Поможет ли микропленка?

К. Косов. Поможет ли микропленка? "Филателия СССР". 1979. №6. Стр. 25-26

Волна преступности, охватившая капиталистические страны, не обошла и филателию. О преступлениях, связанных с почтовыми марками, на Западе сейчас много говорят, пишут в прессе. Предпринимают попытки обуздать гангстеров от филателии. Но тщетно. Истоки преступности скрыты в самой природе буржуазного общества, охваченного жаждой наживы.

В один из декабрьских вечеров жители небольшого английского городка Илфорд были потрясены убийством 72-летнего мистера Р. Дата. Он был найден в помещении своего маленького филателистического магазина на улице Хайроуд. Убийцу удалось задержать, когда он пришел в одно из лондонских филателистических агентств, чтобы сбыть украденное. На вопрос о мотивах преступления 23-летний Дэвид Монк ответил: "Хотел сделать бизнес...".

Стоит ли удивляться такому ответу? Ведь в мире, где все продается и покупается, благородные идеалы филателии, человеческого общения и познания оттеснены на задний план. В условиях растущей инфляции, роста цен люди постоянно испытывают неуверенность в завтрашнем дне, стремятся вкладывать обесценивающиеся капиталы в почтовые марки. Все это, естественно, не может не создавать благодатную почву, из которой произрастают семена насилия и преступности.

В одном из прошлогодних номеров английского журнала "Филателик экспортер" была помещена карикатура, которая, право же, может показаться плодом богатого воображения художника. Грабитель с пистолетом в руках требует у кассира почтового ведомства не дневную выручку, а... листы почтовых марок. Сюжет необычен, не так ли? Но он подсказан действительными событиями, которые с теми или иными "допусками" случаются почти ежедневно.

Недавно местом очередного ограбления стал один из крупнейших в Западной Европе лондонский аэропорт Хитроу. Из багажного отделения преступники, тщательно спланировавшие эту акцию и не оставившие никаких следов, изъяли коллекцию почтовых марок на сумму более чем сорок тысяч фунтов стерлингов. Почти одновременно телетайпы, установленные в Скотланд-Ярде, в его филателистическом отделении (создано здесь и такое), принесли очередные сводки: в Истборне (графство Сассекс) похищены альбомы с первыми выпусками индийских штатов; в помещение экскурсионного агентства в Лондоне ворвались вооруженные бандиты, унесшие рекламные коллекционные материалы стоимостью в четыре тысячи фунтов; в Нью-Касле-на-Тайне два преступника "очистили" дом известного филателиста Д. Райта; криминальная полиция Норвича разыскивает злоумышленников, совершивших нападение на коллекционера П. Кариера...

Разумеется, не всегда пускается в ход оружие. "Высокий, худощавый джентльмен лет тридцати", предъявив документы на имя Дж. Новака, выданные Американской ассоциацией торговцев марками, приобрел летом 1978 года филателистических материалов на огромную сумму - 150 тысяч фунтов стерлингов. Его чеки, как выяснилось впоследствии, оказались поддельными. Розыск ведется в трех странах его предполагаемого пребывания - Австралии, США и Англии.

Июль 1978 года, отмечал один из французских журналов, войдет в анналы филателии как месяц самой горячей работы грабителей. Насколько серьезными должны были быть факты, чтобы побудить журнал сделать подобный вывод? Судите сами.

Именно в этот период коллекционеры потеряли - и, возможно, навсегда - вещи, которые принято считать жемчужинами, гордостью классической филателии: двухпенсовые "маврикии" ("Пост офис"), британские "черные пенни". Пожалуй, больше других пострадал парижанин Е. Вастене. Со склада его магазина исчезли филателистические материалы, оцениваемые в 450 тысяч франков. В основном, это марки Франции и ее бывших колоний. В полное отчаяние владельца повергло известие о том, что воры, вскрыв сейф, унесли уникальные вещи - вырезку из конверта с первой прошедшей почту русской маркой, реконструированный лист первых английских марок 1840 года, вырезку из конверта, франкированного знаменитой "базельской голубкой". До настоящего времени, несмотря на обещанное вознаграждение, розыски не увенчались успехом.

Видя бесплодность усилий, направленных на то, чтобы сбить волну преступности, коллекционеры все чаще стали действовать по принципу: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих".

Например, британская филателистическая федерация создала фонд по борьбе с преступностью. В Соединенных Штатах Америки организован комитет по защите от марочных ограблений, который взял на себя проведение специальной серии радио- и телепередач. В них участвуют, с одной стороны, пострадавшие, с другой - сотрудники Федерального бюро расследований и представители полиции. Руководитель комитета некая Мэриетт Лэйн разъезжает по градам и весям с лекциями на тему "Берегите свои коллекции". Советов звучит немало, какому из них отдать предпочтение - это, разумеется, дело вкуса. Но один из них носит, можно сказать, универсальный характер.

"Переснимайте содержимое своих коллекций на микропленку и прячьте ее в сейф,- призывают филателистов. - Она поможет при розысках ваших пропавших альбомов".

Но поможет ли? Такой вопрос не дает покоя работникам Канадского национального почтового музея. Теперь только в фильмотеке остались письма, уникальные как в историческом, так и в почтовом плане. А сами оригиналы, похищенные из архивов, перекочевали из рук грабителей к дельцам "черного рынка". Сотрудникам филиалов музея в Нью-Брунсвике, Сент-Джонсе и Галифаксе остается только сличать изображения на микропленке с экспонатами выставок и теми материалами, которые попадают на филателистические аукционы. Но пока все напрасно - видимо, ценнейшие почтовые документы, относящиеся к домарочному периоду - некоторым из них более двухсот лет, - исчезли бесследно.

Сотрудникам канадского музея приходится утешаться лишь тем, что они, как говорится, не одиноки в своей беде. Схожие чувства испытали и устроители крупнейшей ярмарки почтовых марок в западногерманском городе Эссене осенью прошлого года. Ярмарка приобрела известность крупными контрактами, заключавшимися на ней международными торговыми сделками. Но на этот раз праздник открытия был омрачен целой серией дерзких грабежей, заставивших участников ярмарки не столько знакомиться с чужими экспонатами, сколько присматривать за своими. "Воровская увертюра к Эссену" - такой заголовок в одном из журналов, пожалуй, наиболее точно характеризует обстановку, предшествовавшую ярмарке. Не обошлось без чрезвычайных происшествий и на другой, Лондонской ярмарке, проходившей в отеле "Уэстморленд". По мнению экспертов, только самые наивные могут считать все эти печальные события простым совпадением. Скорее всего, речь должна идти о сети хорошо организованных и осведомленных банд, действующих в ряде западных стран и имеющих связи с подпольным бизнесом, обеспечивающим надежные каналы сбыта.