Венера — ближайшее к Земле небесное тело, схожее с ней по размерам, расстоянию от Солнца, протяженности атмосферы. По-видимому, еще на заре зарождения астрономии Венера стала первым объектом, который человек научился различать среди множества звезд.

Изучение планеты тесным образом было связано с созданием телескопа. Именно телескоп (хотя и далеко не совершенный), показанный на марке СССР № 3029, позволил Галилео Галилею в 1610 году открыть фазы Венеры, а М. В. Ломоносову в 1761 году, наблюдавшему прохождение Венеры перед Солнцем,— наличие атмосферы на планете. Следующие почти два века исследований с помощью оптических приборов дали сравнительно мало дополнительных сведений, так как наблюдения с Земли за Венерой затруднены.

Проведенная в последнее десятилетие инфракрасная спектрография планеты позволила сделать некоторые предположения о температуре, химическом составе атмосферы выше слоя облаков. Начиная с середины 50-х годов исследования радиоизлучений Венеры с помощью радиотелескопов в СССР и США указывали на высокие температуры ее поверхности (около 250 — 450°C). Однако окончательной уверенности в этих данных не было. Радиотелескопы помогли уточнить расстояние между Венерой и Землей, определить направление вращения и продолжительность солнечных суток на Венере. Один из крупнейших радиотелескопов «Джорнол Бэнк» (Великобритания) показан на марке Шарьян № 84. Крупные радиотелескопы мы видим на марках Франции (№ 1362), ВНР (№ 1623), МНР (№ 329) и др.

Качественный скачок в познании тайн Венеры произошел в последние годы и был связан с запуском автоматических межпланетных станций (АМС).

Первая АМС «Венера-1» стартовала 12 февраля 1961 года. Предстояло проверить правильность технических решений, надежность аппаратуры в тяжелых условиях многомесячного полета, выяснить действие радиосвязи на таких гигантских расстояниях. И автоматическая станция ответила на эти и многие другие не менее важные вопросы. Она разведала условия в межпланетном пространстве на пути к Венере, совершила полет около нее. Первыми миниатюрами, посвященными этому знаменательному событию, были марки СССР № 2556, а также НРБ № 82, ЧССР № 1134 и др. На марках СССР № 2557, ВНР № 1623, ГДР № 644 достаточно точно показаны траектория полета и сама станция: Кроме того, полет станции был отмечен выпуском цельной вещи Министерства связи СССР.

В США для исследований Венеры и Марса была разработана система космических зондов «Маринер». Первая попытка запуска аппарата к Венере в июле 1962 года закончилась неудачей. В августе «Маринер-2», успешно перенеся многомесячный полет, прошел на расстоянии 33 тысяч километров от поверхности и передал некоторые сведения о планете. Специальных почтовых марок, посвященных этому событию, в США издано не было. Некоторое представление об аппарате дает почтовая миниатюра ПНР № 1310, где представлено его схематическое изображение. Момент передачи информации с борта «Маринер-2» показан на марке Либерии № 395.

12 ноября 1965 года была запущена автоматическая станция «Венера-2». Через четыре дня следом за ней стартовала «Венера-3». Перед станциями стояли различные задачи: первой предстояло пролететь около планеты, второй достичь ее поверхности. Это потребовало высокой точности выведения станций на траекторию движения. Например, отклонение в скорости в конце участка разгона на 2 м/сек привело бы к отклонению от расчетной проектории в окрестностях Венеры на 30 тысяч километров. Однако точность выведения «Венеры-2» была настолько высока, что коррекции траектории не потребовалось. Как и предполагалось, станция прошла над освещенной частью Венеры на расстоянии 24 тысяч километров. 1 марта 1966 года «Венера-3» произвела жесткую посадку на поверхность Венеры, доставив вымпел с гербом Страны Советов и медаль, показанные на марке СССР № 3379.

В результате полетов был получен большой объем проекторных измерений, выяснилось, что условия работы станций в непосредственной близости от Венеры изучены еще мало: нарастание температуры превысило расчетные значения, нарушилась радиосвязь. Тем не менее, накопленный опыт трудно переоценить.

Значительным шагом вперед стал полет АМС «Венера-4», которая 18 октября 1967 года вошла в атмосферу планеты. Спускаемый аппарат станции после аэродинамического торможения на парашютной системе плавно снизился на поверхность Венеры, достав ив второй вымпел с изображением герба СССР. В течение 93 минут передавалась информация о температуре, давлении, плотности «венерианского воздуха» на разных высотах. Оказалось, что нижняя атмосфера Венеры состоит примерно на 90 процентов из углекислоты, нескольких процентов азота, кислорода и воды.

Уже на следующий день, 19 октября, в Москве и Киеве проводились спецгашения. Полету «Венеры-4» посвящена также марка № 3623. В правом верхнем углу этой почтовой миниатюры на фоне Венеры показан вымпел в виде пятиконечной звезды с гербом СССР в центре. На купоне марки текст: «18.Х.67 г. советская автоматическая станция «Венера-4» впервые в мире осуществила плавный спуск и посадку на поверхность планеты. Станцией переданы ценнейшие данные о планете Венера. Министерством связи СССР 5 марта 1970 года был выпущен конверт о запуске станции. Удачна миниатюра НРБ № 1570, на которой хорошо видна приемно-передающая часть АМС: две малонаправленные и большая остронаправленная параболическая антенны.

Через сутки после завершения полета «Венеры-4» на расстоянии нескольких тысяч километров от поверхности Венеры пролетел «Маринер-5». Совместная обработка результатов исследований, проведенных «Венерой-4» и «Маринером-5», позволила сделать предположение о более высокой температуре и давлении у поверхности, в результате — спускаемый аппарат мог прекратить работу еще над поверхностью Венеры.

В целях более полного изучения Венеры и получения большого объема научной информации в январе 1969 года в СССР были запущены АМС «Венера-5» и «Венера-6». На основании данных «Венеры-4» практически заново был изготовлен спускаемый аппарат станций. На Землю были переданы данные о температуре и давлении более глубоких слоев атмосферы, чем в сообщениях «Венеры-4», однако и в этом случае измерения были завершены, когда до поверхности оставалось еще около 20 километров. Этапы полета станций и спускаемого аппарата, а также доставленные вымпелы с барельефом В. И. Ленина и Государственным гербом СССР показаны на марках СССР № 3820, 3821.

В полетное задание «Венеры-7» входило изучение атмосферы в процессе спуска вплоть до самого «дна», посадка и проведение измерений непосредственно на поверхности. На участке межпланетного полета предусматривалось изучение интенсивности космических лучей. 15 декабря 1970 года спускаемый аппарат «Венера-7» совершил посадку на ночную сторону планеты, доставив вымпел с изображением В. И. Ленина и герба СССР. Впервые в мире научная информация в течение 35 минут передавалась непосредственно с поверхности Венеры. Атмосферные параметры в месте посадки составляли: 475±20°С и 90±15 атм. Момент подлета станции к Венере изображен на почтовой миниатюре Кубы N9 1668. Вымпел с изображением В. И. Ленина показан на маркированном конверте (авиа) Министерства связи СССР от 23 марта 1971 года и на одном из конвертов серии «15 лет космической эры» (10.VII.72).

Близкие к этим данные, но по дневной стороне были получены АМС «Венера-8» (СССР, № 4196, 4197; ВНР, № 101), завершившей этап прямых измерений физико-химических характеристик при спуске в атмосфере планеты. Выяснилось, что некоторая часть солнечных лучей в видимом спектре проникает до поверхности Венеры, и там существуют заметные различия по освещенности между днем и ночью. Впервые были проведены исследования поверхностного слоя планеты: диэлектрическая проницаемость и плотность грунта.

Не менее интересные данные о Венере и об окружающем ее пространстве будут получены станциями «Венера-9» и «Венера-10» — новым типом космических станций для исследования Венеры. В процессе полета станций по трассе Земля — Венера планируется проведение исследований межпланетного пространства. Станции достигнут окрестностей планеты в конце 1975 года.

Научные результаты, полученные станциями типа «Венера» — огромный вклад в изучение природы Венеры.

С. Абрамов. Загадки утренней звезды. «Филателия СССР». 1975. № 10 (стр. 8-10)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.