Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Возрождение духа античности

В. Наумов. Возрождение духа античности. Филателия СССР. 1976. №8. Стр. 7-9

Еще свежи в памяти события XXI Олимпиады, а мировое спортивное движение уже начало свой марш к месту новой встречи. Ее адрес зажегся на гигантском табло олимпийского стадиона в Монреале: «До встречи в Москве!» Пройдет четыре года, и столица нашей Родины гостеприимно распахнет свои ворота перед грандиозным фестивалем спорта, праздником мира, дружбы и сотрудничества.

Начиная с этого номера под рубрикой «Навстречу Олимпиаде-80» в нашем журнале будет опубликована серия статей, рассказывающих о древних и современных Олимпиадах. Сегодня мы предлагаем вам первую статью этой серии.

Не углубляясь в многовековую олимпийскую историю, в которой реальность тесно переплелась с легендами и мифами, не описывая событий, связанных с возникновением и развитием великолепной идеи возрождения древних фестивалей спорта, сегодня следует остановиться лишь на дате 20 июня 1894 года — общепризнанной точке отсчета олимпийского движения современного цикла. Именно тогда в актовом зале Сорбоннского университета (Париж) было принято решение о возобновлении Олимпийских игр, а тремя днями позже создан Международный олимпийский комитет (МОК). Вскоре на свет появилась своеобразная «визитная карточка» его — памятная виньетка, ставшая предвестницей большой филателистической летописи Олимпиад.

Шло время. К двадцатой годовщине возобновления Олимпийских игр во многих государствах проводились всевозможные спортивные соревнования. В честь одних, устроенных по случаю юбилея МОК (1914 г.) в египетском порту Александрия, были выпущены виньетки в пяти цветовых вариантах.

Следующий шаг сделала почта Швейцарии, посвятившая полувековому юбилею современных Олимпиад три марки и специальный штемпель гашения (1944 г.).

Особой похвалы заслуживает эмиссия ГДР, отметившая в 1969 году 75-летие движения. На двух крупноформатных миниатюрах изображены произведения монументального искусства: бюст П. Кубертена работы берлинского скульптора В. Ферстера и стела из рощи в Олимпии. Штемпель гашения усилил познавательное значение выпуска.

Вряд ли есть необходимость вновь говорить о заслугах французского общественного деятеля Пьера де Кубертена. Они общеизвестны. Хочется подчеркнуть творческую удачу немецких графиков, сумевших очень образно передать высокий смысл свершенного им дела.

К 75-летию со дня открытия I Олимпийских игр (1971 г.) в почтовых окнах Греции появилась марка, на которой портрет Кубертена был совмещен со стелой из Олимпии. В то же время был подготовлен и оригинальный художественный конверт, рисунок которого возвращает нас к апрельским дням 1896 года. Тогда многие с любопытством и интересом взирали на почтовые марки, поступившие в обращение на следующий день после открытия Олимпиады номер один. Сознавая ответственность первого шага (до этого не существовало марок со спортивными сюжетами — различные соревнования находили отражение только на почтовых штемпелях), художник Гильерон сумел оригинально реализовать свой творческий замысел, проникнутый идеей возрождения.

Серия начинается двумя миниатюрами с рельефным изображением кулачных бойцов. Предполагают, что этот рельеф некогда украшал постамент статуи Полидама, воздвигнутой Лисиппом в Олимпии.

Выбирая сюжет для следующих двух марок, Гильерон остановился на «Дискоболе» не только потому, что это всемирно известное творение, давно ставшее символом единства искусства и спорта, но и потому, что его создатель Мирон большую часть жизни проработал в Афинах. Забегая вперед, заметим, что сюжеты остальных марок серии также тесно связаны с городом, принимавшим Олимпиаду 1896 года.

На двух знаках почтовой оплаты — панафинейская амфора — спортивный трофей главного праздника Аттики. Эти стройные двуручные чернолаковые вазы украшались изображением покровительницы города Афины — Паллады, видом состязания, которое выиграл атлет. К сожалению, на обеих марках показана только одна сторона сосуда.

Долго не было установлено, откуда перенесено на марки изображение квадриги (миниатюры достоинством 25 и 60 лепт). В том, что существует оригинал, с которого художник рисовал их, коллекционеры не сомневались: слишком документальны все остальные сюжеты серии. Еще более разжег любопытство франкотурный штемпель Олимпии, изготовленный в ознаменование 70-летия со дня открытия I Олимпийских игр (1966 г.), в основу которого положен тот же рисунок. Поиск привел к собранию античных серебряных монет, хранящихся в Британском музее. Одна из них (V в. до н. э.). найденная в Сиракузах, и послужила прообразом миниатюр. Кстати, эта монета дважды воспроизводилась на греческих марках (1959 и 1963 гг.), но как-то не привлекла внимания коллекционеров.

Развивая тему преемственности, как бы передавая эстафету от столицы древних Панафиней столицам современных Олимпийских игр, Гильерон вводит в серию две марки с изображением архитектурных достопримечательностей Афин. На одной из них мы видим стадион вблизи Акрополя, на другой — величественный Парфенон.

Как известно, античный стадион к открытию Олимпиады был реконструирован и стал местом проведения состязаний. Знаки почтовой оплаты многих государств впоследствии не раз возвращались к этому сооружению. Так, вид стадиона в момент открытия Игр и фрагмент парада участников хорошо показаны на марках и блоке Республики Гаити (1960 г.). Почтовая миниатюра Греции (1968 г.) выполнена по документальной фотографии и дает полное представление о конструкции стадиона. Интересны марки ГДР (1963 г.) и Республики Чад (1971 г.).

Однако возвратимся к серии профессора Гильерона. Чтобы завершить ее описание, необходимо остановиться еще на двух марках, которые позволили миллионам людей увидеть великолепные произведения античных ваятелей.

На одной из миниатюр изображена статуя «Гермес с Дионисом», найденная археологами в 1877 году среди развалин храма Геры в Олимпии. Вестник богов Гермес, изображенный Праксителем в образе красивого юноши, должен выполнить поручение Зевса — отнести маленького Диониса (сына Зевса и женщины Семелы) в горы, подальше от взоров ревнивой Геры, на воспитание к нимфам. Гермес стоит, слегка облокотясь на ствол дерева. В правой руке он держит гроздь винограда, которой забавляет ребенка.

...О творчестве древнегреческого скульптора Пэония к началу раскопок в Олимпии было известно только из литературных источников эллинов. Какова же была радость археологов, когда они обнаружили возле храма Зевса торс скульптуры крылатой Нике работы Пэония. Это было первое знакомство с творческим наследием выдающегося мастера.

Некогда статуя богини Победы возвышалась на 90-метровой мраморной колонне перед храмом Зевса. По замыслу автора богиня изображена в момент спуска на Землю с 1 Олимпа. Ощутимо передано движение фигуры: складки одежды, идущие по диагонали, подчеркивают силу встречного ветра. Гильерон не ограничился графическим пересказом сюжета археологической находки, а внес в миниатюру (впрочем, как и во все остальные) элемент торжественности: на колоннах, ограничивающих рисунок, хорошо видны лавровые венки — символ славы древних олимпийцев.

Несколько слов о филателистических особенностях серии. Тиражи отдельных марок колеблются от 23,7 тысячи штук до 4 миллионов. Благодаря кропотливой работе английского исследователя олимпийской филателии Э. Тори, коллекционеры узнали о некоторых разновидностях марок. Так, миниатюра в 2 лепты встречается без фамилии гравера, Марка в 60 лепт печаталась в два приема, поэтому цвет ее разнится оттенками. Встречаются двухдрахмовики с отсутствием горизонтальной зубцовки между парами.

В статье уже говорилось о том, что первые олимпийские игры современности породили впоследствии много интересных почтовых документов, позволяющих воссоздать отдельные моменты спортивного праздника. В первую очередь следует выделить те, что связаны с марафонским бегом. По свидетельству очевидцев, он вызывал у зрителей наибольший интерес. Этот вид состязаний проводился не так, как ныне, когда бегуны стартуют и финишируют в одном месте — на стадионе. Тогда трасса забега проходила в направлении от селения Марафон до Афин, приблизительно повторяя путь эллинского воина, известившего в 490 году до н. э. афинян о победе над персами. К величайшей радости хозяев Олимпиады победителем спортивного марафона стал их земляк, крестьянин-письмоносец Спирос Луис. Момент прибытия его на стадион зафиксирован на фотографии, которая обрела новую жизнь на почтовой миниатюре Греции в 1971 году.

Коллекцию, отражающую I Олимпийские игры современности, украсят миниатюры Гаити (1969 г.) и Центрально-Африканской Республики (1972 г.). воздавшие почесть замечательному бегуну. Их дополнит греческая марка (1967 г.) с изображением античной глиняной вазы, которая была вручена С. Луису в качестве приза.

Не менее интересна другая греческая марка, выпущенная по случаю 100-летия со дня рождения К. Паламаса, поэта, автора кантаты, исполнявшейся во время открытия Игр. Спустя 64 года (1960 г.) МОК утвердил ее как официальный олимпийский гимн.

С каждой новой Олимпиадой пополняются собрания филателистов. И нет сомнения в том, что и впредь будут встречаться окантованные зубцами миниатюры, запечатлевшие мгновения первых Игр античных времен.