Первая русская подводная лодка (не имела названия) изображена на польской марке 1972 года, рассказывающей об изобретателе Степане Джевецком (1844—1938), по проекту которого ее и построили в конце 70-х годов прошлого века. Экипаж состоял из четырех человек. Они приводили в движение гребной винт при помощи педалей.

В этих аппаратах впервые была применена регенерация воздуха и установлен перископ. Позднее в качестве двигателя на них поставили электромотор, получавший питание от аккумуляторов. Длина лодки — 5,8 м, ширина — 1,7 м, водоизмещение — 6 т. На вооружении предусматривалась мина с резиновой присоской. Познакомиться с детищем Джевецкого могут посетители Центрального военно-морского музея в Ленинграде.

На одной из испанских почтовых миниатюр можно увидеть подлодку «Исаак Пераль», построенную в 1888 году и названную так в честь изобретателя. Два электромотора по 30 л. с. позволяли ей двигаться со скоростью 7,7 узла в полупогруженном состоянии и 5 узлов — под водой. Длина лодки — 22 м, ширина — 2,87 м, водоизмещение — 85 т. Лодка была вооружена одной трубой торпедного аппарата. Часть корпуса «Исаака Пераля» сегодня на пьедестале вблизи военной гавани Картахены.

Первая мировая война показала, как опасны на море подводные пираты: 22 сентября 1914 года германская лодка в Северном море за один час потопила три английских крейсера. Поэтому в 20-е и 30-е годы XX века во всех морских странах работали над совершенствованием подводных сил флотов. В это время на почтовых эмиссиях появилось изображение румынской подлодки «Дельфин», вышли марки Испанской республики для оплаты корреспонденции, отправляемой на подводных лодках. Их рисунки воспроизводят внешний вид кораблей, транспортировавших подводную почту. Об этом стоит сказать подробнее.

Гражданская война в Испании намного затруднила доставку почты из северных приморских городов в населенные пункты, расположенные на побережье Средиземного моря. Связь между республиканцами в разных регионах поддерживалась в основном военными кораблями, которые прорывались через контролируемый франкистами Гибралтарский пролив. Особенно успешно опасную зону форсировали подлодки. Вот тогда-то и зародилась идея подводной почты.

К этому событию имеют отношение и советские добровольцы-интернационалисты И. Бурмистров и Н. Египко. Они были советниками командиров подлодок и в особенно трудных условиях плавания через пролив командование брали на себя. За храбрость и мужество И. Бурмистров и Н. Египко первыми в Военно-Морском Флоте СССР были удостоены звания Героя Советского Союза. Филателисты найдут портрет капитана 1-го ранга И. Бурмистрова на художественном маркированном конверте 1977 года.

Благодаря исследованиям ученых была определена возможность достижения Северного полюса под арктическими льдами. И когда в конце января 1938 года дрейфующая полярная станция СП-1 попала в чрезвычайно опасное положение — лед буквально уходил из-под ног полярников, для спасения И. Папанина, Э. Кренкеля, Е. Федорова и П. Ширшова была направлена в числе других кораблей и подводная лодка Северного флота Д-3 «Красногвардеец», знакомая филателистам по марке СССР 1973 года. В том походе она совершила первое в мире подледное плавание в Арктике.

Драматическими событиями на море началась вторая мировая война. Фашистские подлодки варварски уничтожали беззащитные торговые и пассажирские суда Великобритании и ее союзников, а также нейтральных стран. Этот разбой с присущим нацистам цинизмом живописали почтовые сюжеты Германии. Один из них таков — подлодка и ставший ее жертвой горящий сухогруз, погружающийся в пучину океана.

Обратим внимание, что в годы войны изображения подводных лодок появлялись на знаках почтовой оплаты, выпускавшихся для национальных соединений, воевавших в составе британских вооруженных сил. Так, на польских эмигрантских марках показаны подлодка «Орел», сражавшаяся под польским флагом, и момент бомбардировки польским самолетом вражеской лодки, обнаруженной в океане. «Орел» мы видим и на польской марке 1970 года.

Почтовое ведомство СССР также отдало дань героическим подводникам. В частности, миниатюра 1962 года посвящена моряку-североморцу Магомеду Гаджиеву.

На марке 1982 года, а также на ряде конвертов воспроизведена гвардейская Краснознаменная подводная лодка «С-56». Ее экипаж под командованием ныне Героя Советского Союза вице-адмирала Г. Щедрина совершил немало ратных подвигов.

Заслуживает упоминания авиамарка островов Сен-Пьер и Микелон 1961 года с рисунком французского подводного крейсера «Сюркуф», команда которого выступила против капитуляции своей страны перед гитлеровцами и продолжала сражаться против фашистов, участвуя в движении «Свободная Франция». Лодка базировалась вдали от родины, на острове Сен-Пьер. К сожалению, «Сюркуфу» не повезло. В феврале 1942 года он столкнулся с американским торговым судном в Мексиканском заливе и затонул.

Отметим, что моряки не только Франции, но и некоторых других оккупированных фашистами стран ушли на своих кораблях в порты союзников, где продолжали борьбу. Был среди них и экипаж греческой подлодки «Папаниколис», о которой рассказывает марка Греции 1978 года.

В послевоенный период создание управляемых атомных реакторов позволило воплотить в жизнь мечты Жюля Верна. Не случайно первая в мире лодка с атомным двигателем, построенная в США в 1958 году, получила название « Наутилус ». Ее команда осуществила заветную мечту многих поколений полярников — она прошла под шапкой северных паковых льдов, побывала в точке Северного полюса. Это событие зафиксировала панамская марка из серии 1965 года. А вторая атомная лодка ВМС США «Скейт» всплыла на Северном полюсе, отметив 50-летие экспедиции американца Р. Пири. На марке США «Арктические экспедиции» художник нарисовал атомную подводную лодку в полярных глубинах.

В период холодной войны такие суда с ракетным оружием на борту становятся символом военного могущества. Вслед за США они появляются в военно-морских флотах других великих держав… и «приплывают» на марки СССР, Франции, Гибралтара, Китая. Государства, не имеющие возможности строить подводные суда, приобретали их у других стран. На знаке почтовой оплаты Индонезии 1964 года можно видеть подводную лодку советской постройки.

В. Синегубов. Властелины морских глубин. «Филателия СССР». 1991. №5 (стр. 8-11).


Марки к теме:

Антигуа — № 984
Барбуда — № 884,
Бразилия — № 916,
Венесуэла — № 1081,
Германия — № 748, 794,
Гренада — № 1412,
Греция — № 551, 1314,
Индия — № 797,
Индонезия — № 396,
Ирландия — № 439,
Испания — № 624—629, 1268, бл. 11,
Италия — № 1024, 1406,
Никарагуа — № 879,
Пакистан — № 259,
Перу — № 751, 833, 834,
Польша — № 1879, 2126,
Румыния — № 508,
Сен-Пьер и Микелон — № 28ав.,
СССР — № 2664, 4179, 4278,
США — № 667,
Турция — № 1090, 1770,
Франция — № 1615.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.