быть опускаемы корреспондентами в особые ящики, устроенные для этой цели в комнате, где производится приём простой корреспонденции.

Примечание: Простая внутренняя и иностранная корреспонденция опускается самими подавателями в особый ящик, выставленный тут же в почтовом месте; но по требованию подавателя почтовые чиновники должны определить вес корреспонденции и причитающиеся за неё платежи, а также наклеить на корреспонденцию почтовые марки, если подаватель встретит в этом отношении затруднение. Впрочем, если корреспонденция такого размера, что не может быть опущена в ящик, хотя и удобная к пересылке по почте, то такая корреспонденция должна быть принята почтовым чиновником (Циркуляр 1871 г., 11 февр. №2276).

Независимо от подачи простой письменной корреспонденции в почтовом учреждении в установленные для того часы она может быть опускаема во всякое время дня и ночи в установленные для сего почтовые ящики, которые прикрепляются к наружным стенам домов, занимаемых почтовыми местами, или приделываются к окнам, а также на улицах, к стенам казённых и частных строений, или выставляются на пароходных пристанях и на станциях железных дорог (Почтовый Устав, ст. 434).

Примечание 1: Ящики для опускания писем в городах, местечках и станциях железных дорог должны быть известного образца и окрашены в тёмно-зелёный цвет. На передней боковой стороне ящика, в верхней части должен быть нарисован конверт белою краскою и под ним тою же краскою надпись: «Почтовый ящик для писем». Если же при некоторых из ящиков потребуется обозначить время выемки корреспонденции, в таком случае, краткая, точная надпись об этом делается над ящиком отдельно от него, или же на металлической дощечке, вставленной с наружной передней стороны, в нижней части (Циркуляр 1870 г. 16 янв. № 736; Циркуляр 1880 г. у. и р. п. 12).

Примечание 2: Ящики, которые выставляются на бесприёмных станциях, устраиваются самые простые, деревянные» (Циркуляр 1876 г. у. п. 2).

Почтовые ящики устанавливались не только в почтовых отделениях.

«На некоторых станциях железных дорог существуют почтовые отделения, в которых производится приём заказной и простой письменной корреспонденции, кроме того, во время остановок поездов на станциях ж. д. простые и открытые письма и бандерольные отправления могут быть опускаемы в ящики, установленные в почтовых вагонах» (Почтовый Устав, ст. 277, 278, 281 и 298). Любопытно отметить, что, по аналогии с почтовыми вагонами, в 1928 году на московских трамваях было установлено 200 почтовых ящиков, куда москвичи могли опускать письма. Во время остановки трамвая недалеко от главпочтамта почтовики забирали письма.

Следует напомнить, что самый первый почтовый ящик в России появился в Санкт-Петербурге в 1848 году (его образец находится в Центральном музее связи имени А.С. Попова). На нём изображён почтовый конверт с красной сургучной печатью. Конструкция ящика оказалась неудобной: без особого труда его можно было открыть.

К тому же злоумышленники уносили почтовые ящики вместе с письмами. Тогда попытались их утяжелить. На смену пришёл почтовый ящик из чугуна. Весил он более 40 кг!

Первый почтовый ящик из литого чугуна в Лондоне установили в 1866 году. Также в Лондоне были созданы экспресс-почтовые ящики. Отправитель опускал в такой ящик письмо и монету для оплаты услуг и нажимал на специальный рычаг, с помощью которого в ближайшее почтовое отделение подавался сигнал о поступлении письма. Получив сигнал, из почтового отделения отправляли курьера забрать письмо.

В начале XIX века в обиход вошли железные почтовые ящики, которые накрепко прикреплялись к стенам домов. В 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей. Она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный ящик для забора писем. Позже он превратился в мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.

В заключение ещё раз нетленный А.П. Чехов:

«Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умакнул перо и написал: «На деревню дедушке». Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу»… Он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу… Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель…».

Рис. 15

Маленьким детям, чтобы опустить письмо в ящик, приходилось на что-нибудь взбираться повыше, причём художники иллюстрированных открыток и в 1903 г. (рис. 15), и лет на 50 позже (рис. 16) почему-то поставили детей на тачки, правда, во втором случае — на перевёрнутую… Зато рисунки получались яркие и запоминающиеся!

Рис. 16

На этом позвольте завершить этот краткий экскурс в историю почтового ящика…

В. Левандовский. Зарисовка на тему почтового ящика. «Филателия». 2010. №10 (стр. 16-21)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.