Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

В музее истории почты Италии

Н. Тетерин. В музее истории почты Италии. Филателия СССР. 1976. №5. Стр. 46-47

В музей истории почты и телесвязи Италии, расположенный на третьем этаже большого серого здания римского почтамта, я приехал в полдень, когда по традиции в «вечном» городе уже начинается подготовка к ритуалу обеда, продолжающегося несколько часов. Директор музея Доменико ди Феличе, мужчина небольшого роста, в очках, приветливо улыбнулся.

Началась наша экскурсия.

— Музей,— подчеркнул ди Феличе,— рассказывает об истории почты и ее развитии, как одного из видов общения людей. Он был организован в 1938 году, но только двадцать один год спустя, после кропотливой классификации собранного материала, открылся для всеобщего обозрения. История музея относится еще к прошлому веку, когда в 1878 году Эрнесто Д'Амико, генеральный директор телеграфной службы Италии, распорядился собрать в техническом бюро флорентийского телеграфа все телеграфные аппараты и почтовые материалы итальянских государств. Постепенно коллекция пополнялась новыми документами и почтовым реквизитом. В 1907 году все собранные к тому времени экспонаты были перевезены из Флоренции в Рим, где создавался высший институт почты и телеграфа.

Сейчас в музее четыре раздела: истории почты, телеграфа, телефона и радиосвязи. Большое место отведено филателии и коллекции штемпелей. В разделе истории почтового дела я увидел восьмиугольный каменный почтовый ящик из местечка Бертиноро (провинция Форли), относящийся к XVI веку. Здесь же каменные ящики других итальянских королевств.

— Все они очень тяжелые, — замечает директор.— Это делалось для того, чтобы их нельзя было украсть. Историю почты,— продолжает ди Феличе,— мы начали с 1815 года, когда после венского конгресса в Италии были восстановлены королевство обеих Сицилии, Папское государство, герцогства Лукка, Парма и другие.

В застекленных рамах — гравюры и рисунки с изображением почтальонов той эпохи, одежда которых очень похожа на военную форму. Огромные пистолеты также непременные атрибуты почтальонов прошлого века. Почтовые курьеры имели право потребовать от военных властей специальную охрану для доставки корреспонденции в опасные, по их мнению, районы, где хозяйничали разбойничьи шайки. Здесь же можно видеть древний почтовый дилижанс и деревянную табличку с надписью «Есть почта», которая вывешивалась по прибытии корреспонденции.

— Почта в те времена принадлежала государству,— объясняет ди Феличе,— и для ее доставки требовалось разрешение, или «лицензия» монарха, которая предоставлялась главным образом знати. Так было, например, в Неаполитанском королевстве при короле Фердинанде. Грамота с его подписью выставлена в разделе почты.

В музее разместилось также оригинальное почтовое отделение прошлого века со стойкой, большими напольными часами и столбом, к которому привязывали лошадей.

Среди многочисленных штемпелей обращает на себя внимание специальный штемпель с надписью: «Чистое снаружи, грязное внутри». Когда письма прибывали из районов, где свирепствовали эпидемии тифа, чумы или холеры, они подвергались примитивной дезинфекции. Операция производилась над небольшой печкой, в которой вместе с дровами сжигали минеральную соль. Дым, по мнению тогдашних специалистов, убивал бактерии. Если письмо подвергалось лишь внешней обработке, на нем ставился указанный штемпель. В других случаях, когда письмо разрезалось вертикально или, в зависимости от законов каждого королевства, горизонтально и дым проникал внутрь, сверху ставился штемпель «Чистое внутри и снаружи». На стенде лежат щипцы, которыми служащие отбирали почту, поступившую из районов эпидемий.

Большой интерес представляет также штемпель, применявшийся французским экспедиционным корпусом, который занимал Папское государство с 1848-го по 1870 год и имел собственные почтовые отделения в Риме и Чивитавеккья.

И вот мы в разделе марок. Коллекция XIX века подбиралась в библиотеке министерства связи знаменитым итальянским филателистом Эмилио Диена.

— У нас имеется 1 миллион 700 тысяч марок из всех стран мира,— рассказывает директор,— выставлена же лишь небольшая их часть, так как в скором времени мы собираемся переезжать в Эур — район итальянской столицы, где располагаются ультрасовременные здания министерств и других государственных учреждений.

В просторном зале — серии марок, посвященные выдающимся людям, Олимпийским играм, туризму, истории авиации и многим другим темам. В специальных выдвижных застекленных блоках хранятся коллекции зарубежных марок, в том числе Советского Союза. Здесь можно увидеть марки первых лет революции, почтовые миниатюры, посвященные В. И. Ленину, марки, рассказывающие о подвиге советского народа в период второй мировой войны и послевоенном строительстве, а также многие другие.

Наиболее редкие экспонаты предпочитают не выставлять на стендах из опасения, что они могут быть похищены, так как кражи культурных ценностей происходят в Италии чуть ли не ежедневно, тем более что помещение музея временное и не является достаточно надежным.

В разделах истории телеграфа и телефона — оптический телеграф 1793 года, первый в мире автоматический телефонный коммутатор, изобретенный Марци. В зале, посвященном радио, находится осциллятор и резонатор с медными отражателями.

Вместе с тем в музее выставлены современные электронно-вычислительные машины, телевизионные приемники, радиопередатчики. Одним словом, как подчеркнул ди Феличе, «связь в самом широком смысле».