Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Не склонившие головы

Р. Розенфельд. Не склонившие головы. Филателия СССР. 1976. №10. Стр. 47-51

О коренных жителях Северной Америки — индейцах, их борьбе за свободу написаны сотни томов художественной и научной литературы, им посвящены десятки фильмов. И не удивительно, что индейская тема нашла свое отражение и на почтовых марках. Выпущено уже достаточно филателистического материала, чтобы составить тематическую коллекцию.

Одна из самых интересных марок вышла в США в 1907 году в коммеморативной серии, посвященной 300-летию основания Джеймстауна — одной из английских колоний в Новом Свете. На ней портрет Покахантос, дочери Повхатана — главы некогда могучей конфедерации алгонкинских племен Вирджинии. Индейцы, вначале дружественно принявшие белых пришельцев и уступившие им часть своей земли для поселения, оказались втянутыми в войну со своими агрессивными соседями. В одной из стычек им удалось захватить руководителя колонистов капитана Джона Смита. Его портрет изображен на первой мерке серии. Каменный томагавк уже был занесен над его головой, когда 12-летняя Покахантос, заслонив собою пленника, обратилась к отцу с просьбой сохранить ему жизнь. Через пять лет в «благодарность» колонисты захватили Покахантос, заманив ничего не подозревавшую девушку на корабль, и держали ее заложницей. В неволе она была обращена в христианство. В 1616 году молодой дворянин Джон Рольф женился на Покахантос и увез ее в Англию.

100-летней годовщине прибытия в Оклахому пяти «цивилизованных» племен посвящен почтовый выпуск США 1948 года. Все эти племена — чероки, чикасо, мэскоги, чокто и семинолы — с давних пор жили к востоку от Миссисипи на землях, где сейчас расположены штаты Северная Каролина, Теннесси, Джорджия, Миссисипи и Флорида, занимались земледелием и скотоводством, строили дома, носили европейскую одежду. Одним из чероки — Секвоей был составлен алфавит. Однако для тех, кому была нужна земля индейцев, было безразлично, какие племена живут на ней. В 1830 году по предложению президента Джексона конгресс принял решение о переселении всех индейцев юго-восточных штатов в Оклахому. Первыми были согнаны со своей земли чокто, затем мэскоги и чикасо. В своих попытках избежать переселения чероки использовали все мирные средства, даже обращались в Верховный суд Соединенных Штатов, однако все было напрасно. Осенью 1838 года под конвоем солдат чероки двинулись в путь, который стал последним для каждого четвертого из них и который они назвали потом «Дорогой слез». Часть чероков ушла в горы и таким образом сохранила восточную ветвь племени, живущую сейчас в резервации в Северной Каролине. Остальные же решили, что лучше умереть, сражаясь на своей земле. Под предводительством Оцеолы они в течение семи лет вели в тропических лесах Флориды партизанскую войну против американской армии. После заключения мирного договора в 1842 году большая группа воинов, женщин и детей укрылась в непроходимых джунглях.

Памяти национального героя индейского народа Джозефа посвящена марка, выпущенная в США в 1968 году. На ней — портрет Джозефа кисти Цирениуса Холла. Джозеф, его индейское имя Хеймот Тоялакет, что означает «Гром в горах», был вождем небольшого племени, за которым закрепилось название нэ-персе — «проколотые носы». Они мирно жили на территории нынешнего штата Орегон и славились как охотники и коневоды. Маленькие пятнистые лошадки выведенной ими породы высоко ценились за выносливость и резвость.

Первыми американцами, попавшими к нэ-персе были члены экспедиции Льюиса и Кларка. Они были приветливо встречены индейцами, снабдившими путешественников одеждой и продовольствием. В 40-х годах XIX века на запад хлынул поток золотоискателей и переселенцев. Прошло немного времени, и нэ-персе стали лишними в собственной стране. Агенты федерального правительства осаждали Джозефа, пытаясь навязать индейцам резервацию Лапваи в штате Айдахо.

Весной 1877 года войскам под командованием генерала О. Говарда был дан приказ «ускорить» переселение несговорчивого племени. Чтобы избежать столкновения с армией, вождь решил уйти к дружественному племени воронов. Однако его мирный лагерь был атакован кавалерией. После ожесточенного боя, потеряв 40 человек убитыми, солдаты отступили. Теперь индейцам оставалось только одно — перейти Скалистые горы и двинуться на северо-восток к границе, чтобы искать убежища в Канаде. У Джозефа было всего 250 воинов и вдвое больше женщин, детей и стариков. Две тысячи лошадей, единственное богатство племени, нэ-персе взяли с собой. Им предстояло проделать путь протяженностью 1500 километров по дикой труднопроходимой местности, переправиться через разлившиеся от дождей реки, пересечь земли нескольких враждебных племен. Около четырех месяцев шел маленький отряд, атакуемый почти каждый день солдатами. Газеты называли индейцев «кровожадными дикарями», но когда Стевенсвилль, небольшой городок в Монтане, был захвачен нэ-персе, то не было отмечено ни одного случая грабежа или убийства белых жителей. Только в 1882 году под давлением общественного мнения оставшимся индейцам было разрешено вернуться на север, поближе к родным местам. В сентябре 1904 года в резервации Колвил, штат Вашингтон, вождь племени скончался.

Хорошо знакома многим филателистам стандартная марка США 1923 года с изображением индейского воина в головном уборе из орлиных перьев. Однако не все, наверное, знают, что на ней портрет знаменитого вождя племени сиу — Медведя Пустого Рога, активного участника войны, которую вели в защиту своих земель индейцы американских прерий во второй половине XIX века.

После вынужденного переселения в резервацию Роузбад в штате Южная Дакота Медведь Пустой Рог отстаивал права своего народа. Он пользовался большой популярностью. Различными издательствами были выпущены почтовые открытки с его изображением, ставшие сейчас большой редкостью.

Небольшая зеленая марка Канады была издана в 1961 году в честь 100-летия со дня рождения замечательной канадской поэтессы Эмили Паулины Джонсон — Текахионваке — так звали ее в резервации, в Онтарио на ее родине.

Значительная часть марок, посвященных индейцам, не связана с конкретными историческими лицами и событиями.

Третья марка так называемой «переселенческой» серии (США, 1898 г.) изображает индейца верхом на лошади, охотящегося на бизона.

В серии, посвященной Национальным паркам, выпущена марка с изображением остатков доисторического поселения индейцев-пуэбло Меса Верде, штат Колорадо (США, 1934 г.).

Церемониальное каноэ индейцев хайда, вырубленное из целого ствола красного кедра, представлено на одной из миниатюр сцепки, посвященной естественной истории (США, 1970 г.). Украшенное росписью в стиле северо-западного побережья и деревянной резной фигурой мифического животного, такое каноэ использовалось в особо торжественных случаях: официальных визитах вождей, свадьбах и т. д.

Юбилею этнографического музея в Праге посвящена серия из семи марок (ЧССР, 1963 г.). Мы видим на них каноэ из березовой коры и кожаную палатку — типи; украшенный пером томагавк; тотемные столбы индейцев северо-западного побережья; ярко раскрашенную куклу-качину племени хопи из Аризоны; охоту на бизонов; трубку мира со скальпом и расшитый бисером и иглами дикобраза чехол для неё; вождя в головном уборе из орлиных перьев.

Очень интересную, красочную серию, «Индейцы Канады» почтовая администрация этой страны выпускает с 1972 года. К настоящему времени выпущено 8 сцепок по две марки.

Первые две сцепки посвящаются конным охотникам канадских прерий: черноногим, сарси, ассинибойнам. Охота на бизонов — основное занятие охотников этих племен, в настоящее время их потомки живут в резервациях Альберты и Саскачевана. На марках мы видим головной убор; раскрашенный череп бизона — непременный атрибут важнейшей религиозной церемонии степных племен — пляски Солнца; сумку из сыромятной кожи; мокасины; трубку и чехол для нее; томагавк; седло с бахромой.

Следующие четыре знака почтовой оплаты рассказывают нам об алгонкинских племенах: кри, оджибва, микмаках. Все эти племена охотились на крупных лесных животных — лосей, оленей и активно участвовали в пушной торговле с белыми, снабжавшими их огнестрельным оружием. Помимо кожи, они широко использовали березовую кору — для каноэ, для постройки вигвамов и для изготовления всевозможных коробов, которые мы видим рядом с лыжами-снегоступами. Картина неизвестного художника изображает индейцев-микмаков, охотящихся на уток.

Другие две сцепки переносят нас к тлинкитам, хайда, квакиютлям, нутка и другим племенам северо-западного побережья Канады.

Фрагмент известной работы американского художника Ф. Ремингтона «Дымовой сигнал» представлен на марке, выпущенной в США в честь 100-летия со дня его рождения в 1961 году.

Марки, о которых рассказано в этой статье, говорят о событиях, ставших далекой историей. Однако индейцы — это не только действующие лица романа Ф. Купера и приключенческих фильмов, это народ, насчитывающий в наши дни около одного миллиона человек, активно борющийся за свои гражданские права, против расизма, нынешней системы образования, нищенского существования в резервациях. Как показали недавние события, потомки Джозефа и Медведя Пустого Рога считают, что им еще рано «курить трубку мира» с правительством. Чтобы привлечь внимание всего мира к положению индейцев, группа вооруженных членов прогрессивной организации «Движение американских индейцев» (АИМ) установила контроль над поселком Вундед-Ни в Южной Дакоте. Поселок немедленно был блокирован войсками. В постоянно вспыхивавших перестрелках погибло несколько человек. После почти четырехмесячной осады индейцы все же вынуждены были покинуть поселок. Придет время, и, возможно, появятся марки о современных коренных жителях Америки — борцах за гражданские права, писателях и поэтах, художниках и спортсменах.