Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Международные велогонки мира

Н. Владинец. Международные велогонки мира. "Филателия СССР". 1967. № 6, Стр. 33-35, №7. Стр. 42-43, №8. Стр. 18-19

В начале мая по дорогам трех братских социалистических стран - Польской Народной Республики, Германской Демократической Республики и Чехословацкой Социалистической Республики - в двадцатый раз промчались велосипедисты - участники крупнейших соревнований - Международной велогонки мира.

Впервые спортсмены вышли на старт в 1948 году. Тогда по инициативе редакций газет польской "Глас люду" (ныне "Трибуна люду") и чехословацкой "Руде право" была организована гонка но территории двух стран. Она называлась - Велогонка мира. В 1952 году к организаторам гонок присоединилась газета "Пейес Денчланд" - орган Социалистической Единой партии Германии. Трасса соревнований стала проходить и по территории ГДР. Места старта и финиша ежегодно меняются.

Советские спортсмены впервые стартовали в этих состязаниях в 1954 году.

Международные велогонки мира привлекают не только спортсменов, но и филателистов. В честь этого спортивного события выпускаются почтовые марки, специальные штемпеля, маркированные открытки. Однако собрать полную коллекцию не так-то просто, потому, что некоторые филателистические материалы, связанные с соревнованиями, весьма редки.

Коллекции, посвященные Велогонкам мира, на нескольких международных филателистических выставках были отмечены высокими наградами. В этой статье сделана попытка помочь филателистам классифицировать коллекционный материал, посвященный гонкам. Нумерация принята такая:

1. Для марок - номер по порядку с буквой "М".
2. Для штемпелей - помер по порядку с буквой "Ш".
3. Для маркированных открыток - номер по порядку с буквой "О".

У конвертов первого дня самостоятельного номера нет. Нужно отметить, что официальными, то есть выпущенными почтовыми органами, являются только конверты первого дня Чехословакии и ГДР.

Велогонка мира 1918 г. проходила по двум маршрутам:

1. Варшава-Прага. 1-7 мая 1948 г. Расстояние - 872 км. Трасса соревнований была разбита на 5 этапов. Участвовало 10 команд из 6 стран. Первое место занял Просинек (Югославия). Командное первенство завоевала первая команда Польши, второе - Югославии, третье - вторая команда Польши (Польша выставила две команды).
2. Прага-Варшава. 1-9 мая 1918 г. Расстояние 1104 км, трасса соревнований состояла из 7 этапов. Участвовало 7 команд из 5 стран, В личном зачете победил Зорич (Югославии).

В командном первенстве места распределялись так: I - первая команда Польши, II - Румынии, III - первая команда Чехословакии.

В честь гонки были выпущены специальная марка и специальные штемпеля.

Марки: Польша. 2 мая 1948 г. Международная велогонка. Худ. Т. Гроновский. Глубокая печать. Зубц. лин. 10 ¾:11, 15 зл. Колесо, лавровая ветвь, флаги Польши и Чехословакии. Карминовая, синяя.

Примечание: В 1950 г. не проданные марки были снабжены надпечаткой "groszy" различных типов и цветов.

Специальные штемпеля.

Чехословакия. Штемпель круглый, с надписью "Руде право", "Глос люду". Международная велогонка. Прага-Варшава. Варшава-Прага".

Ш 1 Прага I
Ш 2 Либерец II
Ш 3 Злин I (ныне Готвальдов).

Вторая велогонка (1-9 мая 1949 г.)

Велогонка мира 1949 г. проходила по маршруту Прага-Варшава. Расстояние 1549 км. Трасса гонок состояла из 8 этапов. В соревнованиях участвовало 18 команд из 8 стран. Первое место в личном зачете занял Весели (Чехословакия). В командных состязаниях золотыми, серебряными и бронзовыми призерами стали Франция, Польша, Чехословакия. Эта гонка была отмечена только специальными штемпелями.

Чехословакия. Штемпель круглый, с надписью "II международная велогонка Прага-Варшава",

Ш 4 Прага I
Ш 5 Брно I
Ш 6 Острава I

Польша. Штемпель прямоугольный, с надписью "Трибуна люду". 1-9.V. 1949. Международная велогонка Прага - Варшава" и с эмблемой города.

Ш 7 Катовице I
Ш 8 Вроцлав I
Ш 9 Лодзь I
Ш 10 Варшава I

 

Третья велогонка (30 апреля-9 мая 1950 г.)

Велогонка мира 1950 г. проходила по маршруту Варшава-Прага. Расстояние 1538 кг, 9 этапов. 13 команд представляли 13 государств. Начиная с этой гонки каждая страна могла выставить только одну команду. В индивидуальном зачете победил датчанин Эмборг. Командное первенство выиграли гонщики Чехословакии. Второе место заняли датчане, третье - спортсмены Румынии. Марки посвященные этим соревнованиям, почтовые ведомства не выпускали.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШТЕМПЕЛЯ:

Польша. Штемпель прямоугольный, с надписью "III международная велогонка "Трибуна люду" и "Руде право". Варшава-Прага. 30.1 V - 9. V. 1950"

Ш 11. Варшава I
Ш 11а. Варшава 2
Ш 12. Лодзь I
Ш 12а. Лодзь 2
Ш 13. Вроцлав I
Ш 13а. Вроцлав 2
Ш 14. Катовице I
Ш 14а. Катовице 2
Ш 15. Краков 1
Ш 15а, Краков 2
Ш 16. Цешин.
Ш 17. Прага 1

Чехословакия. Штемпель круглый с надписью "3-летие международной велогонки. Варшава - Прага".

 

Четвертая велогонка (30 апреля-9 мая 1951 г.)

Трасса велогонки мира 1951 г. пролегала между Прагой и Варшавой. Расстояние 1532 км. Маршрут соревновании был разбит на 9 этапов. В гонках приняло участие 12 команд из 12 стран. В личном зачете победу одержал Ольсеи (Дания). Командные места распределялись так - Чехословакия. ГДР, Венгрия. И на этот раз гонка была отмечена только специальными штемпелями.

Чехословакия. Круглый штемпель с изображением эмблемы гонок и надписью "Международная гонка мира 1951".

Ш 18. Прага 1.
Ш 19. Ческе Будейовицс 1.
Ш 20. Брно 1.
Ш 21. Готвальдов 1.
Ш 22. Острава 1.

Польша. Прямоугольный штемпель, с надписью "IV международная гонка мира. Прага - Варшава. 30.IV-9.V.1951 г. "Трибуна люду"- "Руде право" и с изображением велосипедиста.

Ш 23. Катовице 1.
Ш 24. Вроцлав 1.
Ш 25. Лодзь 1.
Ш 26. Варшава 1.

 

Пятая велогонка (30 апреля-13 мая 1952 г.)

Пятая велогонка мира впервые прошла по территории ГДР. Маршрут Варшава-Берлин-Прага был равен 2135 км и состоял из 12 этапов.

В гонках приняло участие 16 команд. Впервые в состязаниях стартовали спортсмены Бельгии, Англии, Голландии и Австрии. Первое место завоевал англичанин Стил. В командном зачете победила команда Англии. Вторые и третьи места заняли команды Чехословакии и ГДР.

Специальные марки вышли в Польше и ГДР.

Польша. 25 апреля. V велогонка мира. Худ. П. Святковский и К. Малешевский. Глубокая печать. Зубц. греб. 12¾: 12½. М 2. 40 гр. Велосипедисты, гербы Варшавы, Берлина, Праги. Темно-синяя. Марка гасилась стандартным штемпелем первого дня.

ГДР. 5 мая. V международная велогонка мира. Художник Г. Лидке и Г. Вебер. Глубокая печать. Зубц. греб. 13½:13. М 3. 12 пф. Велосипедисты на трассе. Синяя.

На конверте первого дня изображены велосипедисты на трассе. Штемпель Ш 32.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШТЕМПЕЛЯ.

Польша. Фигурный штемпель с надписью "V гонка мира. Варшава - Берлин - Прага. "Трибуна люду", "Иейес Дейчланд", "Руде право". 30.IV-13.V.52.

Ш 27. Варшава I.
Ш 28. Лодзь 1.
Ш 29. Катовице 1.
Ш 30. Вроцлав I.

ГДР. Штемпель круглый, с надписью "V гонка мира. Варшава - Берлин - Прага. "Трибуна люду" - "Нейес Дсйчленд" - "Руде право".

Ш 31. Гёрлиц 3.
Ш 32. Бауцен 1.
Ш 33. Берлин w 8.
Ш 34. Бад Шандау 2.

Чехословакия. Штемпель круглый, с надписью "Международная гонка мира" и с эмблемой гонок.

Ш 35. Хрженско.
Ш 36. Пльзень 1.
Ш 37. Ческе Будейовице I.
Ш 38. Прага 1.

 

Шестая велогонка (1-14 мая 1953 г.)

Маршрут - Прага-Берлин-Варша. Стартовали спортсмены в Братиславе. Трасса состязаний была разбита на 12 этапов, длина маршрута 2231 км. В соревнованиях приняли участие 16 команд. Первое место занял Педерсен (Дания). Командное первенство выиграли спортсмены ГДР. Серебряными призерами стали датчане, бронзовыми - французы. Марки были выпущены и ГДР. Польше и в Чехословакии.

Чехословакия. 29 апреля VI международная велогонка мира. Худ. И. Блажек. Гравюра Б. Хоуза. Металлография Зуб. греб. 11½. М 4 3 кр. Велосипедисты. Синяя.

На конверте первого дня изображен маршрут гонки. Штемпель Ш 39

ГДР. 2 мая. VI международная велогонка мира. Офсет. Зубц. греб. 13½:13.

М 5. 24 пф. Велосипедисты. Темно-зеленая.
М 6. 35 пф. Велосипедисты. Ультрамаринова.
М 7. 60 пф. Велосипедисты. Коричневая.

На конверте первого дня изображены велосипедисты и гербы трех городов. Штемпель Ш 45.

Польша. 30 апреля. VI международная велогонка мира. Худ. Ч. Качмарчук. Глубокая печать. Зубц. греб. 12½:12¾ (М 10) и 12¾ (остальные).
М 8, 80 гр. Велосипедисты, герб Праги, голубь. Коричнево-карминовая.
М 9. 80 гр. Велосипедисты, герб Берлина, голубь. Сине-серая.
М. 10. 80 гр. Велосипедисты, герб Варшавы, голубь. Черно-коричневая.

Марки гасились стандартным штемпелем первого дня.

Специальные штемпеля.

Чехословакия.  Круглый штемпель с эмблемой гонок. Надпись "VI международная велогонка мира".

Ш 39. Братислава 1.
Ш 40. Прага I.
Ш 41. Брно I.
Ш 42. Карловы Вары (черного и красного цвета).
Ш 43. Дечин.

Известен также механический штемпель с надписью "Международная велогонка мира 1953 Прага - Берлин - Варшава I -14. V. 1953". (почтовое отделение Брно, 2).

ГДР.  Круглый штемпель с надписью "VI международная велогонка мира. Прага - Берлин - Варшава. 1953".

Ш 44. Виттенберг
Ш 45. Берлин W 8
Ш 45а. Берлин-Каульсдорф.

В городе Галле ставился штемпель оригинального рисунка с тон же надписью, изображением велосипедиста и схематическим рисунком флагов трех стран. Причем флаг Польши нарисован неправильно (три вертикальные полоски).

Ш 46. Галле С 2.

Польша. Прямоугольный штемпель с изображением голубя и надписью "VI международная велогонка мира "Трибуна люду", "Нейес Дейчланд" и "Руде право".

Ш 47 Вроцлав 1
Ш 48 Сталиногруд 1 (ныне Котовице).
Ш 49 Лодзь I
Ш 50 Варшава I,

Примечание. В Польше для каждого издания марок выпускают так называемые карнеты - художественно оформленные двойные листы картона с наклеенными марками. Марки гасятся специальными штемпелями. Все 4 вышеуказанных штемпеля использовались для гашения марок на конвертах.

 

Седьмая велогонка (2-17 мая 1954 г.)

Велогонка мира 1954 г. проходила по маршруту Варшава-Берлин-Прага, длиною 2052 км. Трасса соревновании состояла из 13 этапов. В гонке впервые приняли участие команды СССР и Индии. Первое место занял датчанин Дальгаард. В командном зачете победу одержали велосипедисты Чехословакии, второе и третье места заняли гонщики Польши и Дании.

Марки были выпущены в Польше и ГДР.

Польша. 29 апреля VII гонка мира. Худ. Г. Пжоздзецкая. Глубокая печать. 3убц. греб. 12½:12 и лин. 12½:11 (М 12).

М 11. 80 гр. Символы Варшавы. Берлина. Праги, эмблема гонок. Коричневая.
М 12. 80 гр. Колесо, голубь, лавровая ветвь, эмблема гонок. Синяя.

Марки гасились стандартным штемпелем первого дня.

ГДР. 30 апреля. VII международная велогонка мира. Худ. Б. Петерсен. Глубокая печать. Зубц. греб. 13:12½.

М 13, 12 пф. Велосипедисты. Фиолетово-коричневая.
М 14. 24 пф. Велосипедисты. Черно-зеленая.

Конверт первого дня со схемой трассы гонок. Штемпель Ш 56.

Специальные штемпеля.

Польша.  Прямоугольный, с изображением голубя и надписью "VII международная велогонка мира". "Трибуна люду". "Нейес Денчланд" и "Руде право".

Ш 51. Варшава 1.
Ш 52 Лодзь 1
Ш 53 Сталиногруд I
Ш 54 Вроцлав I.

ГДР. Круглый штемпель с эмблемой гонок и надписью "VII международная гонка мира".

Ш 55 Гёрлиц
Ш 56 Берлин W3
Ш 56 а. Берлин-Карлсхорст
Ш 57 Лейпциг
Ш 58 Пирна
Ш 59 Карл-Маркс-Штадт
Ш 60 Бад Шаидау.

В Галле использовался штемпель оригинального рисунка с изображением велосипедиста и флагов стран-организаторов.

Ш 61 Галле С 2.

Чехословакия.  Круглый штемпель с эмблемой гонок и надписью "Гонки мира 1954"

Ш 62. Дечин I
Ш 63. Пардубице I
Ш 64 Брно I
Ш 65 Табор I
Ш 66 Прага I.

 

Восьмая велогонка (2-17 мая 1955 г.)

Маршрут велогонки мира 1955 г.- Прага-Берлин-Варшава. Расстояние - 2214 км было разделено на 13 этапов. Участвовало 18 команд. Впервые в этих соревнованиях стартовали велосипедисты Египта.
Первое место завоевал представитель ГДР Щур. Командное первенство выиграли спортсмены Чехословакии, второе и третье места заняли гонщики ГДР и Болгарии. Марки были выпущены в двух странах.

ГДР. 30 апреля VIII международная велогонка мира. Худ. Б. Петерсен. Глубокая почать. Зубц. греб. 13½:13.

М 15 10 пф. Велосипедисты и гербы 3-х городов. Сине-зеленая.

На конвертах первого дня изображены гербы трех городов. Штемпель Ш 75

Польша. 25 апреля VIII гонка мира. Худ. Ч. Качмарчук (40 гр.) и С. Ясиньскии (60 гр.). Глубокая печать. Зубц. греб. 12½:12¾ и Лин. 12¾ (60 гр.).

М 17 40 гр. Колеса и гербы городов. Коричневая.
М 18. 60 гр. Три голубя над дорогой. Синяя.

В день выпуска марки гасили специальным штемпелем (Ш 75). Па конвертах ставили дополнительный штемпель с надписью "Первый день".

Специальные штемпеля.

Чехословакия. Штемпель круглый с эмблемой гонки и надписью "VIII международная гонка мира".

Ш 67. Прага I
Ш 68. Колин I
Ш 69. Брно I
Ш 70 Табор I
Ш 71 Карловы Вары I

В почтовом отделении Прага-025 использовался механический штемпель с надписью "Гонки Прага-Берлин-Варшава - гонки мира и дружбы". С левой стороны изображен голубь на фоне колеса и флаги. Внизу надпись "Гонки мира 1955".

ГДР.  Штемпель круглый, с надписью "VIII международная велогонка мира" и эмблемой гонки.

Ш 72 Дрезден Л I
Ш 73 Карл-Маркс-Штадт I
Ш 74 Лейпциг С I
Ш 75 Берлип-Карлхорст
Ш 76 Котбус
Ш 77 Гёрлиц

Польша.  Круглый штемпель с изображением голубя и надписью "VIII международная велогонка мира. Варшава 1.25.4.1955".

Ш 78. Варшава I. (использовался только для конвертов первого дня).

Прямоугольный с надписью "VIII велогонка мира Прага-Берлин-Варшава. 2-17. V. 1955" и с изображением трех колец.

Ш 79. Вроцлав I
Ш 80 Сталиногруд
Ш 81 Лодзь I
Ш 82 Варшава I.

Маркированные открытки. В Чехословакии были выпущены четыре (01-04) иллюстрированные открытки на сюжеты велогонки.

Девятая велогонка (2-15 мая 195 6 г.)

Велогонка мира 1956 г. проходила по маршруту Варшава-Берлин-Прага, разделенному на 12 этапов. Расстояние - 2213 км. В гонке участвовало 24 команды. Впервые в этих соревнованиях стартовали велосипедисты Италии, Люксембурга, Швейцарии. Первое место занял Кролак (Польша). Командное первенство завоевали спортсмены Советского Союза. Серебряными призерами стали гонщики Польши, бронзовыми - Бельгии.

Марки были выпущены в трех странах.

Польша. 25 апреля. IX гонка мира. Худ. Г. Пжездзецкая. Глубокая печать. Зубц. греб. 12¾:12½ и 12¾ (60 -р.).

М 19. 40 гр. Велосипедист. Синяя.
М 20. 60 гр. Велосипедист. Зеленая.

В день выхода марки гасили штемпелем Ш 83.

ГДР. 30 апреля IX международная велогонка мира. Худ. Б. Петерсоп. Глубокая печать. Зубц. греб. 13½:13. М 21. 10 пф. Колесо, рука с лавровой ветвью. Зеленая.

М 22. 20 пф. Колесо, гербы Варшавы. Берлина. Праги. Карминовая.

На конверте первого дня изображены велосипедисты. На конвертах календарный штемпель отделения Берлин W 8 и специальный дополнительный штемпель "День выпуска".

Чехословакия. 25 апреля IX международная гонка мира. Худ. И. Черны. Гравюра Л. Йирка. Металлография и глубокая печать. Зубц. греб. 11½

М 23. 30 г. Велосипедисты. Голубая, темно-зеленая.

Марка вышла в серии "Спорт" (три марки). На конверте первого дня - стадион и надпись "Олимпийский год 1956". На марках стандартный штемпель первого дня.

Специальные штемпеля.

Польша. Фигурный штемпель с изображением трех колес и надпись "Варшава 1. IX гонка мира. 25.1V.56>.

Ш 83. Варшава I (использовался только для конвертов первого дня).

Прямоугольный штемпель с надписью "IX гонка мира. Варшава-Берлин-Прага. 2-15.V.1956". и изображением трех колец.

Ш 84. Варшава I
Ш 85. Лодзь I
Ш 86. Сталиногруд I
Ш 87. Вроцлав I

Чехословакия.  Круглый штемпель с изображением эмблемы гонок и надписью "Автопочта". Использовался в передвижных почтовых отделениях на трассе гонки.

Ш 88. Карловы Вары
Ш 89. Табор
Ш 90. Брно
Ш 91. Прага

Маркированные открытки.

В Чехословакии были выпущены иллюстрированные открытки в честь IX велогонки мира. Известны восемь различных открыток (05-012).

 

Десятая велогонка (2-15 мая 1957 г.)

Маршрут - Прага-Берлин-Варшава. Расстояние - 2200 км. Трасса соревнований состояла из 12 этапов. В гонке приняли участие 14 команд. Первенство в личном зачете завоевал Христов (Болгария). Командное первое место заняли гонщики ГДР. Вторыми были велосипедисты Польши, третьими - спортсмены СССР.

В честь этой гонки выпущены марки:

Чехословакия. 30 апреля. X международная гонка мира. Худ. 3. Брдлик. Гравюра Л. Йирка. .Металлография и глубокая печать. Зубц. греб. 11¾:11¼ .

М 24. 30 г. Велосипедисты. Фиолетово-коричневая, ультрамариновая.
М 25. 60 г. Велосипедисты. Коричневая, охра.

Марки вышли в серии "Спорт" (5 марок). На конверте первого дня стандартный штемпель первого дня.
ГДР. 30 апреля. X международная велогонка мира. Худ. Б. Петерсен. Офсет. Зуб. греб. 13:13½.

М 26. 5 пф. Маршрут гонки. Оранжевая.

На конверте первого дня символическое изображение Праги, Берлина, Варшавы и их гербов. Штемпель Ш 96. Нужно отметить, что и здесь не обошлось без ошибки. На марке обозначено 11 этапов гонки, хотя их было 12.

Польша. 4 мая. X гонка мира. Худ. С. Шиманский. Глубокая печать. Зубц. греб. 12½:12¾.

М 27. 60 гр. Колесо и гвоздика. Голубая.
М 28.2.50 зл. Велосипедист. Карминовая.

В день выпуска марки гасили штемпелем Ш.

Румыния. 29 мая. X велогонка мира. Глубокая печать. Зубц. греб. 13½.

М 29. 206. Голубь на руле велосипеда. Ультрамариновая.
М 30. 556. Велосипедист. Черно-коричневая.

СССР. 20 июня. X международная велогонка мира. Худ. Р. Гундобин. Офсет. Зубц. греб. 12½:12.

М. 31. 40 коп. Велосипедисты в Варшаве. Коричнево-карминовая, черно-синяя.

Специальные штемпеля.

Чехословакия.  Круглый штемпель с изображением эмблемы гонки и надписью "Автопочта". Использовался в передвижных почтовых отделениях на трассе гонки.

Ш 92. Брно
Ш 93. Прага
Ш 94. Табор
Ш 95. Карловы Вары

ГДР.  Круглый штемпель с изображением эмблемы гонок и надписью "X международная велогонка мира. 2.5-15.5.57".

Ш 96. Берлин W 8

Польша.  Фигурный штемпель с изображением половины колеса с надписью "Варшава 1.4.V.1957".

Ш 97. Варшава I (использовался только для конвертов первого дня).

Прямоугольный с надписью "X гонки мира" и изображением гербов Праги, Берлина и Варшавы.

Ш 98. Вроцлав I
Ш 99. Катовице I
Ш 100. Лодзь I
Ш 101. Варшава 40.

Итак, мы кратко рассмотрели филателистические материалы первых 10 велогонок мира. Они довольно обширны.

Было выпущено 30 марок, свыше 100 специальных штемпелей и 12 маркированных открыток.