В последнее время значительно вырос интерес к отправлениям пароходной почты. Многие суда имеют собственные почтовые отделения и именные штемпеля для гашения корреспонденции. Одним из разделов коллекций пароходной почты являются отправления морских паромов. Предлагаем вниманию читателей материал М. Кацера «Вагоны по морю уплывают» о почтовых штемпелях паромов, курсирующих по Балтийскому морю.

Уже более 90 лет между шведским портом Треллеборг и немецким Засниц курсируют по Балтийскому морю мощные паромы.

Впервые эта линия длиною 107 километров, получившая название «королевской», была открыта 1 мая 1897 года. Известен и первый шведский почтовый штемпель с текстом «Треллеборг-Засниц», датированный 25 сентября.

Рис. 1

С июля 1909 года открылось железнодорожное паромное сообщение, обслуживаемое паромами «Император» и «Рекс». Переправа обеспечила кратчайший путь, соединив железнодорожную сеть скандинавских стран с Европейским материком. 50-летие этого события отмечалось специальным штемпелем почтового отделения Засниц, на рисунке которого воспроизведен железнодорожный паром «Засниц», построенный в бывшей ГДР в 1959 году (рис. 1). Этот же паром изображен на одной из марок ГДР серии «125-летие немецких железных дорог», поступившей в обращение в 1960 году, а также на ряде штемпелей Засница, которым и гасилась корреспонденция, опущенная в почтовый ящик на пароме.

В 1964 году на линии для перевозки пассажиров появился новый паром «Варнемюнде», на борту которого действовала судовая почта, имеющая штемпель с рисунком парома.

Рис. 2

Паромное сообщение обеспечивали также шведские суда «Королева Виктория», «Треллеборг», «Король Густав V» и крупнейший в Европе железнодорожный паром «Скане». На рисунках почтовых штемпелей разных лет отделения связи «Треллеборга-1» можно встретить изображения всех перечисленных паромов.

Рис. 3

75-летие организации «Королевской линии» широко отмечалось как в Швеции, так и в ГДР. Было проведено специальное гашение марок, выпущены юбилейные карточки и виньетки зеленого, желтого и красного цветов (рис. 2 и 3).

Штемпеля Швеции и ГДР отличаются изображениями паромов, размерами и цветом штемпельной краски.

На немецком гашении фиолетового цвета показаны паромы «Рекс» и «Засниц», а на черном шведском штемпеле — «Император» и «Скане». Кстати, на карточке ГДР воспроизведен рисунок первого штемпеля Швеции от 25 сентября 1897 года.

Рис. 4

15 сентября 1972 года на традиционный морской путь вышел мощный железнодорожный паром «Рюген», построенный на Ростокской верфи. На открытке, изданной по инициативе секции «Судовая почта» Союза немецких филателистов, приведены его основные технические данные и штемпель паромной почты (рис. 4).

Дорога из Засница в Троллеборг занимает около трех часов, обеспечивая прямое сообщение Берлина и Дрездена со Стокгольмом и Осло, а через них и с другими городами и странами Европы. Более половины грузов железнодорожных перевозок Швеции и Норвегии через Балтийское море вот уже несколько лет осуществляется благодаря тесному содружеству железнодорожников Германии и Швеции.

Рис. 5

Не случайно на постоянно действующем машинном почтовом штемпеле «Треллеборга-1» надпись: «Треллеборг — порт двух континентов» (рис. 5). Применяется постоянно и почтовый штемпель на пароме в Заснице.

Заметим, памятными штемпелями почтового отделения 2355 «Засниц-1» отмечались также 70-летие (26.06—30.09. 79), 75-летие (06.06—06.07.84) и 80-летие (06.07.89) железнодорожного парома Засниц — Треллеборг. Кроме того, 80-летний юбилей парома отмечен изданием в ГДР памятных конверта и карточки.

Со 2 января 1990 года на паромной станции Засниц стал применяться новый рисунок почтового штемпеля с текстом: «ТС-линия, паром», введены также прямоугольные надпечатки с рисунками железнодорожных паромов «Засниц», «Росток», «Рюген».

М. Кацер. Вагоны по морю уплывают. «Филателия СССР». 1992. №12 (стр. 51-52)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.