Задумывались ли вы над тем, что, узнавая о лучшей марке года — победительнице традиционного конкурса, прежде всего стремишься выяснить, кто ее автор. Лучшая марка — значит и любимый художник. Старые, опытные филателисты знают, что такие конкурсы проводятся сравнительно недавно. Но если бы они проходили раньше, безусловно, одним из первых победителей стал бы Василий Васильевич Завьялов. Талантливый, большой художник, для которого создание марок было главным, но не единственным призванием. Я хорошо помню выставки работ В. В. Завьялова, которые состоялись в 1950 и 1955 годах, демонстрировались на них и эскизы марок. И хотя большого мастера сегодня уже нет с нами, он продолжает жить в своих работах, удивлять и радовать творчеством.

Журналистская судьба свела меня с Василием Васильевичем, когда он уже был широко известным мастером. Встретил он меня на пороге своей комнаты-кабинета. Как оказалось, жил он в коммунальной квартире, за небольшим письменным столом в которой и рождались почтовые шедевры. В глаза бросались его руки, сильные, большие, руки человека, много поработавшего на своем веку. На первый взгляд, они плохо вязались с изящными маленькими марками. Но вот Завьялов уселся за письменный стол, вооружился большой лупой, и карандаш, утонувший в его руке, начал наносить на рисунок мельчайшие штрихи. Столь же виртуозно владел он штихелем и кистью. Ведь за свой долгий путь в искусстве Василий Васильевич Завьялов переменил немало увлечений.

Впрочем, давняя привязанность мастера — гравюра: двенадцатилетним мальчиком он гравировал свои первые рисунки гвоздем. Родители не баловали вниманием сына, и ему пришлось, попросту говоря, удрать в Москву, где он поступил в художественную школу Сытина. Здесь и началось творческое восхождение Завьялова. И все же его больше знают не как живописца, хотя есть у Василия Васильевича и свои полотна, а как художника-миниатюриста. А помогла тому счастливая случайность.

Сразу после революции Завьялов поступил учиться в школу классической гравюры, которая существовала тогда при фабрике «Гознак». Молодых граверов учили многим предметам, готовили к созданию советских денежных знаков. Собственных марок в то время Советское государство еще не имело — в обращении находились почтовые марки царской России с надпечаткой «РСФСР». Во время одного из посещений школы Михаил Иванович Калинин обратился к ученикам с призывом создавать советские марки.

— Мне особенно запомнились слова Калинина,— вспоминал Завьялов,— я решил попробовать свои силы.

К ленинским дням 1925 года вышла почтовая марка по рисунку Завьялова. На ней был изображен Мавзолей Владимира Ильича Ленина. Успех марки окрылил художника. На протяжении последующих десятков лет им были подготовлены такие почтовые серии, как этнографическая, портреты революционных деятелей, 10-летие Красной Армии и др. Одновременно он много трудится и в других областях живописи. Его работы неоднократно экспонировались на всесоюзных и зарубежных выставках. Офорты, рисунки, акварели, в основе которых зарисовки с натуры, немало способствовали успеху графических миниатюр.

В чем же состоял секрет мастерства одного из виднейших представителей советского искусства малой графики? Отвечая на «тот вопрос, Завьялов улыбнулся:

— Надо хорошо знать то, что пишешь или рисуешь. Иначе могут получиться всякие курьезы. Я считаю Михаила Ивановича Калинина своим крестным отцом и, может быть, поэтому с таким интересом создал несколько серий, посвященных «всесоюзному старосте». Одна из них датирована 1935 годом. Есть там марка, на которой Калинин изображен у токарного станка на заводе «Вольта» в Ревеле, где он работал до революции. Помню, перед тем, как сдать в печать, я понес эскизы марок Михаилу Ивановичу. Он принял меня в своем кабинете, внимательно просмотрел эскизы и удивленно сказал: «А суппорт станка ты сделал не с той стороны». С токарными станками мне никогда не приходилось иметь дела. И внимательность Михаила Ивановича спасла меня от ошибки.

А вот другой случай.

В 1953 году на конкурсе марок в Риме работе Завьялова на спортивные темы был присужден кубок Колли. Одна из марок лауреата показывает сцену охоты.

— Она удалась мне потому, что я сам страстный охотник. Рисовал по памяти одну из своих удачных облав на волков. И хотя это не совсем скромно, в качестве счастливого охотника изобразил себя, и, как видите, получилось неплохо.

Если в хронологическом порядке проследить почтовые марки работы Завьялова, то окажется, что в них отражены многие важнейшие стороны жизни Советского государства. Это и история нашего народа, его трудовые и ратные подвиги, борьба за мир, это и образы величайших ученых, писателей, художников, музыкантов. Работая над композицией марок, посвященных деятелям мировой и русской культуры, Завьялов долго изучал различные документы, тщательно отделывал рисунок. Создавал сначала станковые эстампы, а уже потом на их основе рисовал оригиналы. Помню, с особой гордостью Василий Васильевич говорил, что его работы проходят художественный совет с «первого предъявления».

…Давно уже пришли в графику почтовой марки новые мастера. Но по-прежнему мечтой филателиста остается положить в свой кляссер марки, созданные В. В. Завьяловым. И отнюдь не потому, что многие из них превратились в раритеты. Их художественный уровень стал одной из вершин советской филателии. А имя самого художника, без сомнения, близко и дорого коллекционерам всех поколений.

Л. Стрижижовский. Вершины Завьялова. «Филателия СССР». 1987. №8 (стр. 10-12).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.