Вереница накаленных и счастливых олимпийских дней минувшей осени все еще в умах и сердцах. Приятные воспоминания: Олимпиада в объятиях мира.

А начиналось все тревожно, противоречиво, в годы неправедных усилий и конфронтации. Тогда по-разному воспринималось решение сессии МОК (1981 г.) о предоставлении Сеулу права на проведение Игр XXIV Олимпиады. Почти весь подготовительный период нестабильная внутриполитическая обстановка в Южной Корее печальной тенью лежала на будущем Олимпиады.

К концу 1984 года «южнокорейский вулкан» вызвал у лидеров мирового спорта такие сомнения, что они повели разговор о переносе Игр в Париж, Барселону, Белград… В дальнейшем, когда ситуация еще более обострилась, появились новые предложения о проведении Игр: в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Западном Берлине… Но твердая позиция президента МОК X. Самаранча — «Игры состоятся в Сеуле или их не будет вообще» — исключила возможность переноса. Вместе с тем, учитывая, что Корея — это один народ, разделенный на два государства, МОК, отойдя от догматической трактовки некоторых положений Олимпийской хартии, сделал предложение КНДР провести там часть соревнований. В течение 1986—1987 годов при посредничестве МОК состоялись четыре раунда переговоров между НОК КНДР и Южной Кореи, но, к сожалению, достичь договоренности о совместном проведении Олимпиады так и не удалось.

Тем временем начавшийся в мире процесс нормализации международных отношений, новое политическое мышление, некоторая демократизация внутренней жизни в Южной Корее постепенно снимали напряжение и успокаивали общественность. В связи с этим, забегая вперед, обратимся к письму президента МОК, адресованному М. С. Горбачеву (октябрь 1988 г.), в котором, в частности, говорится: «Я лично хотел бы поблагодарить Вас за поддержку, которую СССР оказал олимпийскому движению, а также заверить Вас, что мы глубоко убеждены в том, что исторический успех Игр в Сеуле был бы невозможен без решительных шагов, предпринятых в ходе последних переговоров на высшем уровне с Соединенными Штатами Америки». Да, именно поэтому венец прошедшего олимпийского четырехлетия ознаменовался наиболее полным осуществлением олимпийских идеалов.

Филателия — своего рода часть социальной памяти. Она и на этот раз была активным явлением, оповещая мир о предстоящих Играх. Организаторы Олимпиады создали своеобразный театр почтовых миниатюр, где главную роль отвели тигренку Ходори.

Вначале о самом персонаже. Своим появлением он обязан традиции. Мы уже привыкли, что в последние десятилетия каждая Олимпиада имеет свой талисман — символический образ типичного представителя фауны страны, где проводятся Игры. Вот и корейцы не отстали от моды. Всем обитателям полуострова они предпочли тигренка. Корейцы любят этого зверя, в нем они видят и силу, и мудрость, с ним, согласно давней легенде, связывают появление на земле своего народа. Художественный образ Ходори логичен по цветовому решению, выполнен с юмором и в духе народного творчества. На голове тигренка — сангмо, традиционная шапочка корейских крестьян. Узкая лента-спираль образует букву «S» (акцент на первой букве слова «Сеул»). Грудь зверька украшают олимпийские кольца на трехцветной ленте (цвета национального флага).

20 марта 1985 года появились первые почтовые сувениры с изображением доброжелательно улыбающегося Ходори: марка, красочная немаркированная карточка и штемпель первого дня. Соединенные вместе, они образовали великолепный картмаксимум. В дальнейшем выпуски марок сопровождались аналогичным аккомпанементом. К тому же почтовые миниатюры повторялись в блоках, на полях которых крупно изображалась фигурка «универсального спортсмена-талисмана Игр. Он первым «опробовал» всю олимпийскую программу. Причем, с неизменной озорной улыбкой. Художники и граверы изображали тигренка всегда в динамике, с присущей человеческому телу пластикой, в характерной для каждого вида спорта позе.

Никогда прежде почта не уделяла такого внимания талисману. Во многом благодаря ей вездесущий, перевоплощающийся тигренок быстро завоевал симпатии. Его улыбка согрела мир.

Взглянем на иллюстрации. Вначале на штемпеля первого дня. Из них в первую очередь автор выбрал шесть, так как именно в этих видах спорта на Играх в Сеуле установлено 28 мировых рекордов (в легкой атлетике — 4, плавании — 11, тяжелой атлетике — 8, велоспорте — 2, стрельбе пулевой — 2, стрельбе из лука — 1). Примечательны также штемпеля, отобразившие возвращение в олимпийскую программу тенниса и дебют настольного тенниса. Здесь уместно обратить внимание читателей на то, что миниатюрные штемпельные фигурки Ходори сразу приглянулись зарубежным почтовым ведомствам и те охотно их воспроизводили на своих знаках почтовой оплаты и спецгашениях. Например, связисты ФРГ отметили филвыставку в Норторфе (1987 г.) и ежегодную встречу коллекционеров олимпийской тематики в Марсберге (1988 г.); почтовики Турции — выпуск марок к Олимпиаде; итальянцы — специальным франкировочным штемпелем по случаю издания каталога франко-типов своего НОК.

Особо следует остановиться на цельных вещах южнокорейской почты. Часть из них выполнена в традиционной манере, часть — демонстрирует поистине неограниченные возможности художественной интерпретации образа. Сначала появилась односторонняя маркированная карточка с маркой, на которой повторен уже знакомый цветной рисунок тигренка. Эта карточка издавалась дважды: с маркой достоинством 40 вон (номинал указан в правом верхнем углу) и с маркой 50 вон (стоимость представлена внизу справа). Затем в обращение поступила новая иллюстрированная односторонняя карточка. На ней изображен Ходори в овале олимпийского стадиона, рядом — эмблема Игр. Номинал марки 60 вон. Все карточки печатались на плотной бумаге кремового цвета с обозначением адресных линеек и прямоугольников для вписания почтовых индексов.

Неординарность продемонстрировали организаторы Олимпиады в оформлении аэрограмм. На одних Ходори изображен на знаках почтовой оплаты. Другие (с обратной стороны) мультиплицируют тигренка, создавая таким образом интересную пантомиму. И в том и в другом случае аэрограммы обладают большой информативностью. Обратимся к иллюстрациям. Вот на марке мы видим тигренка с государственным флагом Южной Кореи «тхэтыкки». Сюжет позволяет прикоснуться к древней философии Востока. В центре белого полотнища флага яркий круг — магический символ единства противоположностей, так называемое «яйцо мудрости». Оно разделено на две равные «капли»: красную— «янг» (положительное начало) и синюю — «ум» (отрицательное), подразумевающие противоположности системы мироздания: землю и небо, день и ночь, огонь и воду, движение и покой, жар и холод, свет и тьму… По углам полотнища расположены черточки черного цвета — триграммы (сочетания прямых и пунктирных отрезков). Это мистические знаки, отображающие равновесие природных явлений: времен года или четырех сторон света.

На марке другой аэрограммы изображен Ходори-факелоносец. В свое время он предвещал эстафету олимпийского огня, а теперь, когда все уже позади, вызывает воспоминания о 1539 бегунах, пронесших священный огонь Игр через 21 город Южной Кореи. Обратная сторона обеих аэрограмм идентична. На ней помещена многоцветная фоторепродукция (вид с высоты птичьего полета) сеульского спортивного комплекса.

Среди почтовых новинок сеульской Олимпиады — танцевальные этюды веселого, доброго Ходори, вынесенные на обратную сторону аэрограмм. В его десяти различных позах (по пять на каждом аэрописьме) улавливаются ритмика и пластика танца, смысл которого — придать ленте на шляпе замысловатое движение (как в традиционном танце корейских крестьян). Лента «пишет» буквы, и образуются слова «Сеул», «Корея».

Не менее интересные прочтения дарят коллекционерам франкировочные штемпеля. Задолго до Игр корреспонденция СЛООК (Оргкомитета) начала обрабатываться на машине № 110 с рекламной вставкой, приглашавшей в Сеул на олимпийский праздник планеты. Впоследствии Оргкомитет использовал почтовые конверты с типографски напечатанным франко-штемпелем, графика которого свидетельствует о преемственности мотива.

В период Олимпийских игр связисты Южной Кореи преподнесли новый сюрприз — серию иллюстрированных франкировочных штемпелей, посвященных забавному тигренку. Чтобы избежать повторений, остановлюсь лишь на тех, чьи рисунки расширяют рамки затронутой темы. Самая оригинальная «картинка», пожалуй, на штемпеле города Пусана. Она — непредвиденный поворот фантазии: женский образ, подруга Ходори. Такая же улыбчивая и гостеприимная, в традиционной длинной юбке, подвязанной выше талии широкой поясной лентой, с двумя веерами в руках. Художник остановил мгновение женского национального танца.

А на франкотипе центрального почтового офиса Сеула мы видим Ходори в новом качестве — друга филателистов,— поддерживающего большую символическую марку с олимпийскими кольцами и названием выставки «Олимпфилэкс-88». Кстати, такой же рисунок лег в основу специального ручного штемпеля, применявшегося непосредственно на выставке только один день (26.9.88 г.). И тут досужие филателисты узрели забавную ситуацию. Дело в том, что очень похожий ручной штемпель применялся в Токио 19 сентября. Он информировал об открытии выставки в Сеуле.

Рамки статьи не позволяют с исчерпывающей полнотой рассказать обо всех филателистических «приключениях» Ходори. Но и представленных материалов достаточно, чтобы уловить главное — тигренок звал в Сеул для единения олимпийских рядов. И оно состоялось. Улыбка Ходори вызвала миллионы улыбок во всем мире. Добро победило.

В. Фурман. Улыбка Ходори. «Филателия СССР». 1989. №5 (стр. 20-23)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.