При замене прогнивших досок в музее морского флота в Одессе, занимающем особняк высшего английского клуба, найдены марки с портретами В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого. Корреспондент газеты «Радянска Украина», сообщивший об этом случае, в недоумении: что это за выпуски, в каталогах их нет.

В «Большом филателистическом словаре» упоминается имя итальянского фальсификатора Марко Фонтано, который, пользуясь доверчивостью филателистов, наводнял марочный рынок фальшивками еще до первой мировой войны. Позднее, в 1922—1923 годах он изготовил по меньшей мере две серии псевдосоветских марок и, прибегнув к помощи «Товарищества итальянской филателии», продавал их по всему свету. Отметим, что «Товариществу» словарь посвящает статью в связи с распространением им «различных фальшивых марок, якобы выпусков РСФСР», т. н. «Одесского Помгола», с изображением крестьянина, рабочего, красноармейца и др».

Марки «Одесского Помгола», сработанные Марко Фонтано, довольно широко известны советским филателистам старшего поколения, даже встречаются в коллекциях. Но о другой серии, состоящей из семи марок и пока не получившей какого-либо названия, знают далеко не все. О них в 1922 году Ф. Г. Чучин писал в «Советском филателисте» (№ 3—4, с. 19—22). Но этот журнал давно стал библиографической редкостью.

Упомянутая серия не заслуживала бы столь пристального внимания, если бы в силу ряда причин не превратилась в некое «белое пятно» отечественной филателии.

Десятилетиями о марках этой серии умалчивалось, хотя мне удалось разыскать несколько косвенных упоминаний. Так, в 1937 году в журнале «Огонек» (№ 15) была опубликована статья «Почтовая марка», где ее автор И. Уразов пишет: «В годы гражданской войны в СССР за границей были отпечатаны (как выяснилось позже — в Италии) псевдосоветские марки с символическими рисунками в декадентском стиле. Пока обнаружилось, что Советская страна такие марки не печатала, многие успели их купить». Но даже это мимолетное упоминание недоступно нашим филателистам, ибо «Огонек» тридцать седьмого года, пожалуй, не меньшая библиографическая редкость, чем «Советский филателист» двадцать второго.

Правда, об одной из марок, входящей в серию, выпущенную Марко Фонтано, вскользь говорится в книге Р. Бершадского «О чем рассказывают марки». Перечисляя первые миниатюры с изображением В. И. Ленина, он отмечает, что в начале 20-х годов в Италии напечатали марку с портретом Владимира Ильича1.

Другое упоминание встретилось в «Справочнике по экспертизе советских почтовых марок» известного советского филателиста Я. Вовина. По его классификации, к фальшивым маркам относятся и так называемые «фантастические выпуски», под которыми он понимает те, что сфабрикованы фальсификаторами и предлагаются ими филателистам под видом почтовых. Рисунки таких «марок» никогда полностью не подражают курсировавшим знакам почтовой оплаты, а почти всегда имеют оригинальный рисунок. Фабрикация подобных выпусков особенно активизировалась во времена мировых войн и революционных, событий, когда филателистические организации многих стран были разобщены, а филателистическая пресса или вообще прекратила свою деятельность, или работала нерегулярно»2.

В качестве примера Вовин ссылается на выпуски Фонтано: «Особо отмечалась в этой области итальянская фирма Марко Фонтано, снабдившая филателистов фантастическими марками «Одесского Помгола» и рядом других выпусков и даже марками… с портретом В. И. Ленина».

Подобные отрывочные и неконкретные сведения кочевали из одного издания в другое, что, конечно же, сказалось и на содержании статьи в новом издании «Большого филателистического словаря». Между тем, на наш взгляд, читателям небезынтересно будет узнать подробнее об «итальянской эмиссии советских марок».

Шел 1922 год. Молодая Советская республика вступила в мирный период развития. Но долгие годы первой мировой и гражданской войны привели к тому, что страна оказалась в изоляции. Нарушились прежние связи в экономике, политике, культуре (в том числе и интересующие нас — филателистические). Как выйти из изоляции, прорвать ее? Важным этапом на этом пути была Генуэзская конференция, проводившаяся в апреле — мае 1922 года, а официальное приглашение итальянского правительства было вручено правительству РСФСР 7 января. Эти даты приводим не случайно. По-видимому, можно утверждать, что события первых месяцев 1922 года были тем побудительным моментом, который и подтолкнул М. Фонтано «к решительным действиям».

Долгое время считалось, что главной причиной появления за рубежом выпусков, выдаваемых за советские, был «голод» на марки России и РСФСР. Так ли на самом деле? Есть основания думать, что это слишком упрощенный подход, хотя, безусловно, полностью данный фактор отбрасывать нельзя. В определенной степени нехватка выпусков России среди зарубежных филателистов ощущалась. Но, положа руку на сердце, спросим: много ли филателистов на Западе интересовались марками России? Наверняка их спрос даже в условиях изоляции нетрудно было удовлетворить, тем более, что до 1922 года наша страна еще не установила монополии на обмен и продажу филматериала за границу. И многие московские, да и не только московские коллекционеры (автору известно, что таким обменом пользовались собиратели и других городов, например, Петрограда, Архангельска, Вятки) обменивались с зарубежными партнерами и, между прочим, введение монополии на обмен с заграницей расценили как удар по своим правам и интересам. К тому же, что мешало Марко Фонтано выпустить эти псевдосоветские марки раньше, в 1918 году или, скажем, в 1920-м? Тогда бы их выпуск сопровождался куда меньшим риском разоблачения. Но «эмиссия» марок удивительным образом совпадает по времени с подготовкой и проведением Генуэзской конференции, с успешным выходом Советской России на международную арену. Не забудем и еще один немаловажный момент: место проведения международной конференции — Италия. Все это позволяет сделать вывод, что Марко Фонтано воспользовался сложившейся ситуацией.

Скорее всего, он пустился на такую аферу не только ради удовлетворения филателистических запросов. Ибо рассчитывать только на коллекционеров, пусть даже и немалое их число, было бы неразумно. Всякий бизнес, а дело Марко Фонтано, как тут не крути, представляло собой бизнес, требует размаха. Но развернуться он мог, только учитывая повсеместный исключительный интерес к Советской республике. Западная печать накануне Генуи много рассказывает о РСФСР, голоде, который поразил волжские губернии, комментирует предстоящее участие России в международной конференции, сообщает о вождях русской революции.

В такой обстановке Фонтано выпускает одну за другой две серии. Первая — т. н. «Одесский помгол» и вторая, которую позволим себе назвать «Символы революционной России». В ней семь марок. Сюжетно они весьма точно отображают эпоху. И это свидетельствует о том, что если и не сам Фонтано хорошо разбирался во внутренней ситуации в революционной России, то, во всяком случае, имел неплохого консультанта.

Итак, семь марок. У всех разный номинал: 10000 руб. — стилизованное изображение рабочего (кузнец); 22500 руб. — крестьянин (уборка урожая); 50000 руб. — красноармеец со знаменем; 100000 руб. — символы Советской республики: серп и молот, звезда; 150000 руб. — портрет В. И. Ленина; 300000 руб. — портрет Г. Е. Зиновьева; 450000 руб. — портрет Л. Д. Троцкого. Все марки имеют вписанную в овал аббревиатуру — «РСФСР» и текст — «почтовая марка».

Совершенно ясно, что наличие в серии портретов Троцкого и Зиновьева и было тем основным поводом, в силу которого о марках этих практически не говорилось.

Попробуем сравнить почтовые тарифы, реально существовавшие в то время в Советской России, с номиналами, указанными на марках.

Постановлением Совнаркома РСФСР от 12 апреля 1922 года вводились (уже не в первый раз за пять лет революции) новые почтовые тарифы на внутреннюю корреспонденцию, а 30 апреля того же года — и на международные почтовые отправления. Тарифы исчислялись пяти- и шестизначными цифрами: от 20000 до 200000 руб.3 Таким образом, номиналы Фонтано выглядели весьма правдоподобно. Даже такой, как 22500 руб. существовал на самом деле. В марте — апреле 1922 года вышла одна из марок (№ 42) второго стандартного выпуска РСФСР с таким номиналом.

Приведенные факты позволяют достаточно точно определить время выпуска марок Фонтано: апрель — май 1922 года.

Об изданных фальшивках у нас в стране стало известно в сентябре—октябре 1922 года, когда один из зарубежных подписчиков журнала «Советский филателист» сообщил об этом в редакцию. И редакция (в лице Ф. Г. Чучина) разразилась гневной статьей, озаглавленной «Спекуляция на революции РСФСР». Приведем отрывок из нее, чтобы почувствовать дух времени:

«Не успели еще высохнуть чернила после разоблачения этого уголовного молодца (имеется в виду М. Фонтано — В. К.) одной из стран Антанты с марками «в пользу Одесского округа», как на мировом филателистическом рынке появились новые фальшивые марки Советской России с портретами вождей Великой Революции — Ленина, Зиновьева и Троцкого — советским гербом и аббревиатурой РСФСР, с изображением рабочего, крестьянина и красноармейца.

Конечно, всякому сколь ни будь знакомому с русским искусством и личностями вождей Октябрьской революции в России эта грубая подделка будет ясна и без нашего разоблачения: модернизированные фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца, вытянутые в волосок и страдающие параличом всего тела, не имеют в себе и тени намека на русскую действительность и современное русское искусство — в этом можно убедиться хотя бы путем сравнения этих фигур с таковыми на русских действительных марках, помещенных нами в отделе новостей этого номера (рабочий и красноармеец), а тов. Ленин не раз журил своих услужливых друзей за попытки изобразить портреты вождей на марках, отмахиваясь обеими руками от навязываемой ему популярности и категорически воспрещая это делать кому бы то ни было.

Но иностранному капиталу — какое дело до скромности вождей мировой революции и до настоящего русского? Ему нужна прибыль, барыш, 100 % наживы, за которые он готов совершить какие угодно преступления»4.

Хочется сказать несколько слов о художественном исполнении фальшивых марок Фонтане Можно, конечно, с ходу охаять, наклеить какие угодно ярлыки, но истины это не прояснит. В высказывании Ф. Г. Чучина художественная манера исполнения марок Фонтано охарактеризована как «модернизм», а И. Уразов еще более «определенен» — «декаденство» (тут, понятно, надо учитывать, что это уже 1937 год). Но времена меняются, и если в 20—30-е годы модернизм и декаденство ассоциировалось чуть ли не с контрреволюцией, то сейчас эти направления в искусстве добились равноправия. Так что с высоты сегодняшнего дня манера исполнения марок не вызывает столь резкого неприятия.

Соблюдая историческую правду, следует заметить, что в начале 20-х годов в нашей стране наряду с зарождавшимся и приобретавшим силу непререкаемости социалистическим реализмом в художественном творчестве существовали на равных и другие направления. Позволю себе воспользоваться методом доказательства, к которому прибегает Ф. Г. Чучин. В уже упоминаемом мною номере журнала «Советский филателист» помещены репродукции проектов марок, авторы которых заняли три первых места в конкурсе на лучшую марку, посвященную 5-летию Великой Октябрьской социалистической революции5. Несходство манер, в которых выполнены проекты, говорит о том, что их авторы относились к разным художественным направлениям. Даже к тем, которые, по терминологии Ф. Г. Чучина, следует отнести к модернизму. Достаточно взглянуть на проект марки художника Н. Альтмана, занявшего второе место в конкурсе, чтобы убедиться: его манера мало отличается от стиля марок Фонтане.

Итак, перевернута еще одна маленькая страничка нашей богатой, противоречивой и пока еще мало изученной филателистической истории.

В. Кулаков. Забытые фальшивки. «Филателия СССР». 1989. №10 (стр. 21-23)


  1. Бершадский Р. О чем рассказывают марки. М., 1959, с. 98.
  2. Вовин Я. М. Справочник по экспертизе советских почтовых марок. М., 1973, с. 6.
  3. Подробнее о тарифах первых лет Советской власти см.: В. Карлинский. «Советские почтовые тарифы». «Филателия СССР»., 1966 г. № 4—6.
  4. «Советский филателист», 1922, № 3—4, с. 20—21.
  5. Первое место завоевал И. Дубасов. Марки по его рисунку выпущены в ноябре 1922 г. (см. № 54— 58).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.