Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Искусство - спорту

В. Фурман. «Искусство - спорту». «Филателия СССР», 1972, №11, стр. 9-11

Выдающийся советский художник А. Дейнека сказал: «Спорт вмещает в себя все оттенки ощущений. Он укладывается в разнообразнейшие рамки искусства. Как тема он неисчерпаем ...»

Мастера малой графики, обращающиеся к этой тематике все чаще, стремятся запечатлеть картины, скульптуры, фрески, ставшие художественными свидетельствами развития спорта.

Профессор Гиллиерон, автор эскизов первых олимпийских марок, положил начало и отражению на почтовых документах произведений изобразительного искусства. На двух марках, выпущенных Грецией в 1896 году, он впервые воспроизвел творение вечной красоты — «Диско-бол» Мирона, который по праву может считаться символом единства искусства и спорта.

Античный пятиборец Эхион, послуживший прообразом классической скульптуры, исполнен с предельным реализмом. Его замах и сегодня поражает нас своей динамичностью и величием.

Естественно, что этот сюжет до сих пор популярен в филателии. Наиболее удачно изображено произведение на марках Либерии (1956 г.), Италии (1960 г.). Однако не следует забывать, что связь между искусством и физической культурой существовала задолго до Мирона, Поликлета, Фидии и других прославленных мастеров Древней Эллады.

Петроглифы, найденные в пещерах Испании, Франции и на территории Басутоленда, богаты изображениями сцен охоты — объективного фактора возникновения физвоспитания.

В этом отношении интересна почтовая миниатюра из серии марок Королевства Лесото, поступивших в обращение 1 ноября 1968 года.
На ней воспроизведено наскальное изображение бегущих охотников. Обращает на себя внимание их неестественно длинный шаг.

Дело в том, что изображению широко расставленных, быстрых и сильных ног первобытные люди приписывали магическое воздействие.

Хорошими иллюстрациями физических упражнении той эпохи могут служить знаки почтовой оплаты Испании (1907 г.), Республики Чад (1968 г.) и другие, запечатлевшие фрагменты петроглифов мезолита.

Свыше 25 веков хранится на скалах Норвегии изображение лыжника, перенесенное на марку в 1966 году в ознаменование очередного первенства мира но этому виду, проходившего в Холменколлене.

О физических упражнениях древних египтян стало известно благодари росписям и рельефам гробниц фараонов, фиванской знати, сохранившимся стенам храмов Амона-Ра в Луксоре и Карнаке.

В 1964 году почтовое ведомство ОДР впервые выпустило серию марок со спортивными сюжетами.

Одна из миниатюр этой серии воспроизводит фрагмент росписи ларца (охота на львов) из гробницы Тутанхамона.

Другие росписи периода Нового царства, являющие собой образцы художественного ремесла фиванцев, запечатлены на двух оригинальных марках, поступивших в обращение накануне Мексиканской Олимпиады.

Каждая из красочных миниатюр знакомите видами физических упражнений, входивших в программу состязаний, нередко устраиваемых фараонами по случаю каких-либо событий.

Но сложившейся традиции в период подготовки очередной Олимпиады художники и граверы своими произведениями стремятся познакомить людей с культурой и художественным наследием прошлого страны-организатора.

Яркими примерами в этом отношении могут служить почтовые эмиссии Дагомеи и Верхней Вольты (1968 г.) С изображением статуэток не только игроков в мяч, но и гимнастов, метателей и акробатов.

Оригинальные художественнее свидетельства спорта были оставлены племенами майя на внутренних стенах и фасадах здании, которые украшались рельефами из известняка и штука.

Эти своеобразные каменные метки, найденные в Копане, Киригуа, Менче. появились на многих миниатюрах. Выпушенных к XIX Олимпиаде.

Среди них особого внимания заслуживает серия знаков авиапочтовой оплаты Гондураса (1964 г.). Семь марок и блок впервые познакомили коллекционеров с внешним видом стадиона для игры в мяч и каменными метками. Последние очень удачно изображены также на мексиканской миниатюре и польском блоке (1968 г.).

К числу удивительных находок археологов относится стенная живопись богато украшенного дворца в Кноссе—некогда крупном городе острова Крит Сожженный в XIV веке до нашей эры, он долгое время хранил и тайне сокровища крито-микенской культуры. Начавшиеся в 1894 году-раскопки в Кносса открыли дли человечества много интересных фресок, запечатлевших сцены из жизни ахейцев.

Одна из них находится в музее Кандин, она послужила сюжетом для марки, выпущенной Грецией в 1937 году Эта единственная в своем роде почтовая миниатюра воспроизводит момент акробатической игры с быком.

Интерес вызывает реалистическое изображение человека в вазовой живописи. В конце VI века до нашей эры чернофигурная техника была заменена новой, краснофигурной, позволяющей вместо плоского силуэта давать свободное, трехмерное построение человеческой фигуры, изображая любое реальное движение и жест.

Многие государства посвятили свои почтовые выпуски физической культуре Древних эллинов, причем часть из них воспроизводит фрагменты черно-фигурной вазописи. Особенно это характерно дли интерпретации стадио-дрома.

Марки РУМЫНИИ (1957 г.). ФРГ (1960 г.), Республики Габон (1964 г.) и другие с документальной точностью передают условные приемы, которыми пользовались античные мастера: голова показана в профиль, а глаз — спереди, грудь — в фас, нижняя часть тела в профиль: мускулы весьма приблизительно намечены царапинами по черному лаку.

Краснофигурная вазопись хороню передана на марках Греции. выпущенных в 1960 и 1964 годах. Изображенные на них атлеты свидетельствуют о начавшемся формировании классического искусства.

Особое место в вазовой живописи и спорте занимали панафинейские амфоры — своеобразные спортивные трофеи главного праздника Аттики

Панафинейские игры, устраиваемые в честь покровительницы города Афины Паллады, по своему размаху и значению уступали только Олимпийским. Вручавшаяся победителю амфора была наполнена маслом. Интересно, что на одной стороне изображалась Афина Паллада. на другой — вид упражнений, в котором выиграл победитель.

Завоеванная награда была почетна и уступала только Олимпийскому венку. При погребении обладателей амфор клали в могилу вместе со спортивным трофеем. А так как на празднества съезжались атлеты из многих стран, амфоры находят в различных местах Европы и Азии. Впервые этот сосуд спортивной славы появился на марках в 1896 году. Спустя 60 лет панафинейская амфора была изображена на почтовой миниатюре Нидерландов. Красочная марка Кубы и почтовый блок Кипра (1967 год) продолжили в филателии тему Панафиней.

Интересные сюжеты заимствованы творцами знаков почтового сбора у покрытых художественной росписью гидрий — сосудов для воды.

Часто нам приходится слышать, что шедеврами искусства Древней Греции человечество не устанет восторгаться, что классическое греческое искусство — одна из вершин художественного наследия прошлого.

Безграничная популярность этого искусства, несомненно, обусловлена тем, что в основе его лежит яркий и живой реализм, вылившийся в неувядаемо прекрасные образы всемирно известных статуй и рельефов.

В Афинском национальном музее манне посетителей неизменно привлекают мраморные рельефы (510 г. до и. э.), украшавшие палестру в Олимпии. Центральная часть одного из них (сцена греко-римской борьбы) изображена на марках Берега Cлоновой Кости и Камерунe (1964 г.).

Рельеф с фриза Афинского Парфенона (храма покровительницы города), хранящийся в Британском музее, запечатлен на греческой миниатюре достоинством в 5 драхм (1937 год). Скульптор Фидий изобразил момент подготовки колесницы к ристаниям на Панафинейском празднестве.

Примечательна филателистическая истории скульптуры неизвестного греческого ваятеля IV пека до нашей эры «Понкратион». Еще в 1906 году один из граверов английской фирмы сделал не совсем удачную попытку воспроизвести ее на марке. Миниатюра, поступившая в обращение под эгидой греческого почтового ведомства, хоть и имеет определенную филателистическую ценность, однако искажает представление об античном совмещении борьбы и кулачного боя в единое состязании. Только СПУСТЯ ПОЧТИ полвека мраморная копня скульптуры, хранящаяся в г. Уффици (Флоренция), получила хорошую интерпретацию на марке Республики Сан-Марино.

Последовавший за периодом расцвета период упадка Древней Эллады породил профессионализм и узкую специализацию атлетов, выступавших в соревнованиях для развлечения имущих классов. Если в произведениях эпохи расцвета, изображающих сильных и мужественных атлетов, внимание привлекало физическое совершенство, то в произведениях эпохи упадка выступает подчеркнутое изящество внешних форм. Достаточно присмотреться хотя бы к знаменитой статуе «Апоксиомен» Лисиппа, искусно репродуцированной на итальянской марке достоинством в 200 лир (1960 г.). Известный пелопоннесский скульптор, исходя из традиции школы Поликлета, переработал их на основе новых представлении о человеке, складывавшихся в сторону большей изысканности и аристократизма. Сколько самолюбования в юноше, счищающем скребком песок со своего тела после физических упражнений в палестре! Наряду с этим Лисипп умело передает черты профессионального атлетизма («Голова кулачного бойца»). Эта тема впоследствии была продолжена Апполонием в его бронзовой статус «Кулачный боец Амик».

В период раннего средневековья, когда были запрещены Олимпийские игры и сожжена Олимпия, когда аскетизм противопоставлялся «греховности» забот о физическом здоровье, даже изображение обнаженного тела преследовалось церковью, законами. Однако все это не могло помешать развитию физической культуры.