Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Марки, бизнес и религия (Ватикан)

К. Васильев. Марки, бизнес и религия. Филателия СССР. 1975. №3. Стр. 48

Католическая церковь давно поняла, какие богатые возможности скрыты в самой обычной почтовой марке. Ведь она не только знак почтовой оплаты, а одновременно и объект страсти коллекционера. Филателистические миниатюры расходятся по нашей планете в миллионах экземпляров. И вот уже почти 80 лет Ватикан использует филателию как канал пропаганды религии.

Первые марки на религиозною тему появились в 1895 году и были посвящены празднованию 700-летия Антония Падуанского — французского монаха, жившего в конце XII — начале XIII века и причисленного церковью к лику святых. На каждой из 15 марок этой серии — картинки из его жития: например, видение, которое созерцает святой, или его проповедь перед рыбами. На оборотной стороне марок легкой голубой краской были нанесены слова молитвы.

В 1931 году миниатюра с проповедью Антония Падуанского перед рыбами украсила и итальянскую марку. Правда, святому почему-то уже внимали не хрестоматийные пять рыбок, а целая стая. Так, духовенство перестраивается, сообразуясь с велением времени и требованиями современной жизни. А бросающееся в глаза противоречие вроде бы их не волнует.

Второй страной, начавшей пропагандировать идеи католицизма через филателию, стала Бельгия. Здесь дело было уже поставлено на широкую ногу: около четверти всех марок, выпущенных в Бельгии с 1896 по 1973 год,— на религиозные темы. В начале века религиозные и клерикальные сюжеты проникли на почтовые марки многих других стран.
Особенно большого размаха достигла религиозная пропаганда на почтовых марках в наши дни. Возьмите каталог любой западной страны. В нем можно встретить марки, посвященные и годовщинам со дня мученической кончины какого-либо святого, различным церковным съездам и религиозным празднествам и т. д.

Вот, скажем, в 1959 году духовенство западногерманского города Трира демонстрировало верующим «священную» реликвию — «чудом сохранившийся» святой хитон, якобы принадлежавший Иисусу Христу. «Святыня» привлекла в Трир около двух миллионов паломников и принесла церкви огромные доходы, в том числе и от продажи выпущенной в ФРГ огромным тиражом почтовой марки. К таким приемам религиозные бизнесмены прибегают довольно часто. И церковь новой формации становится ближайшим компаньоном торгашей.

В 1958 году почтовое ведомство Монако отметило 100-летие «лурдского чуда». На выпущенной к этой годовщине марке изображен портрет «героини» лурдской эпопеи — Бернандетты Субиру, болезненной и набожной девочки-пастушки, которая утверждала, что к ней 19 раз являлась богородица.

Естественно, что религиозная тема особенно представлена на марках государства Ватикан. Их тиражи доходят до 3,2 миллиона экземпляров (это означает, что на каждого подданного государства приходится более 3,5 тысячи марок!). На марках Ватикана, как правило, — портреты римских пап, а также церковных иерархов, занимавших папский престол в давно минувшие времена. Часты и изображения святых. Обычно божественные персонажи изображаются в соответствующих сану одеждах — эпохи средневековья или более раннего периода. Но на одной из марок Ватикана, выпущенной а 1957 году, светящийся нимб окружает голову подростка, одетого в пиджак и жилетку, на вороте рубашки — галстук-бабочка. Это святой Доменико Савио, скончавшийся в 1857 году в юном возрасте. Заслуга этого 15-летнего мальчика перед церковью состоит в том, что он был любимым учеником основателя ордена салезианцев.

Сейчас ведущие церковные иерархи подчеркивают необходимость включения религии в общественную жизнь. Поэтому Ватикан очень часто откликается на те или иные острые проблемы современности выпуском почтовых миниатюр. Правда, весьма своеобразно. Так, например, в 1963 году вышла серия марок, пропагандирующих кампанию ЮНЕСКО «против голода». Почтовое ведомство Ватикана воспроизвело на марках эпизоды евангельского мифа о том, как Христос накормил семью хлебами толпы голодных людей. Парадоксальность этого сюжета очевидна.

Ну и наконец, не забыл Ватикан и самих филателистов: подарил им святого — покровителя любителей почтовой марки. Им стал архангел Гавриил, тот самый, что сообщил деве Марии благую весть о непорочном зачатии...

Немало усилий прикладывает церковь для того, чтобы оказать идеологическое и психологическое влияние на разум и чувства людей, используя при этом всевозможные средства. Она все чаще и чаще прибегает к филателии, которую отцы церкви сделали орудием одурманивания широких масс трудящихся и молодежи и выколачивания денег.