Как известно, марки Венденского уезда Лифляндской губернии не являются земскими марками, т.к. в этой губернии земства не было. Они были выпущены местной почтовой администрацией и служили исключительно для оплаты корреспонденции в пределах уезда; для других местностей России и для заграницы они были недействительны и на все почтовые отправления за пределы уезда полагалось наклеивать обычные русские марки, в соответствии с почтовым тарифом того времени. Таким образом, марки Вендена были местными, уездными выпусками с ограниченным статутом; но, по какому-то странному недоразумению, эти марки помещены во все марочные каталоги, хотя те же каталоги не признают ни Тифлисскую марку, ни земские.

Марки Вендена пользуются большим успехом у филателистов и изучение их представляет большой интерес; среди них есть много больших редкостей и собрать полную коллекцию Вендена крайне труд но, тем более, что многие марки очень нелегко найти в безукоризненном состоянии. Об этих марках существует серьезная литература, как общего, так и специального характера. Но эти труды имеются далеко не у всех коллекционеров, а кроме того, во многих каталогах описания не полны, иногда противоречивы, а иногда и не совсем правильны. Поэтому, мы хотим дать на страницах нашего журнала общий обзор этих марок и некоторые подробности, известные не всем. За исключением некоторых характерных деталей, мы не приводим подробных описаний разницы между подлинными марками, новоделами и подделками: любители могут найти эти описания и рисунки в каталоге Чучина 1935 г., а также и в ряде специальных трудов разных авторов.

Первая марка Вендена была отпечатана 1 января 1863 г. и выпущена без клея и без обозначения цены, но ее стоимость была в 2 коп. Ее должны были употреблять для оплаты пакетов и наклеивать поверх бичевки, которая их обвязывала; но марки были так малы, что они отскакивали от пакетов при малейшем движении бичевки и, поэтому, их оказалось невозможным употреблять. Таким образом, марки эти в продажу не поступили и остались неиспользованными.

Они исполнены литографским способом, светло-синей краской на слегка желтоватой бумаге, которая меняет свой оттенок под влиянием света и воздуха. Некоторые листы имеют разделяющие линии между марками, ординарные или, иногда, двойные, очень тонкие, которые из-за этого часто почти не видны, или же имеют разрывы. На некоторых марках можно заметить более или менее крупные удвоенные оттиски частей рисунка, но их происхождение имеет случайный характер и вызвано небрежностью печатанья. Встречаются также многие мелкие недостатки отдельных букв, но это тоже объясняется дефектами печатанья.

Наоборот, очень крупный интерес представляет собой тэт-беш этой марки, помещенный эо всех каталогах; на самом деле, это не настоящий тэт-беш, а пара, у которой одна марка находится з лежачем положении по отношению к другой. Хотя в каталогах такая пара оценена приблизительно в 5 – 8 раз дороже двух отдельных марок, но в действительности она гораздо более редка и, вероятно, мало кому из коллекционеров удалось ее видеть. Эта разновидность встречается один раз в каждом листе, но степень ее редкости объясняется тем обстоятельством, что круглый рисунок марок довольно однообразен и трудно сразу заметить, где верх и где низ. Поэтому, многие листы были разрезаны раньше, чем было обращено внимание на положение одной из марок и, следовательно, немалое количество таких пар оказалось разделенными. Настоящую цену этого варианта установить трудно, но думаем, что она должна быть значительно выше оценок в каталогах.

В том не 1863 году был произведен выпуск следующих марок для писем и для пакетов, на толстой бумаге и более длинного формата, а в 1871 г, был сделан второй тираж марки для пакетов, но в измененном цвете. Все эти три марки исполнены литографским способом и имеют черную надпись из трех строчек, на цветном фоне из тонких, тесно переплетающихся волнистых линий, с четырьмя квадратиками по углам. Из них, только один правый, нижний, представляет собой правильный квадрат, имеющий 1 мм. с каждой стороны, а три другие являются прямоугольниками, шириной в 1 мм. и вышиной в 4/5 мм. Это есть один из главных отличительных признаков для всех трех подлинных марок этих двух выпусков.

Все марки напечатаны на довольно мягкой, хоть и толстой бумаге, которая легко портится к прорывается, особенно при частом переклеивании марок из одного альбома в другой. Поэтому, очень большой процент этих марок имеет дефекта бумаги, тонкие места и склад КМ, количество совершенно безупречных экземпляров очень мало к их ценность, вполне естественно, значительно выше марок среднего качества.

В первый выпуск 1863 г. вошли две марки, обе без обозначения цены: первая, с текстом «Briefmarke….» черного, слегка блестящего цвета, на нежно-розовом фоне, стоимостью в 8 коп. и предназначенная для писем, вторая с текстом «Packenmarke…..» т.е. для пакетов, с фоном синевато-зеленого цвета, стоимостью в 4 коп., обе на белой, толстой бумаге. Размеры марок 28½ х 18½ мм., включая и угловые квадраты, клей тонкий, и белый; линии фона и рамки исполнены очень тщательно и тонко, распределены равномерно и не имеют никаких разрывов, пятен или пробелов.

Такая же, как и вторая, марка для пакетов, но с желтовато-зеленым фоном, принадлежит ко второму тиражу, сделанному в 1871 г, В отличие от предыдущих, фон этой марки напечатан очень плохо и состоит из заплывших линий, с цветными пятнами и пробелами. Бумага, размеры и клей такие же, как и в вып. 1863 г.; стоимость – 4 коп., но цена на марке не обозначена.

Для розовой марки была сделана пробная, с вишнево-красным текстом на розовом фоне, которая очень редка. Но редчайшей уникой является опечатка той же марки для писем, с зеленым фоном, вместо розового, которая известна до сих пор только лишь в одном единственном экземпляре на целом письме. В №22 довоенного издания наше го журнала помещена была короткая заметка и фотография этого конверта: марка эта, по справедливости, является одной из редчайших марок не только Европы, не и всего мира. Вполне возможно, что существуют и другие экземпляры этой ошибки, которые до сих пор остаются не обнаруженными, т.к. за исключением одного слова на первой линии, во всем остальном эта марка полностью похожа на нормальную, сине-зеленую марку для пакетов.

Помимо этой редчайшей ошибки, все три марки, как розовая, так и обе зеленых, встречаются с перевернутым фоном, что почти не бросается в глаза и требует внимательного осмотра для того, чтобы быть обнаруженным. Розовая и син.зеленая марки с перевернутым фоном гораздо более редки, чем с нормальным и их следует оценивать приблизительно на 50% дороже. В вопросе этой оценки, различные каталоги противоречат друг другу и, поэтому, мы даем нашу цифру на основании сравнения разных каталогов. В то же время, желт. зеленая марка с перевернутым фоном встречается значительно чаше, чем с нормальным и не будет ошибкой заключить, что эти марки с фоном в прямом положении очень редки. Если в кат. Скотта желто-зеленая марка с перевернутым фоном оценена в 40 долларов, то та же марка с нормальным фоном должна цениться минимум 60 дол., а может быть и дороже. Необходимо также упомянуть, что у розовой марки существует тэт-беш, который в большинстве каталогов не упомянут. Насколько нам известно, был обнаружен лишь один такой тет-беш, но никаких подробностей об этом нам выяснить не удалось.

Все эти три марки 1863 и 1871 г.г. нормально гасились пером, двумя чертами крестообразно. В случае, если за письмо была получена дополнительная плата за спешную доставку, на марку ставился еще и второй чернильный крест. Но в виде исключения эти марки иногда встречаются гашеными русскими круглыми почтовыми штемпелями , или одновременно с гашением пером, или же без него. Происходило это в тех случаях, когда письмо или пакет выходили за пределы Венденского уезда и получали дополнительную франкировку российской, общегосударственной маркой, которая наклеивалась чаще всего рядом с Венденской. Во многих случаях, русский круглый штемпель погашения попадал частично и на Венденскую марку, иногда неслучайно, она погашалась этим штемпелем вторично, не взирая на то, что уже была погашена пером.

Обе марки в 4 коп. для пакетов, т.е. сине-зеленая и желто-зеленая, употреблялись разрезанными пополам по длине или ширине, и даже, кажется, по диагонали, чтобы служить для оплаты писем, как марки в 2 коп. Такие половинки имеют ценность только и исключительно на целых письмах и такие письма, конечно, очень редки.

Особое место среди марок Вендена занимают новоделы, сделанные в 1880 году по инициативе Венденской почтовой администрации; в эту группу новоделов вошли не только описанные выше три марки, но и последующие, кончая выпуском 1871 г., которым заключаются все марки без зубчиков. Все эти новоделы были отпечатаны при помощи новых литогр. камней, так как старые были утеряны, или уничтожены; поэтому, они похожи на оригинальные марки, только общим видом рисунка, но отличаются от них и деталями, и размерами, и оттенками. Их нельзя смешивать с подделками частного происхождения; наоборот, они были изготовлены совершенно официально Директором Венденской уездной почты к они имеют полное право фигурировать во всех коллекциях тем более, что они помешены во многих каталогах.

Новоделы этих трех марок напечатаны на более тонкой желто-белой бумаге и имеют коричнево-желтый, грубый клей. Их оттенки различны: у розовой марки для писем они бывают темно-розовые, ярко-розовые, или бледно-розовые, а у зеленой марки для пакетов, они бывают синевато-зеленые, бледные желто-зеленые или же темные желто-зеленые. Ни линии фона, ни особенно надписи, не совпадают с оригиналами; в частности, после слова «Венден» имеется не двойная, а ординарная черточка, что является главнейшим признаком этих новоделов, которые все довольно редки. В вопросе оценки этих новоделов существуют большие противоречия в разных каталогах и специальных изданиях; в среднем, новоделы оценены от 5 до 10 раз дешевле оригинальных марок, но нам кажется, что первая цифра более справедлива.

Для всех трех марок имеются также и подделки на белой бумаге разной толщины, с грубым белым, или грязно-серым клеем. Признаки этих подделок /как и новоделов/ достаточно хорошо описаны, в частности в кат. Чучина, но добавим, что подделки литограф. изготовления имеют размеры 28 х 17½ мм. к угловые квадратики все одинаковой величины, но меньше, чем у поддельных; есть и другие подделки, среди которых имеются литогр. фотокопии с размерами 28½ х 18 /или 18¼ мм. У всех подделок линии фона без форменные, заплывшие или же с белыми пятнами, форма букв иная и оттенки тусклые к не чистой краски.

Следующие, после этих, выпуски марок Вендена, в большинстве каталогов помешены не в том порядке, в каком они появились на свет. Первой по порядку, является марка, у которой вокруг центрального зеленого овала, идет тонкая зеленая линия, которая и является отличительным признаком этого 1-го тиража 1863 года /Скотт № 4-в, Ивер № 4а/. Именно эта марка с этой зеленой линией и является самостоятельным типом, а не вариантом той же марки, но без зеленой линии, как это можно понять из описаний в некоторых каталогах; эта тонкая зеленая линия исчезла в тех тиражах которые были повторены в 1866 и 1870 г.г. и дали марки без линии /Скотт № 4, Ивер № 4/, но об этом мы скажем ниже.

Марки эти были выпущены без зубцов к отпечатаны литографским способом на желто-белой бумаге. Клей у них неровный, тоже желто-белый, краски яркие и чистые: рамка темно малиново-розовая, центр, овал темно желто-зеленый и имеет 5 мм. в ширину. Как самый овал, так и зеленая линия вокруг него и внутренний край темно-розовой ленты овальной формы, окружающей их, имеют небрежные и неправильные очертания, в то время как все остальные части, рисунка исполнены очень аккуратно и ясно. Вокруг розовой ленты овальной форда имеется внешний овал из 33-х жемчужин, слегка налегающих друг на друга. У всех подлинных марок, имеющих такой рисунок; две нижние жемчужины крупнее и шире других, а та которая находится справа от них, самая маленькая; остальные разного размера и расположены неравномерно. Гашения у этих марок такие же, как и у предыдущего выпуска, т.е. крестообразно пером, а иногда и пером, и русским почтовым штемпелем, еще реже только штемпелем.

Как мы уже говорили, в 1880 г. были изготовлены новоделы также и для этой марки. В общих чертах они похожи на оригинал, но отличаются сильно в деталях. Прежде всего, центр зеленый овал имеет 5 мм. ширины и совершенно правильные очертания; вокруг него идет тонкая розовая /а не зеленая/ линия, линии фона и угловые рисунки совершенно иные, чем у оригиналов. Жемчужины все одинаковой величины и расположены равномерно; у новоделов имеется 30 жемчужин, вместо 33-х. Бумага слегка желто-серая и чуть тоньше, клей коричнево-желтый. Оттенки краски тоже иные: овал зеленый, но без желтизны, рамка темно красная, а не малиново-розовая. Что касается оценки этих новоделов, то и тут различные каталоги дают различные соотношения цен. Не претендуя на непогрешимость, мы полагаем все же, что новодел должен оцениваться в 5-6 раз дешевле, чем оригинальная марка в негашеном состоянии.

У этой марки имеются также и подделки разного происхождения и разного качества, в том числе и очень грубые, которые легко определять с первого же взгляда. Эти подделки встречаются как с тонкой зеленой линией, так и без нее; линии фона неясные и путанные, угловые рисунки не похожи ни на оригиналы, ни на новоделы, центральный овал менее высок, жемчужины одинаковой величины и их тоже 33 шт., как и у подлинных марок. В названии уезда под овалом отсутствует вторая буква «n» и это слово ошибочно обозначено «Wendeschen», вместо «Wendenschen». Цвета подделок тусклые: серовато-зеленый и малиново-розовые для рамки, но не чистый, а тоже с сероватым налетом.

Следующей по порядку, выпущенной маркой, была та, которая у Скотта помечена как №5, а в кат. Ивера имеет № 6-й. Она была выпущена в 1864 г. и во всех своих деталях сходна с предыдущей маркой, за исключением только, того, что центральный зеленый овал не пустой, а имеет белое изображение герба Лифляндской губернии – крылатый гриф с мечом в правой лапе. Марка эта тоже без зубцов, оттенки такие же, как и у предыдущей, 33 жемчужины с такими же особенностями и такая же тонкая зеленая линия вокруг овала.

Новоделы 1880 г. имеют те же характерные особенности, что к новоделы предыд. марки: 30 жемчужин одинаковой величины и красная линия вокруг зеленого центр, овала, вместо зеленой. Но рисунок фона более тяжелый и надписи выделяются на нем гораздо хуже. Рисунок грифа совершенно другой, меньше размером и в другом положении, голова без ушей, глаз обозначен пятном, а не точкой, на теле есть зеленые пятна и земля едва обозначена.

Зеленый цвет овала более желтоватый, чем у оригиналов, а рамка отпечатана темно розовым цветом, но более матовым и без малинового оттенка. Цена приблизительно в 5-6 раз дешевле оригинала.

Подделки этой марки, в большинстве, сделаны очень плохо, особенно фон, составленный из путанных вертикальных лини, которые лишь отдаленно напоминают оригинальный рисунок. В названии уезда повторяется та же ошибка, о которой мы говорили выше: по видимому, эти подделки того же происхождения, что я предыдущие, так как и уголки имеют такой не искаженный рисунок.

Изображение грифа очень примитивное и грубое, но в общих чертах напоминает оригинал больше, чем гриф новоделов. Зеленый овал – желто-оливково-зеленый, очень светлый, а рамка темная, малиново-розовая; вокруг овала зеленая линия, почти сливающаяся с овалом. Но подделки более позднего происхождения, исполненные литогр. фотокопией, гораздо лучше воспроизводят оригинал и, чтобы их определить, необходимо более внимательное исследование и сравнение.

Следующими по порядку были выпущены марки обозначенные под № 4 в каталогах Скотта и Ивера. Этот выпуск был сделан в 1866 г. к повторен в 1870 г. в других оттенках красок; для него были использованы клише марок выпуска 1863 г., на которых исчезла тонкая зеленая линия, окружающая центральный овал. Таким образом, как я уже это говорил, марки с этой зеленой линией /№ 4а/ не являются вариантом марок без линии /№ 4/, как это можно было бы понять из обозначений в каталогах, а наоборот: марки без зеленой линии представляют собой более поздний тиран марок с линией 1863 г. При очень внимательном исследовании марок вып. 1866-70 г.г., на некоторых экземплярах можно заметить кое-какие следы этой исчезнувшей зеленой линии; иногда, несколько маленьких черточек, а чаще лишь одну или две зеленые точки.

Выпуск этот опять без зубчиков и без обозначения цены; продавались они по 2 коп. каждая, как и вообще все остальные марки Вендена, кроме пакетных марок зеленого цвета 1863 г. Тираж 1866 г. отпечатан на серо-желтоватой бумаге и имеет желтовато-белый клей; краски яркие – рамка малиново-карминная, но менее малиновая, чем вып. 1863 г., овал желтовато-зеленый. Тираж 1870 г. сделан на зелт. белой бумаге с чисто белым клеем. Краски менее яркие, часто довольно блеклые: рамка кирпично-красная, овал зеленый и менее желтоватый. Известны очень редкие пробные оттиски черного цвета с пустой белой серединой, или же с зеленым овалом. Существует также очень редкий тэт-беш, который встречался один раз в листе, в выпуске 1866 г.

Говоря о тэт-беш Вендена и о перевернутых фонах выпуска 1863 г., интересно отметить, что на самой деле не сетка фона была отпечатана в перевернутом положении по отношению к сетке соседних марок, а черная надпись. Листы этих марок имели шесть рядов, по три марки в каждом ряду, всего 18 марок. На литогр. камнях все 18 рисунков фона помещены были в одинаковом прямом положении, но камень для черной надписи имел 3 перевернутых изображения и 15 прямых. Это касается розовых и зеленых марок 1863 г. /для писем и для пакетов/. Что касается желто-зеленой марки для пакетов, то для нее положение меняется как раз наоборот: листы бумаги с отпечатанным фоном были употреблены для печатанья надписи в перевернутом положении, что и дало в каждом листе 15 перевернутых и 3 прямых положения фона. Это объясняет почему розовые и зеленые марки с перевернутым фоном гораздо более редки, а желто-зеленые, наоборот, менее редки, чем марки с фоном в нормальном положении.

Тэт-беш марок 1866 г. также является случайной ошибкой, которая объясняется тем, что верх и низ этих марок очень мало отличаются друг от друга, что было также причиной появления лежащей марки в листах №1.

Выпуск 1866 – 70 г.г. отпечатан хоть и аккуратно, но линии и буквы грубоваты, края овала не ровные и звездочки в углах часто бесформенные. Нормальным гашением для марок этого выпуска являются, как и для предыдущих, две черты пером, крестообразно. Часто, помимо них, на краю марки видна часть русского почт. штемпеля г. Вендена. Марки погашенные только одним этим штемпелем очень редки, но следует остерегаться марок, на которых чернильное гашение было смыто. Об этом подробнее я скаку ниже.

С этих марок были также сделаны новоделы в 1880 г., по распоряжению Управляющего Почт. Конторы г. Вендена. У этих новоделов зеленый овал более узок к имеет 5 мм. ширины, вместо 5 мм., рамка розовато-красная, более или менее темная. По сравнению с оригинальными марками, рисунок новоделов отличается от них в деталях. В частности, как у этих новоделов, так как у всех других, изготовленных в 1830 г. и воспроизводящих марки от 1863 г. до 1870 г., имеется одна очень характерная деталь, а именно, красная линия, которая окружает красную овальную ленту вокруг зеленого овала. У оригинальных марок всех выпусков, эта линия тонкая слова и утолщается справа; кроме того, она имеет разрыв внизу, маленький у марок 1863 г. и широкий у марок 1864 – 65 – 70 г.г. У всех новоделов всех выпусков, эта красная линия имеет одинаковую толщину повсюду и никаких разрывов нигде. Эти новоделы следует оценивать приблизительно в 4-5 раз дешевле оригинальных марок, марки этого выпуска существуют также и фальшивыми: у них те же признаки, что и у предыдущих, они отпечатаны грубо и небрежно, краски мутные и тусклые, линии фона путанные и неясные, с разрывами и белыми местами.

В 1871 г., для нового выпуска марок, рисунок был полностью переработан /Скотт № 6, Ивер № 5/. Изменения коснулись всех частей марки, включая и буквы надписей, и только общий внешний вид напоминает марки предыдущих выпусков. В отличие от них, все детали рисунка вычерчены очень аккуратно и чисто, имеется очень большая регулярность в линиях фона и у полукругов на овальной ленте.

Марки снова без зубчиков и без обозначения цены, отпечатаны на белой бумаге, с белым клеем, наложенным хорошо и ровно. В промежутках между марками есть разделяющие уголки, обозначенные тонкими красными линиями; у некоторых марок можно заметить, что линии внешней красной рамки переходят угол и продолжаются еще вне марки, на полях, на протяжении до 1 мм. Марки отпечатаны красной краской с розоватым оттенком /но не малиновым/; центр. овал темный желтов. зеленый. Как для рамки, так и для овала, встречаются некоторые оттенки от темных, до более светлых.

Новоделы 1880 г., также как и для предыдущих, были отпечатаны при помощи новых литографских камней, причем и рисунок, и размеры, сильно отличаются от оригинальных марок. Помимо различий в рисунке фона, надписей и угловых орнаментов, центральный зеленый овал значительно уже и имеет 5 мм. в ширину, вместо 6 мм. Краски довольно бледные: рамка светло-красная, овал светлый желтовато-зеленый; более темные оттенки хоть и встречаются, но гораздо реже. Кроме этих новоделов, существуют и репродукции 1893 г., отпечатанные по распоряжению г. фон Хиржхейта, Управляющего Почт. Конторой Вендена. В то время, как для новоделов употреблялись новые литографические камни с новым рисунком, репродукции печатались при помощи старых камней; рисунок репродукции, следовательно, одинаков с оригинальными марками, но более неясный, особенно в линиях фона, т.к. отпечатки на камнях были уже изношены и потеряли свою отчетливость. Краски бледные; розовая или светло-розовая рамка к светлый желто-зеленый овал. Но, что касается подделок этой марки, то до сих пор о них ни чего не приходилось слышать и, вероятно, они не существуют. Марки не редки и, по видимому, изготовление подделок не представляло достаточной коммерческой выгоды для фальсификаторов.

Наконец, в 1872 г. появилась первая зубцованная марка Венденского уезда /Скотт и Ивер №7/. Весь ее рисунок представляет собой новую композицию и только лишь общий внешний вид ее напоминает предыдущие выпуски. Центральный овал уже не зеленый, а красный и в нем помещен герб Венденского уезда; рука рыцаря в латах, выходящая из облака и держащая прямой меч. Вокруг овала зеленая линия и зеленая овальная лента с надписью белыми буквами. Рамка не имеет никаких надписей и на марке снова нет обозначения цены; линии фона переплетаются горизонтально, а не вертикально, как на предыдущих. Весь рисунок более тяжелый, все линии толще и грубее, буквы надписи тоже грубого рисунка, но все овальные линии правильны и отчетливы. Зубчики 12½, а не 12½ х 13, как ошибочно указано в советском каталоге, бумага толстая, желтовато-белая. У этой марки было два тиража: у одного клей грубый, коричневато-желтый, у другого светлый, лишь слегка желтоватый. Рамка ярко оранжево-красная, овальная лента темно зеленая, или темно желто-зеленая. Зубцовка большинства марок очень плохая, что объясняется и толщиной бумаги, и плохим качеством зубц. машины; часто встречаются не пробитые места, из-за чего получались надрывы и порченые зубчики при раз делении марок.

Существуют пробные марки без зубчиков, отпечатанные краской и черной красками. Эти пробы очень редки и оцениваются не менее чем в 10 раз дороже негашеных марок. В то же время, ни новоделов, ни репродукций, ни подделок этих марок не существует. Но есть экземпляры, у которых зеленый цвет имеет синеватый оттенок, а иногда даже бывает более мутно синим, чем зеленым. Этот оттенок не является вариантом, а был получен искусственным путем, химическим способом, с целью обмана коллекционеров и создания фантастических разновидностей.

Эта марка заканчивает серию выпусков 1863 – 72 г.г., у которых преобладающим цветом является красный или темно-розовый цвет рамки и, кроме этого, не имеется обозначения цены. Описание гашений на них принадлежит скорее к области более подробной специализации и, поэтому, я касался этого вопроса только в общих чертах. Еще раз необходимо указать, что нормальным и обычным гашением на всех этих марках является гашение чернилами, косым крестом, иногда в сопровождении русского почтового штемпеля г. Вендена, часть которого видна на краю некоторых марок; штемпеля других почт. отделений Венденского уезда встречаются реже. Это чернильное гашение нередко пытались смывать, с целью представить марку как негашеную, или как имеющую только лишь почтовый круглый штемпель. Но эта операция почти всегда оставляет следы: в хорошую лупу всегда можно обнаружить штрихи, оставшиеся от чернильных линий, а кроме того, это влияет на цвет марки, который теряет свою яркость и свежесть. Поэтому, следует всегда внимательно осматривать все марки Вендена, имеющие бледную окраску, или какие-либо полоски и пятна на центральном зеленом овале.

Это станет понятно, если мы примем во внимание разницу в оценке марок Вендена в гашеном и в негашеном виде. Располагая все эти марки по степени их редкости, мы должны поставить на 1-е место, как наиболее редкие, марки гашеные только лишь одним почт. штемпелем. Затем, на 2-е место, негашеные марки с полным и подлинным клеем; на 3-е место, негашеные марки без клея; на 4-е место, марки погашенные чернилами и имеющие с края часть русского почт. штемпеля и, наконец, на 5-е место, марки имеющие только лишь гашение чернилами. Таким обр., в среднем к приблизительно одинаково для всех выпусков, следует считать марки с почтовым штемпелем от 20 до 50% дороже, чем марки негашеные, с полным клеем, а эти последние на 20-25% дороже марок, погашенных только лишь чернилами..

Целые конверты, оплаченные марками Вендена, встречаются очень редко и заслуживают любительской оценки, которая зависит также и от качества и свежести марки. Письма адресованные в пределах Венденского уезда, оплачивались только лишь одной маркой Вендена. Те же почтовые отправления, которые шли за пределы уезда, в другие места России или заграницу, оплачивались и маркой Вендена, и маркой Российской Империи. Поэтому, также как и для писем с земскими марками, факт нахождения на одном конверте и Вендевской, и общегосударственной российской марки , ни в коем случае нельзя рассматривать как ошибку, или как редкое исключение. Наоборот, это было совершенно нормальным явлением и вполне соответствовало почтовым правилам, по которым марки Вендена имели почтовую ценность только лишь в пределах уезда.

Начиная с 1875 г. и рисунок, и окраска марок снова меняются. Хотя центральной частью рисунка по прежнему остается овал с гербом Венденского уезда /рука, вооруженная мечем и выходящая из облака/, но рамка печатается зеленой краской к этот цвет является преобладающим; кроме того, впервые появляется обозначение стоимость, – в каждом углу, вместо звездочек, помещены белые щитки с цифрой «2». Фон покрыт мелкой сеткой из тонких, прямых линий, которые перекрещиваются под прямым углом.

Эти марки выпуска 1875 г. /Скотт и Ивер № 8/ отпечатаны на плотной и упругой бумаге, с желтоватым клеем и зубчиками 13½; из-за плотности бумаги, зубцовка часто бывает плохо пробита. Есть три основных оттенка краски, которые соответствуют различным тиражам: светло-зеленая с ярко-красным овалом, синевато-зеленая с темно-красным овалом и желтовато-зеленая с ярко-красным овалом, более кирпичного оттенка. Марки, у которых зеленый цвет превратился почти в синий, являются скорее продуктом химических манипуляций, или же действия яркого солнечного света.

Но существует очень редкая разновидность, у которой цифра в правой верхнем углу имеет вид перевернутой цифры «3». Это не есть ошибка в полном смысле слова, а вернее дефект рисунка, вызвавший искажение формы двойки. Эту разновидность следует оценивать не менее, чем в 10 раз дороже нормальной марки.

Эти марки сравнительно редки в гашеном виде, с круглым почтовым штемпелем; в таком виде их следует оценивать в 2-3 раза дороже негашеных, что же касается чернильного гашения, то их можно встретить чаще к нужно ценить также, как и негашеную марку. Марки на целых письмах очень редки и заслуживают любительской оценки. Подделок этой марки не существует, но были сделаны новоделы в 1880 и 189З г.г. Первые отпечатаны в тех же цветах, но гораздо более светлых, на такой же бумаге; клей коричнево-желтый, зубц. 12½ x 13, в рисунке изменений нет никаких. Вторые, 1893 г., имеют фон из мелких вертикальных линий, бумага чуть толще, клей желтовато-белый, зубц. 12½ х 13. Новоделы 1880 г. более редки, чем 1893 г., но во всяком случае, и те, и другие, встречаются сравнительно редко.

Следующая марка /Скот и Ивер № 9/ была выпущена 28 дек. 1878 г. с рисунком, который хотя и сохранил более или менее прежние общие очертания, но представляет собой все же совершенно новый рисунок, на поминающий марки Российской Империи мелких достоинств; внутри овала опять герб Венденского уезда, а наверху, вместо короны /как у марок Россия/, помещен орнамент. Бумага белая, плотная, овал ярко-красный, рамка матово-зеленая; фон белый, без всякого рисунка, клей матовый, желтовато-белый, зубцовка 12½ х 13, часто неравномерная к среднего качества, другой тиран этих марок имеет овал темный, карминово-красный и темную оливково-зеленую рамку. Та же зубцовка, но клей светлый желтовато-коричневый, что придает бумаге слегка кремовый оттенок.

Подделок этих марок не существует, но были сделаны в 1893 году новоделы на немного более толстой бумаге: рамка серо-зеленая и клей блестящий, а не матовый, как у марок основных выпусков. Марки 1878 г. встречаются чаще всего в негашеном виде, или же гашеные чернилами и оценка их более или менее одинакова. Но гашение почтовым штемпелем значительно более редко и такие марки следует ценить раза в три дороже негашеных.

Наконец, в 1830 году была выпущена новая марка с тем же рисунком, но отпечатанная тремя красками, а именно: черкая рамка с белым фоном, красный внутренний овал и в нем зеленый герб Венденского уезда /Скотт №10 и 11, Ивер №10/. Хотя эта марка встречается гораздо чаще, чем все предыдущие, и оценена дешевле их, но по целому ряду причин она представляет большой интерес и содержит много разновидиостей, указанных только в некоторых каталогах.

Эта марка имела не менее 6 или 7 тиражей с мая 1880 г. и по 1894 год; отличительные признаки их таковы:

1830 г. серо-черная, красная и бледно-зеленая; чуть желтоватая, тонкая бумага, клей коричнево-желтый, но светлый, наложенный полосами; зубц. 12½, зубцовка довольно неравномерная. Эта марка существует без зубцов и ее следует ценить в 10 раз дороже зубцованной.

1884 – 89 г.г. черная, красная и св. зеленая, более толстая желтов. бумага, слой клея толстый, с трещинами; зубц. 11½. Встречаются без зубчиков, оценка та же.

1890 – 92 г.г. черная, красная и св. зеленая; белая тонкая бумага; тонкий клей; зубц. 11½ .

1893 г. черная, ярко-красная, св. зеленая, белая слегка прозрачная бумага, краски просвечивают на обороте, белый клей, зубц. 11½. Марка более редка, чем другие; встречается без зубчиков.

1894 г. черная, ярко-красная, и темно-зеленая, иногда синевато-зеленая, обыкновенная белая бумага; клей желтовато-белый, зубц. 11½. Встречается без зубчиков.

Таковы обще главнейшее признаки отдельных тиражей. Кроме этого, встречаются крайне редкие и интересные разновидности, как у зубцованных, так, глазным образом, и у марок без зубцов, а именно: а/ перевернутый центр. овал с гербом, б/ красный овал без зеленого герба, т. е. только белое место для этого герба, в /изображение зеленого герба двойное и г/ меч без зеленых линий. Эти редкие варианты встречаются только лишь а негашеном виде и ценятся очень высоко, особенно тогда , когда они имеют подлинный клей.

Как нормальные марки с зубчиками, так и те же марки без зубчиков, встречаются гашеные или пером, или почтовым штемпелем, или же одновременно и пером, и штемпелем. В отличие от всех предыдущих выпусков, марки гашеные только лишь одним почтовым штемпелем встречаются сравнительно часто, но их все же следует оценивать выше тех, которые погашены пером. Ни новоделов, ни подделок этих марок не существует.

Наконец, в 1901 году была выпущена последняя марка Венденской уездной почты /Скотт №12, Ивер № 11/, с изображением в центре развалин Венденского рыцарского замка. Впервые за всю историю Венденской Почты, название это написано на марке по-русски, а не по-немецки; формат тоже изменен; это горизонтальный прямоугольник с рамкой зеленого цвета и с коричневым центром равных оттенков. В зависимости от тиража бумага белая или желтов. белая; белый равномерно положенный клей; зубчики 11½. Существует 2 типа: в 1-м типе, острие выступающее внутрь с правой стороны рамки – короче, чем во 2-м типе, Эти типы расположены в листе вертикальными рядами и, следовательно, можно встретить горизонтальные парт, состоящие из двух типов.

Было 4 тиража этой марки, которые отличается оттенками:

1901 г. 2 коп. темно-зеленая и коричневая. Существует без зубцов, но должна быть с клеем. Как марка с зубцами, так и без зубцов, встречаются тэт-беш /очень редки/, но это было исправлено в следующих тиражах.

1901-02 г.г. Темная серо-зеленая и коричневая, встречается без зубцов, но должна иметь клей, чтобы заслужить полную оценку.

1903 г. Темная серо-зеленая и красно-коричневая, у марок же других тиражей центр лиловато-коричневый. Бумага белая; встречаются без зубчиков, с клеем.

Вообще говоря, цвет центрального рисунка меняется не только от тиража, но и по различным посторонним причинам, как напр. яркий солнечный свет и т.д. Краска эта может быть желтовато или серовато-коричневой, розовато или красно-коричневая и т.д., включая такие изменения цвета искусственным путем, для обмана коллекционеров.

Довольно часто встречаются как пробные марки этого выпуска, так и литографские отбросы, попавшие в руки частных людей и на филателистический рынок. Среди пробных марок отметим черную на очень толстой бумаге, почти картоне, а также и марку с темно-зеленой рамкой и черным центром; все эти пробы без зубчиков и без клея. Что касается литографских отбросов, то можно встретить следующие: одна зеленая рамка без центра, один лишь центр без рамки, коричневый центр и двойная или тройная зеленая рамка, и т.д. Нормально, все эти оттиски должны были быть уничтожены; во всех странах, при печатаны: марок, типографии делают пробы краски и машин, раньше чем приступить к нормальной работе, причем все это не является официальными пробными оттисками, а делается лишь для проверки и во избежание ошибок. Как в России, так и в других странах, бывали случаи, что эти пробы попадали в руки частных людей, но тем не менее их надо считать остатками, отбросами литографии, имеющими некоторую ценность для изучения подробностей печатанья.

Это был последний выпуск Венденской Уездной Почты, которая закрылась 23 апреля 1903 года, просуществовав 41 год. К этому времени в Балтийских провинциях России значительно расширились пути сообщения и распространение государственной почтовой службы, что и привело к тому, что отпала необходимость в особых, местных почтовых учреждениях, дополнявших государственные.

Марки Вендена представляют собой громадный интерес для специалиста. Среди них есть много редкостей и разновидностей, которые выдвигают их на одно из первых мест среди старых выпусков Европы и мы надеемся, что наш обзор будет способствовать правильной их классификации.

А. Росселевич. Венденская уездная почта. «Россика». 1960. № 58 (стр. 42-47).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.