Старые мильные столбы, оставшиеся на австрийских дорогах, — немые свидетели возникновения почтовой службы в Римской империи. Хотя эта система несравнима с современной почтовой службой, в свое время она играла важную роль, заложив в немалой степени фундамент культуры в Австрии. Почтовый музей в Вене на основе последних научных исследований знакомит с сетью дорог, проложенных древними римлянами, расположением на них почтовых станций. Здесь можно увидеть макет, рассказывающий об организации почтовой службы в Штирии. Макет включает миниатюрные повозки, фигурки курьеров.

В зале музея разместились почтовые дилижансы и сани.

Один из наиболее интересных экспонатов — свиток из Эдмонтонского монастыря конца XV века, рассказывающий о долгом пути, пройденном неизвестным средневековым курьером. Коллекция путевых книг с 1495-го до 1916 года содержит многие важные почтовые документы Европы. Одна путевая книга, датированная 1506 годом, путешествовала через всю Германию в Инсбрук и отсюда в Зигхарткирхен. Записи в ней делались при передаче почты; доставка была относительно быстрой — 750 миль за 8 дней и 21 час.

Гравюры по дереву в старинных книгах, посвященных почтовым курьерам, достаточно полно иллюстрируют почтовую связь тех веков. В одном из разделов представлены экспонаты, подчеркивающие важность деятельности почтмейстеров — организаторов всей почтовой службы в целом в течение сотен лет. Коллекция королевских грамот наглядно показывает, как переходило по наследству звание почтмейстера.

Столь же полно представлены предметы, рассказывающие о венской «трещоточной почте». Речь идет о посыльных, которые с трещотками в руках ходили по улицам города, собирая и разнося почту. Среди седел и упряжи есть и сумка австрийского почтового курьера в Константинополе. Рядом — фотографии. Они повествуют о новейших достижениях почтового дела: почтовый автобус, гусеничные сани для доставки почты в горные районы Австрии.

Так выглядит франкировальная машина 1910 года

Посетитель может получить представление о военной, пневматической, корабельной, железнодорожной почте. Тут и посылочные коробки начала XIX века, и старые машины для изготовления печатей и марок, и древние весы, и автоматы для продажи марок и открыток. Целый зал отведен под почтовые дилижансы и сани, и все же здесь уместилось только несколько дилижансов и саней.

В экспозиции имеются все виды почтовой бумаги и конвертов, начиная с XIV столетия. Конечно, в венском музее демонстрируются и почтовые открытки. Австрия — первая страна, где выпущены почтовые открытки (1 октября 1869 года). Первенство в «воздухе» тоже за австрийской авиапочтой. Она была учреждена 31 марта 1918 года — на 6 недель раньше торжественного открытия воздушного моста между Вашингтоном и Лонг-Айлендом.

На стендах — марки, выпущенные в Австрии с 1850 года. Специальный раздел посвящен созданию почтовой миниатюры, начиная работой художника и кончая печатным процессом.

Музей дает возможность ознакомиться со старейшими австрийскими штемпелями и надпечатками. При музее работают библиотека и архив.

Австрийской почте уделялось большое внимание на всемирной выставке в Пратере в 1873 году и на юбилейной торговой экспозиции 1888 года в Вене. Эта экспозиция и стала основой будущего почтового музея, открывшегося в 1891 году. А в 1923 году почтовый музей переехал в здание Политехнического музея, где и находится по сей день.

Из журнала «Филателии мэгэзин» за август 1975 г., Лондон. «Филателия СССР». 1975. №12 (стр. 46-47)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.