Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

В почтовом музее Лихтенштейна

Г. Драгунов. В почтовом музее Лихтенштейна. Филателия СССР. 1973. №5. Стр. 39-40

Еще школьником, когда в моем скромном альбомчике появилась марка Лихтенштейна, захотелось мне побывать в этом государстве, затерявшемся в центре Европы, у подножия Альп. И вот через три десятка лет судьба забросила меня в Вадуц — столицу и один из трех городов крохотного княжества Лихтенштейн. Площадь этого государства всего 157 кв. км, а население не превышает и 16 тысяч человек, причем половина его живет в Вэдуце.

Как истинный коллекционер, я сразу отправился ИСКАТЬ почту. Главное и единственное почтовое отделение столицы находилось на центральной улице. Перед входом стояла очередь туристов всех возрастов, желающих приобрести редкие марки или отправить домой письмо со штемпелем экзотического княжества. Кстати сказать, нигде больше в Лихтенштейне я не видел такой длинной очереди, как перед почтовым окошечком. Здесь же на почте висел большой плакат, призывавший посетить Лихтенштейнский музей марок.

Посредине зала на чуть наклоненных стендах под бдительным оком охраны и невидимыми телеобъективами разместилась полная коллекция марок страны, цельные вещи, спецгашения и т. п. Это была фактически вся история почты Лихтенштейна. Учреждение регулярной почтовой службы восходит к 1770 году. До 1912 года на территории княжества имели хождение австрийские марки, так как Лихтенштейн был политически и экономически связан с Австро-Венгерской империей.

Затем поступили в обращение знаки почтовой оплаты, очень схожие с австрийскими, но только вместо портрета императора Франца-Иосифа на них был профиль лихтенштейнского князя Жана II и надпись: «Императорская австрийская почта в княжестве Лихтенштейн». Номинал марки — в австрийской валюте (в геллерах).

Первая мировая война внесла свои коррективы в политическую карту Европы, рухнула Австро-Венгерская империя. И вот мы видим на стенде первые марки с надписью: «Княжество Лихтенштейн». В 1921 году Лихтенштейн заключает почтовую унию с соседней Швейцарией, которая берет на себя организацию почтовой службы в маленьком княжестве. Это соглашение отражается и на внешнем виде марок. Номиналы на них теперь даются в швейцарской валюте (во франках и раппенах).

Среди примерно 500 почтовых миниатюр, выставленных на стендах генеральной коллекции лихтенштейнских марок, немалое место занимают портреты князей и других членов царствующего дома, а также чисто религиозные сюжеты. Среди марок на другие темы выделяются почтовые миниатюры с видами страны. Здесь марки 1921 года с панорамой долины Рейна. На других марках — снежные вершины Альп, среди них Галя — гордость лихтенштейнцев, ярко-зеленые горные склоны, где с марта по октябрь пасутся коровы и козы, зеленеют виноградники, плантации хмеля. На территории княжества есть несколько памятников старимы — времен римского владычества и средневековья. Марки запечатлели замок Гуттенберг, развалины башен, редутов, древние межевые столбы. Серия, выпущенная в 1971 году, знакомит с экспонатами недавно открывшегося Исторического музея. Здесь представлены монеты, посуда, украшения из золота, фигурки античной эпохи. Доходы от сотен тысяч туристов, посещающих ежегодно Лихтенштейн, являются одной из важнейших статей бюджета страны, поэтому марки с видами городов, различного рода экзотикой содержат своеобразный призыв: «Посетите Лихтенштейн!» Вот почтовые миниатюры с видами угрюмого замка на уступе скалы, высоко над Вадуцем. Это резиденция князя. Для туристов ворота ее не открываются никогда. Любопытно отметить, что в 1968 году порог замка впервые перешагнули советские люди — чемпионы мира по фигурному катанию Л. Белоусова и О. Протопопов.

Много интересного увидят на стендах те, кто коллекционирует марки по теме «Искусство». Это репродукции полотен из картинной галереи Лихтенштейна и княжеского замка. В 1949 году вышла первая серия «Искусство», состоящая из 10 марок (№№ 232—240) с репродукциями полотен Леонардо да Винчи, Рубенса, Рембрандта, Рафаэля и др. Она была продолжена в 1952 году (№ 266—270) (три марки) и в 1953 году (четыре марки) (№ 273—276). Очень красочны и тонки по выполнению три серии «Средневековые певцы миннезингеры» — репродукции гобеленов и миниатюр из книг (№ 359—363; 373—376. 383—386).

Представляют интерес марки, посвященные флоре и фауне (почти совсем истребленной сейчас в Лихтенштейне). Забавны вышедшее в последние годы 3 серии (9 марок) «Сказки и легенды Лихтенштейна». Они выполнены в лубочном духе: тут и гигантская лягушка и нечто напоминающее Конька-Горбунка. Из оригинальных по тематике марок по¬слевоенного времени следует отметить 3 серии марок «Пионеры филателии».

В одном из залов музея показан процесс производства марок. Здесь — эскизы художников, окончательные рисунки будущих знаков почтовой оплаты, миниатюрные гравюры на дереве и металле и, наконец, типографские клише. На другом стенде уже листы оттисков: сначала в одну краску, затем в две или три. Далее можно видеть листы марок в таком виде, как они поступают в продажу.

В музее нам рассказали, что Лихтенштейн заказывает марки у известной швейцарской фирмы «Курвуазье», печатающей марки для многих стран. Производство почтовых миниатюр, отличающихся большим вкусом, изяществом рисунка, гармоничным подбором красок, засекречено, доступ на предприятия «Курвуазье» не менее труден, чем на военный завод.

Каковы тенденции выпуска марок в Лихтенштейне? На этот вопрос сотрудники почтового музея отвечают так: сохранение большой привлекательности марок благодаря высокому классу их полиграфического исполнения и расширению круга тем. Если в 1945—1955 годах выпускалось 4—7 марок в год, то в 1962—1972 годах в среднем появлялось по 8—10 марок «Нужно ли стране с населением 16 тысяч человек по 10 и более эмиссий в год?» Гид улыбается: «Реализация наших марок за границей во много раз превышает то, что продается в почтовых отделениях Лихтенштейна... Марки в наше время гоже экспортный товар!»

По официальным данным, доход от продажи марок составляет около 10 процентов всех поступлений в бюджет княжества!

Каковы лихтенштейнские новинки? Во второй половине 1972 года был выпущен памятный блок из двух марок в честь филателистической выставки в Вадуце. 7 декабря вышла серия «Виды Лихюнштейна» из 5 марок. Она как бы продолжает 12-марочную серию на эту же тему, которая находится в обращении с середины 60-х годов. И завершился год репродукцией картины лихтенштейнского художника Фердинанда Нигга на мифологическую тему.

С 1934 года в Вадуце периодически проводятся выставки почтовых марок, в честь которых выпускаются специальные блоки. Одна из этих выставок — 1936 года — ознаменовала открытие Почтового музея Лихтенштейна. Последняя выставка состоялась в 1972 году, ей посвящен блок из двух марок.