Как создаются олимпийские сюжеты

Как создаются олимпийские сюжеты. "Филателия СССР". №2. Стр. 20-22

С радостью встречают коллекционеры почтовые выпуски, посвященные Олимпиаде-80. Мне понравились марки, рассказывающие о таких видах спорта, как бокс, борьба, стрельба из лука, велоспорт и т. д. Но вот в серии "Водные виды спорта" увидел марку с изображением гребца-байдарочника и не могу не высказать замечания. Поза спортсмена не соответствует современной технике гребли, а сам гребец посажен художником в байдарку устаревшего образца. Может быть, я чересчур придирчив, но это оттого, что в прошлом сам занимало! греблей на байдарках. Хочется видеть марки Олимпиады-80 исполненными на самом высоком уровне.

Н. ЯНГОСОРОВ,
мастер спорта СССР международного класса,
руководитель КЮФа Дворца пионеров

В редакцию приходит немало писем, в которых обсуждаются достоинства и недостатки почтовых марок с олимпийскими сюжетами. При этом авторы интересуются, чем руководствуются художники при их создании. На этот вопрос отвечают известные художники-миниатюристы.

Евгений AНИСКИН: "Не хочу повторять себя"


На моем счету почти тридцать олимпийских почтовых марок. Среди них - "Зимние Олимпиады" в Гренобле, Саппоро и Инсбруке (1976 г.), летние - Мехико, а также блоки, выпущенные к Токийским играм. Как и у каждого художника, у меня есть свое любимое дитя - это марка 1967 года номиналом 10 копеек из серии "X зимние Олимпийские игры в Гренобле". На ней запечатлено единоборство хоккеистов. Я стремился, чтобы марка получилась современной: отличалась экспрессией, динамикой, темпераментом. И колорит удалось подобрать строгий - коричневый, черно-синий.

К хоккею с шайбой питаю особое пристрастие. Часто бываю на стадионах, знаком со спортсменами. Если мне поручают рисовать олимпийскую серию, сразу резервирую "бронь" для хоккейных сюжетов.

Когда вышла серия к Олимпиаде в Саппоро в 1972 году, мне задавали много недоуменных вопросов: почему я на марке показал не полевого игрока, а вратаря? Нарушаете, мол, традицию, недооцениваете наших нападающих, забыли обо всей ледовой дружине!

Я ответил: вратарь в хоккее - игрок номер один. Впрочем, главная причина была даже не в этом. После марки 1967 года мне было трудно создать что-то новое, более яркое, а я не хочу повторять себя...

Часто при создании спортивных сюжетов пользуюсь документальными материалами. Точность изображения спортсмена считаю важнейшим условием.

Одна из марок, приуроченная к белой Олимпиаде в Саппоро, родилась под впечатлением от выступлений знаменитой фигуристки из ГДР Габриэлы Зайферт. На инсбрукской миниатюре можно узнать Ирину Роднину.

В инсбрукской марке 1976 года я стремился передать хоккей как характер в движении. Хотелось марку сделать праздничной. Забраковал массу эскизов. Сначала пришла идея воспроизвести не игровой момент, а радостный и хорошо знакомый болельщикам миг - клюшки вскинуты вверх, шайба в воротах! Как прототип избрал нападающего нашей сборной Бориса Михайлова. Но рисунок, как мне показалось, не получился. Тогда "обратился" к другому игроку - Валерию Харламову. Опять не вышло. Выбор пал на Александра Якушева, моего любимого хоккеиста, блиставшего в первых матчах с канадскими профессионалами. У каждого мастера свой почерк. Вихрь движения - у Михайлова и Харламова. У Якушева - неудержимое, страстное стремление вперед. И, думается, мне удалось на марке показать, на что способен спортсмен в миг наивысшего подъема.

Петр Бендель: "Заставь спортсмена двигаться"


Мой любимый жанр - портретный. Точно не подсчитывал, но, видимо, за две сотни перевалило число марок и конвертов, подготовленных мной в этом жанре. Когда в 1963 году предложили взяться за новую для меня спортивную тему, я обрадовался. Очень люблю спорт, когда-то даже играл в футбольной команде. С плаванием не расстаюсь поныне, хотя уже не молод.

На мой взгляд, в создании спортивных марок все должно подчиняться достоверной передаче композиции фигур. Рисунок может быть внешне привлекательным и ярким, но если отсутствует правильное движение, считайте - марка не удалась. Надо заставить спортсмена "двигаться". Так я и поступал, работая над сериями "IX зимние Олимпийские игры в Инсбруке", "Игры XVIII Олимпиады в Токио" и "Игры XXI Олимпиады в Монреале".

Как я создаю спортивные сюжеты? Прежде всего мне помогает, так сказать, собственная тренировка. Я неоднократно просматриваю и изучаю Интересующие меня спортивные кинокадры, запасаюсь фотографиями, рисую с натуры. Все это нужно "переварить", мысленно соединить, слить воедино, и лишь тогда можно получить нужный сплав. Лишь тогда спортсмен начнет "бегать", "прыгать", "мчаться на лыжах" на маленьком рисунке марки.

Николай Литвинов: "Главное - целостность впечатления"

В мир почтовой миниатюры я пришел относительно недавно - первую марку нарисовал в 1974 году. А дебют в спортивной теме состоялся еще позже, в конце 1976 года, и был связан именно с олимпийскими марками. На двух из них я изобразил эмблему Московских игр, а на третьей - передачу символической эстафеты Монреаля Москве.

Создавая олимпийские миниатюры, я хотел подчеркнуть плоскость, линии, чистоту цвета. Основное в спорте, на мой взгляд, не только рекорды, но и неудержимое стремление человека к совершенству тела и духа. Это я и стараюсь передать в графике малых форм. К такому художественному решению я пришел не сразу. Сначала перепробовал множество вариантов - хотелось использовать в марках скульптурный мотив, классическую гравюру, фрески... Техникой исполнения стремлюсь как бы подчеркнуть истоки спортивных традиций, уходящих в глубокую древность.

Иногда приходится слышать упрек, что те или иные детали изображения на спортивных марках не совсем точны. Разумеется, стремление к достоверности и точности должно быть присуще каждому художнику, органично сочетаться с авторским замыслом. Думаю, что многие читатели согласятся со мной и в том, что почтовая марка - не пособие по той или иной спортивной дисциплине.

С годами изменяется конструкция многих спортивных снарядов, создаются новые, более совершенные. Происходит эволюция видов спорта. Мне же хотелось, чтобы марки Московской Олимпиады отличались от любых других спортивных марок, чтобы они всегда были понятны не только своим конкретным содержанием, но и обобщенными, символическими формами. Марка, на мой взгляд, оправдает свое филателистическое назначение в том случае, если она позволяет получить целостное впечатление о событии, которому посвящена.

Разумеется, работа над олимпийскими миниатюрами сложна и ответственна. И конечно, почетна. Постараюсь приложить все силы, чтобы оправдать надежды наших филателистов.