Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Брюссель, улица Миним (Брюссельский музей почты)

А. Званцов. Брюссель, улица Миним. Филателия СССР. 1977. №4. Стр. 44-45

Брюссельский музей почты находится в центре города на маленькой улочке Миним, выходящей на площадь Саблон, где по субботним и воскресным дням прямо под открытым небом на «развалах» продаются картины, старинные книги, марки, где собираются антиквары, художники, коллекционеры. В просторных залах старинного пятиэтажного здания — сотни экспонатов, рассказывающих о возникновении и развитии почтовой службы с древних времен до наших дней, о работе почтальонов и почтовых марках. Здесь можно увидеть вещи, которые заинтересуют не только филателиста. Письмо с острова Калимантана (Суматра), написанное на бамбуке, послание на пальмовом листе с острова Бали, почтовая карточка... из кожи. Все эти письма прошли почту наравне с обычной корреспонденцией. Привлекает внимание открытка, датированная 1899 годом: ее отправителю удалось уместить на ней 79 строк бисерного текста (3500 слов).

Здесь выставлены образцы форменной одежды и снаряжения работников почты. Наш современник весьма удивился бы, увидев почтальона, вооруженного дубинкой с острыми железными зубцами. А между тем именно так выглядел в начале XIX века служащий почтового отделения в глухой сельской местности, которому случалось иной раз обороняться и от нападения зверей, и от попыток разбойников отнять ценные бумаги и деньги, пересылаемые по почте. Тяжелые сапоги почтальонов напоминают о том, что их владельцам приходилось проделывать пешком десятки километров в Дождь и снег. Посетители музея могут увидеть здесь около трех десятков почтовых ящиков: высокие, прямоугольные, квадратные, прикрепляемые к стенам домов и другие.

Большой интерес представляет зал, знакомящий с историей организации почтового дела в различных странах. Мы узнаем здесь об устной почте, существовавшей в древней Европе и у народов Латинской Америки, не знавших письменности. Устному письму, чтобы его легче было запомнить, придавалась обычно стихотворная форма. В XVI веке письмо, отправленное из Брюсселя в Рим, доставлялось адресату через 20—25 дней. Шли годы, улучшалась сеть дорог, совершенствовались организация и оснащение почты. Появились специальные почтовые дилижансы, которым предоставлялось право преимущественного проезда на перекрестках и в населенных пунктах. Об их приближении окружающие узнавали по звуку почтовых рожков, образцы которых также можно видеть в брюссельском музее.

Особую страницу в истории развития и становлении почтового дела занимают марки. Бельгия была первой страной на Европейском континенте, которая вслед за Англией ввела в обращение знаки почтовой оплаты. Среди экспонатов музея — королевский указ от 17 июня 1849 года, учреждавший почтовую марку, «чтобы дать возможность отправлять письма без их оплаты наличными деньгами». До этого в Бельгии не существовало единых тарифов на письма. Плата взималась, как правило, дважды: два с половиной цента вносил отправитель и 5 центов — получатель. Посетитель музея узнает, что первоначально марка использовалась не столько для нужд почты, сколько для финансовых учреждений, которые тем самым подтверждали факт оплаты налога. Впрочем и сама почтовая служба до 1850 года входила в финансовое ведомство, а затем в ведомство общественных работ.

Истории бельгийской марки посвящен большой зал, на стендах которого представлены все почтовые миниатюры страны.

В настоящее время, как мне сообщили работники музея, марки в Бельгии наклеиваются только на одну треть всех почтовых отправлений, а для остальных применяется механическое франкирование.

Нельзя писать о брюссельском почтовом музее, не упомянув о его богатой библиотеке. Здесь тысячи книг, работы по истории почты, оттиски статей о марках, почтовых штемпелях и т. д. Служащие музея с гордостью говорили мне, что бельгиец из любого уголка страны, обратившись в музей, может получить сведения о возникновении почтовой службы в его местности и узнать ее историю.