Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Второе рождение Абу-Симбела

А. Купецян. Второе рождение Абу-Симбела. Филателия СССР. 1974. №4. Стр. 12-13

8 марта I960 года Генеральный директор ЮНЕСКО Витторино Веронезе обратился с призывом ко всем людям доброй воли сохранить для человечества бессмертные памятники Нубии.

Сегодня мы с гордостью можем перечислить десятки спасенных архитектурных сооружений, среди которых и жемчужина Нубийской пустыни — высеченные в скалах величественные храмы Абу-Симбела и острова Филе.

Сооружение высотной Асуанской плотины — поворотный пункт в истории Арабской Республики Египет, вечный монумент советско-египетского сотрудничества. Сегодня турбины гидростанции обеспечивают электроэнергией промышленное развитие всей страны (№ 463А, 1959—1960 гг., 60 миллиемес. рис. 2).

Сооружение плотины вызвало необходимость срочного переноса ряда архитектурных памятников, которые могли быть затоплены образовавшимся водохранилищем.

Еще в начале XX века южнее города Асуана была построена сравнительно небольшая плотина гидростанции на реке Нил (№ 726 1968 г., 20 м., рис. 1). Ее дважды надстраивали: в 1907—1912 годах и в 1929—1934 годах.

8 октября 1952 года Совет руководства революцией принял решение приступить к рассмотрению вопроса о строительстве новой, высотной, плотины. К концу 1954 года, было найдено место для Ас-Садд аль-Аали («Высотной плотины») в 6 километрах южнее старой.

Составление нового проекта высотной плотины было поручено советским энергетикам. 9 января 1960 года был утвержден проект, разработанный институтом «Гидропроект» имени С. Я. Жука.

Сразу же начались подготовительные работы по сооружению первой очереди плотины. Уже в мае 1964 года русло Мила было перекрыто. Поднимающиеся воды великой реки стали образовывать огромное искусственное озеро, затопляя землю древней Нубии. Водная лавина грозила навечно скрыть многие выдающиеся памятники древности.

Обширная программа кампании по сохранению этих памятников включала и выпуск филателистических эмиссий, призванных широко пропагандировать усилия ЮНЕСКО и способствовать сбору средств. Почтовые ведомства многих стран выпустили марки, посвященные сохранению памятников Абу-Симбела и архитектурного ансамбля на острове Филе. Начиная с 1959 года, целый ряд таких серий марок и отдельных почтовых миниатюр выпущено и Арабской Республикой Египет.

Столетия песок пустыни скрывал величественное творение древних. Лишь только в 1813 году храмы Абу-Снмбела были возвращены к жизни, а в 1910 году освобождены от песков, начавших свое нашествие, по-видимому, еще 2500 лет назад.

66 лет правил Египтом могущественный фараон Рамсес II (№ 591, 1964 г., 200 м.). В скалах Нубийской пустыни на западном берегу Нила повелел он построить Большой и Малый храмы Абу-Симбсла, чтобы возвеличить и утвердить навеки имя царя-бога.

Первые лучи восходящего солнца сначала освещают фриз, состоящий из двухметровых скульптурных изображений павиан-гамадрил — священных животных бога мудрости и луны, покровителя письма, мер, времени Тота. Мифы египтян утверждали, что эти обезьяны каждое утро помогают богу солнца Ра покинуть подземное царство и совершить свое дневное шествие по голубому небосводу. Ниже расположен фриз иероглифических надписей. Фасад Большого храма — это четыре колоссальные двадцатиметровые статуи фараона Рамсеса II (№ 470, 1959 г., 10 м. и № 665, 1965 г., 35 м., рис. 3). Для того чтобы подчеркнуть масштаб статуй, у ног помещены изображения женских фигур в натуральную величину.

Высоко над входом в храм в прямоугольной нише находится статуя сокологлавого божества Ра-Горакти с солнечным диском, украшенным коброй, изрыгающей пламя (№ 663, 1965 г., 5 м., рис. 4). Правая рука божества лежит на скипетре с песьей головой («усер»), а под левой рукой — едва сохранившиеся остатки статуи богини Маат. По обе стороны статуи Ра-Горакти — рельефные изображения фараона, преподносящего богу-Солнцу богиню Маат — богиню точности, равновесия и истины. Таким образом здесь воспроизведена первая часть тронного имени Рамсеса II — «Усер-Маат-Ра», отождествленного с богом Солнца.

Первый зал Абу-Симбсла разделен на три части двумя рядами знаменитых осирических колонн с изображениями Рамсеса II, держащего в руках жезл и бич — традицион¬ные атрибуты Осириса, ставшие знаками царской власти (№ 570, 1963 г., 10 м.). Южная стена зала украшена барельефами, восхваляющими многочисленные военные походы фараона. Один из сюжетов этого рельефа изображает знаменитую битву с хеттами при Кадсше (в северной Сирии на реке Оронт в 1295 году до н, э.), ставшую темой множества почтовых миниатюр, выпущенных рядом стран Азии и Африки. Далее расположена святая святых храма— зал, где находятся статуи Рамсеса II и богов Пта, Амона и Ра-Горакти. Лишь дважды в год — 21 февраля и 19 октября — сюда проникали лучи солнца и освещали фигуры Рамсеса, Амона и Ра-Горакти. И только Пта, «бог открывающий» и связанный с подземным царством, оставался в вечном мраке.

Малый храм Абу-Симбела, посвященный богине неба и плодородия Хатор и царице Нефертари, значительно скромнее по размерам (Лге 491, 1960 г., 10 м. и авиа № 99, 100, 196(3 г., 20 и 80 м). Фасад храма украшен скульптурами Рамсеса II и его царственной супруги, расположенными в нишах.

И вот предстояло переместить эти храмы на новое место, на 64 метра выше прежнего расположения. После того, как были рассмотрены несколько проектов и предложений, правительство Арабской Республики Египет приняло проект шведской строительной фирмы «Ваттенбнгнадсби-ран», предполагавший разрезать храмы на отдельные блоки и затем собрать их на новом месте. Все работы по расчистке, рассечению храма, его переноске и монтажу были поручены Международному объединению, возглавляемому компанией «Хохтиф-ЛГ» (ФРГ). В объединение вошел также ряд компаний Египта. Италии, Франции. Договор о сотрудничестве с объединением был подписан правительством АРЕ 16 ноября 1963 года, и тем самым было положено начало работ но спасению храмов Абу-Снмбела. В связи с тем, что поднимающаяся вода Асуанского водохранилища могла затопить храмы, была сооружена гигантская перемычка.

На первом этапе подготовительных работ предстояло отделить от скалы 300 000 тонн скальной породы. В августе 1965 года было разобрано верхнее покрытие храма, и впервые за тысячелетия лучи солнца проникли в святилище и коснулись фигур богов.

Перед фасадом храма была возведена насыпь для предохранения гигантских статуй-портретов Рамсеса II от повреждения. После этого храмы были рассечены на блоки весом до 30 тонн каждый. Разборка Абу-Снмбела была окончена к августу 1966 года. Вся эта работа велась под неусыпным наблюдением группы археологов. Необходимо было следить за тем, чтобы полностью сохранить всю художественную ценность памятников. И наконец, предстояло все эти предварительно занумерованные блоки вновь собрать. Мощные тягачи-автоплатформы перевезли блоки на место нового пребывания храма (№ 678, 1966 г., 10 м. рис. 5). Монтаж храмов Абу-Симбела завершился в 1968 году. Были воссозданы окружение храмов и прежний ландшафт местности 22 сентября 1968 года правительство АРЕ торжественно открыло храмы Абу-Симбела на новом месте. Снова храмы-святилища выглядят так же, как и 3200 лет назад во времена фараона Рамсеса II, все так же величественно и торжественно стоят у фасада Большого храма статуи бога-фараона.

В общий план международной кампании по спасению памятников Верхней Нубии ЮНЕСКО включило и работы по сохранению замечательных памятников острова Филе— храма Исиды (№ 727, 1968 г., 55 м., рис. 6 и рис. 7; № 832—833. 1970 г., 55 + 55 м.) и киоска Траяна (№ 795, 1965 г., 55 м., рис. 8), сооруженного уже в римский период, в I—II веках н. э. Строительство старой плотины привело к тому, что только 3 месяца в году можно было видеть комплекс архитектурных памятников острова Филе. Все остальное время их покрывала вода-Принятие срочных мер было вызвано тем, что строительство новой высотной Асуанской плотины затопило бы памятники навсегда.

После рассмотрения ряда проектов правительство АРЕ решило перенести памятники острова Филе на соседний остров Агилкиа, где они будут вне досягаемости вод Нила. Еще многие столетия люди смогут восторгаться непреходящей красотой пилонов и знаменитых хаторических колонн «Маммиси» храма Исиды (№ 664, 1965 г., 10 м., рис. 9)„ стройной архитектурой киоска Траяна (№ 514. 1961 г., 10 м., рис. 10).