Далеко не случаен сегодняшний интерес филателистов и филокартистов к маркированным карточкам и открыткам прошлого века, пропитанным духом социалистического реализма. Иллюстрированные почтовые карточки в СССР являлись одним из самых массовых средств культурного и идейно-политического воспитания трудящихся.

Сотни открыток 1930 — 1950-х годов с репродукциями работ советских художников запечатлели И.В. Сталина. Вот добродушный усач смотрит на салютующих ему пионеров с открытки 1939 года художника Н. Ватолина «Спасибо родному Сталину за счастливое детство». Портрет Сталина в руках пионера-новосёла можно увидеть на открытке художника А. Лактионова «В новую квартиру». На почтовой карточке художника А. Волкова «Первое сентября» товарищ Сталин глядит с настенного портрета на нарядную школьницу, завязывающую перед зеркалом пионерский галстук.

В июне 1952 года издательство «Советский художник» полумиллионным тиражом выпустило открытку с репродукцией одной из самых известных работ народного художника УССР С.А. Григорьева «Приём в комсомол». Эта работа с этнографической скрупулёзностью воссоздает не только достоверность обстановки, точность психологических портретов, но и духовный накал происходящего, поднимающегося до символического звучания.

В центре композиции — девочка-подросток в строгой школьной форме, руки взволнованно скрещены за спиной, доверчивый взгляд обращен к членам президиума. В застенчиво-трогательной позе школьницы чувствуется её скромность, искренность, душевная чистота. Особую торжественность происходящему придают красное знамя и бюст И.В. Сталина. Приём в комсомол был серьёзным и ответственным экзаменом в жизни школьников сталинской поры. Об этом можно судить по закладкам в книжке сидящей у стола президиума белокурой девушки и в блокноте самой школьницы. Секретарь комсомольской организации даже привстал, подчёркивая важность момента. Да и сидящий позади школьницы коммунист в военном кителе с орденскими планками на груди внимательно прислушивается к ответам вступающей в комсомол девушки.

«Для него, — пишет о художнике Галина Карклинь (автор альбома «С.А. Григорьев», изданного в 1981 году), — это не только традиционный сюжет, определяющий высокий моральный и общественный облик советской партийной молодёжи, её требовательность к себе и своим товарищам. Эти картины родились как плод личных многолетних раздумий художника-коммуниста, отдавшего полвека воспитанию поколений грядущего. Это и результат критического переосмысления своего собственного опыта, дань своим духовным наставникам и учителям, привившим ему благородные идеалы служения народу, неустанное стремление к созданию нового коммунистического общества». Не случайно за свои картины «Вратарь» и «Приём в комсомол» Сергей Григорьев в 1950 году был удостоен Государственной премии СССР.

В марте 1953 года Сталин умер. В феврале 1956-го грянул XX съезд КПСС, развенчавший культ личности. Вождю всех народов и его ближайшему окружению предъявили обвинение в создании административно-командной системы, произволе и массовых политических репрессиях, имевших тяжёлые последствия для нашего народа. По стране прокатилась волна демонтажа памятников Сталину, его портреты исчезли из школьных учебников и отрывных календарей. А с почтовой карточки с очередной репродукцией картины Сергея Григорьева «Приём в комсомол», выпущенной издательством «Советский художник» в 1958 году, исчез бюст Сталина.

В этом плане любопытно, что, работая над картиной «Обсуждение двойки» (за которую в 1951 году художник получил свою вторую Сталинскую премию), Григорьев хотел назвать её «Обсуждение персонального дела на партийном собрании». Изначально персонажи композиции были студенческого возраста, но в окончательном варианте всё свелось к «обсуждению двойки» в школе. Стоит ли после этого удивляться, что в угоду новым политическим веяниям с репродукций его «Приёма в комсомол» пропал гипсовый Сталин?

Но благодаря сохранившимся почтовым карточкам советской поры, вышедшим в интервале одного десятилетия, сегодня мы имеем два варианта одной из самых характерных для социалистического реализма работ Сергея Григорьева.

О. Гонозов. Заметьте разницу… «Филателия». 2010. №8 (стр. 21-22)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.