Несмотря на то, что история пилотируемых полетов насчитывает уже почти 30 лет, каждый раз, когда в эфире звучат сообщения ТАСС о запуске космических кораблей, люди с неподдельным интересом ловят каждое слово диктора в надежде услышать что-то необычное: еще не было полетов в космос, похожих один на другой. Каждый шаг человека к звездам по-своему знаменателен, неповторим, труден. Каждый раз проходят испытания и новая космическая техника, и знания, воля, мужество космонавтов.

…Весна 1967 года вошла в историю испытательным полетом космического корабля «Союз-1», пилотируемого летчиком-космонавтом СССР Владимиром Комаровым. Это был его второй старт, но на сей раз Комаров летел один.

Как теперь стало известно, программа предусматривала не только запуск «Союза-1», но и полет «Союза-2», их стыковку, переход космонавтов из одного корабля в другой. Командиром «Союза-2» был назначен В. Быковский, членами экипажа — А. Елисеев и Е. Хрунов.

Сразу после выхода на орбиту начались неполадки. Не раскрылась левая солнечная батарея «Союза», не удалось ориентировать корабль на Солнце. Попытки Комарова исправить положение ни к чему не привели. Стало ясно, что на борту «Союза» серьезные повреждения, в результате которых могла израсходоваться электроэнергия в первые же сутки. Старт «Союза-2» был отменен. Посадить «Союз-1» с использованием ионной ориентации из-за нечеткой работы датчиков не удалось.

Центр предложил не предусмотренный инструкциями способ ручной ориентации. К такому варианту посадки наши космонавты не готовились. Однако Комаров отлично справился с пилотированием неисправного корабля. На Землю поступило сообщение о том, что тормозная двигательная установка сработала нормально и корабль «сошел с орбиты». Но на завершающем этапе на высоте 7 км произошло ЧП: основной парашют не раскрылся, а запасной не наполнился воздухом. Корабль ударился о землю с большой скоростью. В те дни, прощаясь с погибшим товарищем, Юрий Гагарин сказал: «Мы научим летать «Союз». В этом я вижу наш долг — долг друзей перед памятью Володи. Это отличный, умный корабль. Он будет летать».

Владимиру Комарову, отдавшему жизнь исследованию космоса, посвящены почтовые выпуски различных государств. Первой стала марка, выпущенная в 1968 году на Мальдивских островах (№ 255). Тогда же вышли три миниатюры и блок в Йеменской Арабской Республике (№ А 94) и Венгрии (№ 69—Б). Позднее подвиг Комарова был отмечен в Мавритании (№ А 192, 7—Б), Бенине (№ А 281), Чехословакии (№ 1981) и других странах.

К сожалению, на трагическую гибель пилота «Союза- 1» никак не отреагировало наше почтовое ведомство. Хотелось бы, чтобы в канун 25-летия старта первого «Союза» филателисты положили в альбомы памятную марку, посвященную этому полету.

Ю. Квасников. Во имя будущего. «Филателия СССР». 1990. №3 (стр. 9, 15)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.