Не углубляясь в многовеко­вую олимпийскую историю, в которой реальность тесно пе­реплелась с легендами и ми­фами, не описывая событий, связанных с возникновением и развитием великолепной идеи возрождения древних фестивалей спорта, сегодня следует остановиться лишь на дате 20 июня 1894 года — общепризнанной точке отсчета олимпийского движения современного цикла. Именно тогда в актовом зале Сорбоннского университета (Париж) было принято решение о возобнов­лении Олимпийских игр, а тремя днями позже создан Международный олимпийский комитет (МОК). Вскоре на свет появилась своеобразная «визитная карточка» его — па­мятная виньетка, ставшая предвестницей большой филатели­стической летописи Олимпиад.

Шло время. К двадцатой го­довщине возобновления Олим­пийских игр во многих госу­дарствах проводились всевоз­можные спортивные соревно­вания. В честь одних, устро­енных по случаю юбилея МОК (1914 г.) в египетском пор­ту Александрия, были выпу­щены виньетки в пяти цвето­вых вариантах.

Следующий шаг сделала почта Швейцарии, посвятившая полувековому юбилею совре­менных Олимпиад три марки и специальный штемпель гаше­ния (1944 г.).

Особой похвалы заслуживает эмиссия ГДР, отметившая в 1969 году 75-летие движения. На двух крупноформатных ми­ниатюрах изображены произведения монументального ис­кусства: бюст П. Кубертена работы берлинского скульпто­ра В. Ферстера и стела из рощи в Олимпии. Штемпель гашения усилил познавательное значение выпуска.

Вряд ли есть необходимость вновь говорить о заслугах французского общественного деятеля Пьера де Кубертена. Они общеизвестны. Хочется подчеркнуть творческую удачу немецких графиков, сумевших очень образно передать высо­кий смысл свершенного им де­ла.

К 75-летию со дня откры­тия I Олимпийских игр (1971 г.) в почтовых окнах Греции появилась марка, на ко­торой портрет Кубертена был совмещен со стелой из Олим­пии. В то же время был под­готовлен и оригинальный худо­жественный конверт, рисунок которого возвращает нас к апрельским дням 1896 года. Тогда многие с любопытством и интересом взирали на поч­товые марки, поступившие в обращение на следующий день после открытия Олимпиады номер один. Сознавая ответ­ственность первого шага (до этого не существовало марок со спортивными сюжетами — различные соревнования нахо­дили отражение только на поч­товых штемпелях), художник Гильерон сумел оригинально реализовать свой творческий замысел, проникнутый идеей возрождения.

Серия начинается двумя ми­ниатюрами с рельефным изоб­ражением кулачных бойцов. Предполагают, что этот рель­еф некогда украшал постамент статуи Полидама, воздвигнутой Лисиппом в Олимпии.

Выбирая сюжет для следую­щих двух марок, Гильерон остановился на «Дискоболе» не только потому, что это все­мирно известное творение, давно ставшее символом един­ства искусства и спорта, но и потому, что его создатель Мирон большую часть жизни проработал в Афинах. Забе­гая вперед, заметим, что сю­жеты остальных марок серии также тесно связаны с горо­дом, принимавшим Олимпиаду 1896 года.

Но двух знаках почтовой оплаты — панафинейская ам­фора — спортивный трофей главного праздника Аттики. Эти стройные двуручные чернолаковые вазы украшались изображением покровительни­цы города Афины — Паллады, видом состязания, которое вы­играл атлет. К сожалению, на обеих марках показана только одна сторона сосуда.

Долго не было установлено, откуда перенесено на марки изображение квадриги (мини­атюры достоинством 25 и 60 лепт). В том, что существует оригинал, с которого худож­ник рисовал их, коллекционе­ры не сомневались: слишком документальны все остальные сюжеты серии. Еще более раз­жег любопытство франкотурный штемпель Олимпии, изго­товленный в ознаменование 70-летия со дня открытия I Олимпийских игр (1966 г.), в основу которого положен тот же рисунок. Поиск привел к собранию античных серебря­ных монет, хранящихся в Бри­танском музее. Одна из них (V в. до н. э.), найденная в Сиракузах, и послужила прооб­разом миниатюр. Кстати, эта монета дважды воспроизводи­лась на греческих марках (1959 и 1963 гг.), но как-то не привлекла внимания кол­лекционеров.

Развивая тему преемствен­ности, как бы передавая эста­фету от столицы древних Панафиней столицам современ­ных Олимпийских игр, Гильерон вводит в серию две мар­ки с изображением архитек­турных достопримечательностей Афин. На одной из них мы ви­дим стадион вблизи Акрополя, на другой — величественный Парфенон.

Как известно, античный ста­дион к открытию Олимпиады был реконструирован и стал местом проведения состяза­ний. Знаки почтовой оплаты многих государств впоследст­вии не раз возвращались к это­му сооружению. Так, вид ста­диона в момент открытия Игр и фрагмент парада участников хорошо показаны на марках и блоке Республики Гаити (1960 г.). Почтовая миниатюра Греции (1968 г.) выполнена по документальной фотографии и дает полное представление о конструкции стадиона. Инте­ресны марки ГДР (1963 г.) и Республики Чад (1971 г.).

Однако возвратимся к серии профессора Гильерона. Чтобы завершить ее описание, необ­ходимо остановиться еще на двух марках, которые позволи­ли миллионам людей увидеть великолепные произведения античных ваятелей.

На одной из миниатюр изображена статуя «Гермес с Дионисом», найденная архео­логами в 1877 году среди развалин храма Геры в Олим­пии. Вестник богов Гермес, изображенный Праксителем в образе красивого юноши, дол­жен выполнить поручение Зев­са — отнести маленького Дио­ниса (сына Зевса и женщины Семелы) в горы, подальше от взоров ревнивой Геры, на вос­питание к нимфам. Гермес стоит, слегка облокотясь на ствол дерева. В правой руке он держит гроздь винограда, которой забавляет ребенка.

…О творчестве древнегрече­ского скульптора Пэония к на­чалу раскопок в Олимпии бы­ло известно только из литера­турных источников эллинов. Какова же была радость ар­хеологов, когда они обнару­жили возле храма Зевса торс скульптуры крылатой Нике ра­боты Пэония. Это было первое знакомство с творческим на­следием выдающегося мастера.

Некогда статуя богини Побе­ды возвышалась на 90-метровой мраморной колонне перед храмом Зевса. По замыслу ав­тора богиня изображена в момент спуска на Землю с Олимпа. Ощутимо передано движение фигуры: складки одежды, идущие по диагонали, подчеркивают силу встречно­го ветра. Гильерон не ограни­чился графическим переска­зом сюжета археологической находки, а внес в миниатюру (впрочем, как и во все осталь­ные) элемент торжественности: на колоннах, ограничивающих рисунок, хорошо видны лавро­вые венки — символ славы древних олимпийцев.

Несколько слов о филате­листических особенностях се­рии. Тиражи отдельных марок колеблются от 23,7 тысячи штук до 4 миллионов. Благода­ря кропотливой работе англий­ского исследователя олимпий­ской филателии Э. Тори, кол­лекционеры узнали о некото­рых разновидностях марок. Так, миниатюра в 2 ленты встречается без фамилии гравера. Марка в 60 лепт печаталась в два приема, поэтому цвет ее разнится оттенками. Встречают­ся двухдрахмовики с отсутст­вием горизонтальной зубцовки между парами.

В статье уже говорилось о том, что первые олимпийские игры современности породили впоследствии много интерес­ных почтовых документов, по­зволяющих воссоздать отдель­ные моменты спортивного праздника. В первую очередь следует выделить те, что свя­заны с марафонским бегом. По свидетельству очевидцев, он вызывал у зрителей наи­больший интерес. Этот вид состязаний проводился не так, как ныне, когда бегуны стар­туют и финишируют в одном месте — на стадионе. Тогда трасса забега проходила в на­правлении от селения Мара­фон до Афин, приблизитель­но повторяя путь эллинского воина, известившего в 490 году до н. э. афинян о победе над персами. К величайшей радос­ти хозяев Олимпиады победи­телем спортивного марафона стал их земляк, крестьянин-письмоносец Спирос Луис. Мо­мент прибытия его на стадион зафиксирован на фотографии, которая обрела новую жизнь на почтовой миниатюре Греции в 1971 году.

Коллекцию, отражающую I Олимпийские игры современ­ности, украсят миниатюры Гаити (1969 г.) и Центрально-Африканской Республики (1972 г.), воздавшие почесть замечательному бегуну. Их до­полнит греческая марка (1967 г.) с изображением ан­тичной глиняной вазы, которая была вручена С. Луису в ка­честве приза.

Не менее интересна другая греческая марка, выпущен­ная по случаю 100-летия со дня рождения К. Паламаса, по­эта, автора кантаты, исполняв­шейся во время открытия Игр. Спустя 64 года (1960 г.) МОК утвердил ее как официальный олимпийский гимн.

С каждой новой Олимпиа­дой пополняются собрания филателистов. И нет сомне­ния в том, что и впредь бу­дут встречаться окантованные зубцами миниатюры, запечат­левшие мгновения первых Игр античных времен.

В. Наумов. Возрождение духа античности. «Филателия СССР». 1976. №3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.