Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Токийский музей связи

Г. Драгунов, Ю. Вдовин. Токийский музей связи. Филателия СССР. 1974. №11. Стр. 46-47

Эмблема японской почты — значок, напоминающий русскую букву Т, над которой проведена горизонтальная черта. Он изображается обычно красным или белым цветом на всем, что относится к почте: почтовых ящиках и вагонах, мешках с письмами, которые грузятся в поезда, на пароходы, в самолеты. Этот значок — стилизованное начертание японского иероглифа, с которого начинается слово «тэгами» — письмо.

Сегодня мало кто задумывается над происхождением этой эмблемы и многие узнают ее значение, лишь посетив Музей связи, который находится в центре японской столицы. Здесь можно подробно ознакомиться с историей японской почты, посмотреть, как выглядят почтовые ящики и форменная одежда почтальонов разных стран и времен, узнать обо всех видах связи — от почтовой и телеграфной до видеотелефона и искусственных спутников.

Музей связи — современное восьмиэтажное здание — стоит на одном из самых шумных перекрестков Токио, в нескольких минутах ходьбы от главного железнодорожного вокзала. Выбор места неслучаен: ведь здесь, на вокзале, ежедневно начинают свой путь сотни тысяч писем.

Музей был создан сравнительно недавно — в 1964 году, и за прошедшие десять лет стал известен чуть не каждому в Токио, настолько интересны его экспонаты. На площади в 5,5 тысячи кв. метров с присущим японцам вкусом и уменьем экономно использовать пространство, размещено большое число стендов и витрин, знакомящих посетителей со вчерашним, сегодняшним и завтрашним днем средств связи. Вот обитый голубым, как небо, пластиком зал, экспонаты которого рассказывают о связи с помощью искусственных спутников Земли. Здесь можно не только ознакомиться с аппаратурой, но и посмотреть на экране телевизионные программы, принимаемые двумя японскими станциями через спутники связи из Америки и Азии. Это как бы окно в завтрашний день.

А вот день вчерашний: первые шаги почты, телефона и телеграфа. В «зале прошлого» мы узнаем, как зародилась в Японии почта, как выглядели почтовые гонцы — пешие и верховые, почтовые ящики конца XIX века, как протягивалась первая телеграфная линия и открывались первые почтовые конторы на Японских островах. Рядами стоят на стеллажах забавные на вид телефонные аппараты, которым 50, 70 и 80 лет. В центре зала восковая фигура почтальона в белых перчатках с белыми иероглифами на синем мундире. Таких сейчас уже не встретишь на улицах японских городов.

В музее можно проследить весь путь письма от почтового ящика до получателя, узнать, как работают телетайпы, видеотелефоны, радио- и телевизионные станции. И даже увидеть... звуковую гамму своего голоса, которая возникает в виде разноцветных точек на черном табло с пятью нотными линейками.
Руководители музея говорят, что, ознакомившись с его экспонатами, посетители не только выносят много нового для себя, но и начинают с большим уважением относиться к труду работников связи. С другой стороны, у многих юношей и девушек, побывавших в музее, пробуждается влечение к профессии связиста и они решают посвятить себя этому благородному делу.

Очень интересен и богат раздел музея, посвященный почтовым маркам. Здесь собрано около 150 000 знаков почтовой оплаты всех стран мира. Самая крупная коллекция— японская. У стендов с марками всегда много посетителей и особенно школьников. Это неудивительно: ведь в этом возрасте зарождается интерес и любовь к маркам. У многих это не только не пропадает с годами, но наоборот усиливается и становится увлечением всей жизни. Нам сказали, что японские педагоги широко используют почтовые марки в учебном процессе, раскрывая через них многие стороны жизни, знакомя учащихся с флорой, фауной, искусством, историческими событиями и выдающимися людьми.

Первые почтовые марки в Стране Восходящего Солнца были выпущены в 1871 году. Поздняя, по сравнению с другими крупными государствами, организация почтовой службы (министерство связи было образовано лишь в 1870 году) объяснялась раздробленностью страны—наследием затянувшегося в Японии периода феодализма, Долгое время почтовые отправления за границу, японскими марками не франкировались, а шли через представительства этих стран в Токио, которые, взимая сбор в японской валюте, выполняли роль почтовых контор.

1600 марок Японии, собранные на стендах музея,— это, по существу, увлекательный рассказ о стране и людях, ее населяющих. Между первыми марками 1871 года с иероглифами и только что поступившими в обращение такие важнейшие события, как: становление буржуазно-помещичьей Японии, хищническая экспансия японского империализма на Дальнем Востоке, трагедия Хиросимы, послевоенные годы, наполненные борьбой демократических сил страны за подлинное обновление Японии, за проведение нового курса во внешней и внутренней политике, отвечающего чаяниям широких народных масс. Многое из этого не нашло отражения на японских марках. Запечатленная же не них экзотическая природа, костюмы и постройки могут создать впечатление, что все гладко и безмятежно в современной Японии. В определении тем выпускаемых государством марок проявляются классовый подход и политические взгляды японских правящих кругов.

Но продолжим нашу экскурсию по музею. Как уже говорилось, в его огромной коллекции марки всех стран мира. Вот они, уходящие глубоко в стену выдвижные стеклянные стенды в прочных (попытки хищений в музеях нередки!) металлических рамах. Их несколько сот. Есть здесь и стенды Советского Союза. Посетители проявляют к ним немалый интерес. Во-первых, это марки соседней страны, с которой у Японии налаживаются широкие экономические и культурные связи и улучшаются политические отношения. Во-вторых, в Токио и других городах растет число филателистов, коллекционирующих марки СССР. Особенно интересуются советскими почтовыми миниатюрами «тематики»— те, кто собирает марки по темам: «Космос», «Спорт», «Флора», «Фауна». «Нашим народам надо дружить и лучше знать друг друга. А в этом хорошо могут помочь марки», —• говорили японцы в филателистическом клубе Токио.

Лифты и эскалаторы поднимают нас в читальный зал музея, имеющий широкий выбор филателистической литературы и различных каталогов. Есть здесь конференц-зал на 200 человек, а также несколько помещений для заседаний.

Уже покидая Музей связи, мы остановились у книжного киоска, где была выставлена новинка: цветной иллюстрированный каталог японских марок 1974 года. Он открывается коммеморативными выпусками — от императорских юбилеев 1894—1944 годов до марок, посвященных «Неделе филателии» 1974 года. Есть раздел марок, рассказывающий о национальных парках Японии, в нем более 140 миниатюр, едва ли не самых красивых из всех марок страны. Затем идут новогодние выпуски знаков Зодиака.

Следующий раздел — стандартные марки, марки бывших японских колоний и подмандатных территорий, авиапочтовые выпуски, блоки, выполненные в свойственной японской полиграфической продукции ярких, сочных тонах.

В заключение приводятся марки, выпущенные на оккупированных японскими войсками во время второй мировой войны территориях. Это, может быть, и оправдано в филателистическом каталоге, но тем не менее вызывает, как нам сказали японские друзья, невеселые воспоминания у людей старшего поколения. Молодежь также не интересуется этими свидетельствами взлета и бесславного краха самурайской Японии. Юношей и девушек сегодняшней Японии влечет другое — то, что связано не с войной и смертью, а с жизнью, с мирным, счастливым будущим их родины и других стран.