Всемирная филателистическая выставка в Познани стала для польских коллекционеров двойным праздником. После почти сорокалетнего перерыва здесь вновь вышла почтовая миниатюра, подготовленная их выдающимся соотечественником Чесловом Сланей – художником, признанным в мире мастером номер один в жанре филателистической графики. Число его эскизов, выполненных для почтовых администраций шестнадцати стран и организации Объединенных Наций , уже давно перевалило за восемь сотен.

Презентация выставочного блока, воспроизводящего «Легенду о Белом Орле» и мастерски гравированного Сланей, состоялась в день торжественного открытия «ПОЛЬСКИ-93».

Все желающие могли ознакомиться с удивительным по полноте собранием Юрека Крышяка — поляка, проживающего, как и Сланя, в Швеции, и коллекционирующего все, что связано с его именем. Без преувеличения можно сказать, что независимо от глубины филателистических познаний, каждый, осмотревший его экспонат, открыл для себя нечто новое, неожиданное.

О гравюрах и рисунках Слани уже давно ходят легенды, рожденные виртуозным мастерством художника и его природным чувством юмора: еще в студенческие годы Сланя шутки ради рисовал акварелью входные билеты на стадион, в театр и кино, которые ни один контролер не мог отличить от настоящих. На первых почтовых марках, выгравированных Сланей по заказу Минсвязи Польши, при пристальном изучении филателисты обнаружили миниатюрные имена друзей и родных художника.

«Грешит» Сланя и изготовлением «банкнот». Правда, нарисованные им доллары не примут ни в одном магазине, так как надписи на них юбилейные и имеют отношение к тем людям, кому они предназначены в подарок.

И все же первая и единственная любовь художника — почтовые марки. Даже свою дипломную работу в Академии художеств студент Сланя посвятил филателии: он выгравировал знаменитую «Грюнвальдскую битву» корифея польской живописи Яна Матейко для эскиза будущей марки. По оценкам специалистов, уровень его мастерства до сих пор остается непревзойденным. К сожалению, марка с гравюрой Слани так и не увидела свет: художник оказался в эмиграции, и оригинал переделали.

В Швецию Сланю привело желание дальнейшего творческого роста. Свой первый зарубежный заказ художник получил лишь спустя несколько лет жизни на чужбине, где на первых порах ему приходилось заниматься любой работой, чтобы иметь средства к существованию. Но и эти годы не прошли для мастера даром. Раз невозможно было работать по заказу почтового департамента, художник делал марки для собственного удовольствия. Так родилась изумительная серия непочтовых марок с изображением известных профессиональных боксеров-тяжеловесов, а затем и подборка гравированных портретов звезд мирового кино: Джины Лоллобриджиды, Мерилин Монро, Софи Лорен, решенных в стиле почтовой марки. Сегодня многие филателисты готовы отдать за них немалые деньги, а в начале шестидесятых молодой Сланя рассылал их бесплатно в адреса почтовых ведомств.

Первые свои зарубежные заказы художник получил в Швеции. Затем предложения о сотрудничестве стали поступать из Гренландии, Исландии, Дании, для почтовых администраций которых подготовлен не один десяток проектов будущих марок. Что касается датских выпусков, то, по словам самого Слани, он больше не хочет увеличивать список эмиссий этой страны из-за того, что сложившийся строгий графический стиль в датской филателии ставит слишком жесткие рамки его творческой фантазии. Может, это и так, однако коллекционеры из клубов любителей марок Слани непременно добавят, что тут дело в улыбке королевы Маргарет, которую чиновники из почтового департамента, взглянув на очередной проект Слани, признали слишком открытой для особы правящей династии и потребовали переделать эскиз, сдвинув плотнее королевские губы.

Один из эскизов памятного шведского блока, вышедшего в связи с 70-летием признанного мастера почтовой марки (факт в филателии уникальный!) и воспроизводящего фрагменты коронационной церемонии времен короля Густава Третьего, передает облик не монарха, а некоронованного короля марочной графики — Чеслава Слани. Его характерные очки в черепаховой оправе и высокой с залысинами лоб можно рассмотреть и на марке 1973 года, посвященной массовым забегам лыжников. На другой миниатюре, вышедшей из под штихеля гравера в том же 1973 году в честь столетия Северного музея, в крестьянке, высаживающей рассаду, друзья и родственники Слани увидели его мать.

Искусство выдающегося гравера давно и прочно утвердилось в мире. Национальные банки разных стран часто просят Сланю разработать эскизы ценных бумаг. Ведь мастерски выполненная гравюра банкноты — самая лучшая ее защита от подделки, передать специфику графического почерка художника практически никому не удавалось.

Получить банкноту с автографом мастера — заветная мечта каждого нумизмата и бониста, как, впрочем, и филателиста — иметь автограф Слани на почтовом конверте, франкированном его марками. Художник никогда не отказывает в этом желающим. Вот только на 50-крузадовом банковском билете Бразилии он всегда ограничивается только одним именем, не дописывая фамилии.

— А зачем,— отшучивается Сланя,— ведь билет поручили сделать моей ученице. Я лишь подправил то, что у нее не выходило.

Жаль, что автограф художника, чье имя занесено в «Книгу рекордов Гиннесса», пока не может красоваться на наших марках. В прошлом году, когда готовили совместный российско-шведский выпуск с репродукциями икон из музеев двух стран, Сланя сделал гравированные эскизы, и Издатцентр «Марка» был готов к сотрудничеству. Только кто-то «там, наверху» решил сэкономить на недешевой технологии металлографии, и новые гравюры художника увидели свет только в Швеции. Что ж, будем надеяться, что рано или поздно среди авторов российских марок появится имя Чеслава Слани, а сам мастер вернется к замыслу создать проект новых марок для нашей страны.

А. Стрыгин. Возвращение Чеслава Слани. «Филателия». 1993. №10 (стр. 58-60)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.