Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Книга "Филателия о спартакиадах народов СССР" (1971 г.)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Первые шаги советского спорта
Родоначальник темы «Спартакиада»
I Спартакиада народов СССР
II Спартакиада народов СССР
III Спартакиада народов СССР
IV Спартакиада народов СССР
I зимняя Спартакиада народов СССР
II зимняя Спартакиада народов СССР
Вместо заключения
Библиография по спортивной филателии и спорту

ВВЕДЕНИЕ

Спартакиада... Для миллионов советских физкультурников, бесчисленной армии почитателей спорта это слово — синоним радостного и красочного праздника молодости, силы, выносливости, мастерства.

Спортивный мемориал легендарного героя древности Спартака — Спартакиада — впервые проводилась летом 1924 г. в Петрограде. За прошедшие десятилетия Спартакиада стала самым массовым соревнованием современности. Она переросла масштабы спортивных состязаний и шагнула за ограды стадионов. В дни Спартакиады проходят смотры-конкурсы спортивной фотографии, фестивали спортивных фильмов, организуются выставки живописи, графики, скульптуры, филателии, посвященные спорту. Поэты и композиторы посвящают этому событию свои произведения.

Спартакиада — большое и радостное событие для приверженцев спортивной филателии. Советская почта с завидным постоянством отмечает каждую Спартакиаду народов СССР выпуском марок, маркированных конвертов и штемпелей специальных гашений. Министерством связи СССР уже выпущено 39 марок, 1 блок, 37 художественных маркированных конвертов и 12 специальных штемпелей. Коллекция на эту тему, любовно собранная, систематизированная и оформленная, представляет собой своеобразную художественно-документальную летопись отечественного спорта. Перелистаем ее страницы.

ПЕРВЫЕ ШАГИ СОВЕТСКОГО СПОРТА

Коммунистическая партия и Советское правительство всегда рассматривали физическое воспитание трудящихся как дело большой государственной важности, как средство укрепления здоровья советских людей, их подготовки к труду и обороне Родины.

В дореволюционной же России физическое воспитание и занятие спортом было привилегией господствующих классов. В спортивных клубах занималось тогда всего лишь около 40 тысяч человек. На миллион жителей приходились один стадион и два спортивных зала.

Но уже в первые годы Советской власти, когда нашему народу приходилось отбивать натиск внутренней и внешней контрреволюции, отстаивая завоевания Октября, Коммунистическая партия в своих решениях отметила необходимость наряду с военным обучением физической закалки защитников Родины.

В марте 1918 г. состоялся VII съезд РКП(б). В принятой по докладу В. И. Ленина революции было оказано, что съезд считает основной задачей партии принятие самых энергичных и решительных мер для повышения самодисциплины и дисциплины рабочих и крестьян, для подготовки масс к защите социалистического отечества, для организации Красной Армии, для всеобщего военного обучения населения. На основе решений VII съезда РКП(б) IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов принял постановление о защите социалистического отечества.

22 апреля 1918 г. ВЦИК издал декрет «Об обязательном обучении военному искусству». Были созданы отделы всеобщего военного обучения и военно-учебные пункты. Основная задача органов всеобщего военНОГО обучения (Всевобуча) состояла в обеспечении Красной Армии боевыми резервами и в проведении физической подготовки. На Главное управление всеобщего военного обучения было возложено руководство спортивными клубами, обществами» физическим воспитанием всей молодежи. Всевобуч стал первым советским органом, осуществлявшим государственное руководство физической культурой и спортом.

Владимир Ильич Ленин в беседе с Кларой Цеткин так сформулировал основные положения советской темы физического воспитания: «Молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт — гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода, — разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и все это по возможности совместно».

Ленинские мысли о всестороннем развитии нашей молодежи помогли выработке правильного понимания единства и взаимной связи различных сторон воспитания как в теории, так и в практической деятельности спортивных организаций.

В тематические разработки спортивной филателии необходимо включать ленинскую миниатюру. Но какой же из многочисленных марок отдать предпочтение? На наш взгляд, более всего для этого подходит 10-копеечная почтовая миниатюра 1934 г. (№ 520) или 60-копеечная 1944 г. (№ 948). Долгое время не было известно, какая фотография легка в основу этой марки. Ленинградскому коллекционеру В. Карлинскому путем тщательного поиска удалось установить, что почтовая миниатюра сделана по фотоснимку, запечатлевшему Владимира Ильича Ленина 25 мая 1919 г. на параде Всевобуча.

Обращаясь к участникам парада, В. И. Ленин сказал: «Сегодняшний праздник показывает, каких успехов мы достигли, какая новая сила растет в недрах рабочего класса».

Придавая большое значение делу военного обучения и физического воспитания населения, Совет труда и обороны по инициативе В. И. Ленина принял постановление об улучшении и расширении работы Всевобу.

Дзержинского портретную марку (№ 2775), подготовленную художником Л. Завьяловым. Любители спортивной филателии должны поместить в свою коллекцию. Министерство связи выпустило также и маркированный конверт (№ 217). Художник — Г. М. Баев.

Чрезвычайно большое значение в становлении и развитии отечественного спорта сыграло постановление ЦК РКП(б) от 13 июля 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры». В нем была намечена широкая программа развития советского физкультурного -движения. Определяя идейную направленность, содержание и значение физической культуры в социалистическом обществе. Центральный Комитет указал, что физическую культуру необходимо рассматривать но только с точки зрения физического воспитания и оздоровления и как одну из сторон культурно-хозяйственной и военной подготовки молодежи, но и как один из методов воспитания масс (поскольку физическая культура развивает волю, вырабатывает коллективные навыки, настойчивость, хладнокровие и другие полезные качества) и вместе с том как средство сплочения широких рабочих и крестьянских масс вокруг партийных, советских и профессиональных организаций, через которые они вовлекаются в общественно-политическую жизнь.

Перед партийными организациями Центральный Комитет поставил задачи обеспечить политическое руководство физкультурным движением, не допускать его отрыва от массовых профессиональных и политических организаций, придать этому движению массовый характер, вовлекать в него не только рабочих, но и крестьян, не только молодежь, но и взрослых. Указывалось на необходимость обратить особое внимание на постановку физической культуры среди пионеров и среди населения национальных республик.

Постановление Центрального Комитета явилось развернутой программой деятельности партийных, комсомольских и физкультурных организация в области массового развития в нашей стране физической культуры и спорта.

РОДОНАЧАЛЬНИК ТЕМЫ «СПАРТАКИАДЫ»

Год 1928-й. Крупнейшее событие спортивной жизни — проведение Первой Всесоюзной спартакиады, посвященной пятилетнему плану и десятилетию советского физкультурного движения. По своей массовости Спартакиада (в ней приняли участие 6029 спортсменов союзных республик, Москвы, Ленинграда и многочисленные делегации зарубежных рабочих спортивных союзов) значительно превзошла VIII Олимпийские игры 1928 г. в Амстердаме (3015 спортсменов). Результаты, показанные на Спартакиаде в ряде видов спорта, были выше олимпийских.

В те далекие дни, когда Москва жила Спартакиадой, родилась советская спортивная филателия. Поэтому не случайно первыми словами новорожденной были «Москва» и «Спартакиада». Вместе с календарной датой они значились на специальном почтовом штемпеле, применявшемся в дни соревнований (с 11 до 24 августа 1928 г.) для обработки корреспонденции, отправляемой из Чернышевских казарм, третьего Дома Советов и стадиона «Пищевик».

В филателистической литературе 30-х годов, кроме краткой информации о датах и месте употребления этого штемпеля («Советский коллекционер», 1928, № 3, стр. 22), нет никаких подробностей. Так как одни штемпель не мог использоваться в трех местах одновременно, многие годы считали, что было три штемпеля. Однако упорные поиски разновидностей штемпеля долгие годы были безрезультатны.

Известный исследователь Я. Вовин, проанализировавший около десяти оттисков штемпеля, писал: «Я просмотрел письма с этим штемпелем, сравнивал их с тем экземпляром, который есть у меня, и не обнаружил сколько-нибудь заметной разницы. И пришел к выводу, что или мне попадаются оттиски одного и того же штемпеля, или все три экземпляра выполнены настолько точно, что между ними нет никакой разницы» («Филателия СССР», 1966, № в, стр. 28).

Я сравнивал между собой восемь оттисков специального штемпели того года со словами «Москва. Спартакиада». На них были равные даты, но они оказались абсолютно идентичными. Не внес полной ясности и опрос участников Первой Всесоюзной спартакиады 1928 г., отправлявших свою корреспонденцию из Чернышевских казарм и третьего Дома Советов.

Совсем недавно обнаружен безусловно подлинный оттиск штемпеля «Москва. Спартакиада», отличающийся от ранее известных. Однако исследователям предстоит еще много поработать, пока станет ясным, сколько было штемпелей, где и как они использовались.

Но следует предостеречь коллекционеров: известен фальсификат этого редкого штемпеля. На оттиске подлинного штемпеля буквы в словах «Москва» и «Спартакиада» имеют одинаковую толщину, а на фальшивом — начертания слова «Спартакиада» тоньше, чем «Москва», и наклонены они в разные стороны. Кроме того, последние буквы «Д» и «А» в слове «Спартакиада» касаются наружного контура штемпеля (см. «Филателия СССР», 1966, № 6).

С тех пор прошло более четырех десятилетий. Гашение «Москва. Спартакиада» стало редким. Можно перечесть по пальцам коллекции, в которых оно представлено. Но нельзя забывать о том, что на первом листе альбома «Спартакиады народов СССР» надо оставить место именно для скромного штемпеля, ставшего в августе 1928 г. родоначальником новой темы в филателии.

Двадцать пять лет специальный штемпель «Москва. Спартакиада» был единственным филателистическим документом Первой Всесоюзной спартакиады 1928 г. И только через четверть века, в 1963 г., своеобразную почтовую летопись нашей Спартакиады продолжила Германская Демократическая Республика. На одной из марок серии, посвященной спортсменам-антифашистам (Ивер № 664), изображен портрет Вернера Зееленбиндера. Нет, автор не оговорился. Эту миниатюру правомерно относить к томе «Спартакиада». И вот почему.

...Торжественный парад открытия Всесоюзной спартакиады 1928 г. на Красной площади. Под марш, исполняемый оркестром, мимо мавзолея В. И. Ленина проходят спортсмены союзных республик, делегации зарубежных рабочих спортивных союзов. По площади идет команда Германии. Подняты и сжаты в пролетарском приветствии кулаки. Спортсмены скандируют: «Рот-фронт». В рядах марширующих идет Вернер Зееленбиндер. Несколько дней спустя он станет чемпионом Всесоюзной спартакиады по классической борьбе в полутяжелом весе. Эти минуты на Красной площади Зееленбиндер запомнит на всю жизнь. Мужественный антифашист, активный деятель Комитета борьбы за единство рабочего спорта (спортивная организация Коммунистической партии Германии), он отдал свою жизнь за единство пролетариата всех стран, за идеалы коммунизма. Вернер был схвачен фашистами и казнен 24 октября 1944 г. в Бранденбурге.

Теперь необходимо более подробно остановиться на первой международной спортивной организации рабочего класса — Красном Спортинтерне (КСИ), который был создан в 1921 г. по инициативе коммунистических партий, принимавших участие в работе III конгресса Коминтерна. Красный Спортинтерн ставил своей целью «объединение и создание во всех странах мира рабочих революционных спортивно-гимнастических организаций, превращение их в опорные пункты революционных организаций пролетариата в его борьбе за коммунизм».

Благодаря деятельности Красного Спортинтерна были сорваны попытки буржуазии изолировать советское физкультурное движение. Спортсмены нашей страны регулярно встречались на стадионах и в спортивных залах с представителями рабочих спортивных организаций Германии, Франции, Чехословакии, Швеции и других стран.

В 1928 г. Красный Спортинтерн организовал участие в Первой Всесоюзной спартакиаде рабочих-спортсменов Австрии, Венгрии, Германии, Норвегии, Польши, Франции, Финляндии, Швеции, Швейцарии, Уругвая и других стран.

При активной помощи советских физкультурных организаций Красный Спортинтерн развернул в тридцатые годы большую работу по созданию единого фронта рабочих спортивных союзов. Планировалось проведение в июле 1931 г. Спартакиады рабочих спортивных организаций в Берлине. С целью сбора средств в фонд ее проведения КСИ выпустил благотворительную виньетку стоимостью 5 коп. Советские организации проводили активную подготовку к Спартакиаде. Было принято решение о строительстве ряда спортивных сооружений для развития массового физкультурного движения.

Для ускорения ввода в строй новых объектов ВЦСПС организовал сбор средств. Был выпущен ряд виньеток. Очень интересна благотворительная виньетка номиналом 10 коп. с надписью «К мировой спартакиаде. Построим школу КСИ». Изображенное на ней спортивное сооружение очень похоже на Дворец спорта «Крылья Советов». К сожалению, многолетние поиски документов о выпуске этих виньеток или упоминаний о них в филателистической печати того периода не привели к успеху. Неизвестны их тиражи, авторы рисунков и подробности выпуска.
Сложность политической ситуации в Европе, над которой уже нависла тень германского фашизма, оппортунистическая деятельность лидеров так называе¬мого Люцернского Спортинтерна, ставшего на путь раскола рабочего спортивного движения, не позволили провести Всемирную спартакиаду. Несмотря на это, советские организации проводили последовательно-интернациональную политику укрепления сотрудничества рабочих-спортсменов всех стран под знаменем пролетарского единства. Когда летом 1935 г. появилась надежда (увы, но сбывшаяся) на то, что удастся провести встречу рабочих -спортсменов, в почтовых окнах нашей страны появилась красочная серия ромбических марок с надписью: «Всемирная спартакиада».

Создание первых советских спортивных марок было поручено молодому тогда художнику Василию Васильевичу Завьялову. Он блестяще справился с поставленной задачей. Марки Всемирной спартакиады и сегодня, тридцать пять лет спустя, — лучший спортивный выпуск, подготовленный советской почтой.

Однако серия имеет и некоторые недостатки. Многие коллекционеры, увлекающиеся спортивной филателией, не могут найти причины включения в серию летней спартакиады марок с изображением лыжного и конькобежного спорта (5 и 20 коп.). Очевидно выбор видов спорта был подсказан создателю миниатюр комплексом «Готов к труду и обороне», положение о котором было утверждено ВСФК СССР в марте 1931 г.

Основная привлекательность первых спортивных марок Василия Завьялова — квалифицированная, грамотная передача движений спортсменов, динамизм и экспрессивность изображений. Пожалуй, наиболее удачны марки: спринтерский бег (1 коп.), велоспорт (10 коп.) и барьерный бег (35 коп.). И все же в рисунках марок есть отдельные непринципиальные неточности, подмечаемые Знатоками спорта. Назовем некоторые из них. На марке, посвященной спринтерскому бегу, спортсмен только что пересек линию финиша, которая по правилам отмечается финишной ленточкой и финишной чертой на гаревой дорожке. Нарисовав ленточку, художник забыл дать под ней черту.

На марке номиналом 2 коп. (прыжки в воду) на втором плане автор изобразил явно неудачную попытку. На миниатюре, посвященной академической гребле, неправильно показан нос скифа: он должен быть в два раза длиннее. На «футбольной» марке (4 коп.) игрока преследует футболист, головы и корпуса которого не видно, а есть только ноги. В результате создается впечатление, что бежит четырехногий спортсмен. На марке, посвященной лыжному спорту (5 кои.). показана ситуация, которая бывает при общем старте лыжников или при одновременном бурном финише нескольких спортсменов. И то, и другое, — не самое характерное для лыжных гонок.

И, наконец, еще одно замечание в отношении марки номиналом 40 коп,, которая должна выражать идею единства рабочих-спортсменов разных стран. Атлеты маршируют на параде, они одеты в разную форму. На марке написано «ГТО», «Рот-фронт», «КСИ». Марку следовало бы назвать «Парад спортсменов». Но вопреки здравому смыслу в каталоге «Почтовые марки СССР 1955» она названа «Готов к труду и обороне (ГТО)», а в прейскуранте «Почтовые марки СССР (1918—1960)» — «Значок ГТО» (?!).

Но, повторяем, отдельные мелкие неточности рисунков не умаляют высоких достоинств серии в целом, выполненной художником с необыкновенной свежестью и оригинальностью, высоким динамизмом и экспрессией рисунков. Очень красочна цветовая гамма. Она придает серии нарядный, праздничный вид.

Каталожные данные о первых советских спортивных марках очень скупы. Ни в одном из известных мне филателистических каталогов нет точных дат их выпуска, отсутствуют вовсе или значительно колеблются данные о тиражах, нет сведений о разновидностях.

Однако кое-что об этом выпуске известно. В довоенные годы почтовое ведомство издавало «Сборник НКПТ» (Народного комиссариата почт и телеграфов). В нем содержатся некоторые сведения об этой спортивной серии. Распоряжение Наркомпочтеля № 323 о выпуске марок Всемирной спартакиады подписано 17 июля 1935 г. Сообщаются тиражи отдельных номи¬налов: 1, 2, 3, 4 и 5 коп. — по 200 тысяч экземпляров, 10 коп. — 75 тысяч, 15 коп. — 60 тысяч, 20 коп. — 100 тысяч, 35 коп. — 60 тысяч, 40 коп. — 100 тысяч.

Многие посетители Международной филателистической выставки 1957 г., входившей в программу Московского фестиваля молодежи и студентов, с интересом знакомились с экспонатами московского филателиста В. Панюшкина. На стенде находились очень редкие пробные варианты марок первой советской спортивной серии. Пробы были напечатаны красками другого цвета (по сравнению с выпущенными марками) и имели несколько меньший формат.

Весной 1960 г. одна из солидных голландских филателистических фирм в объявлении о проведении аукциона включила в список предлагаемых раритетов беззубцовые марки Всемирной спартакиады 1935 г. Позже мне привелось увидеть этот очень редкий выпуск в альбоме, одного из московских коллекционеров.

За три с половиной десятилетия марки Всемирной спартакиады стали редкими. Их ищут многие филателисты, но не всем выпадает счастье пополнить ими свою коллекцию.

Серия многокрасочных марок была не единственным официальным почтовым выпуском, посвященным Всемирной спартакиаде. В июле 1923 г. в Советском Союзе образовано агентство «Связь», переименованное в 1926 г. в издательство НКПТ, а в 1927 — в государ¬ственное торговое предприятие «Связь». Эта организация централизованно изготовляло рекламные валики для штемпельных машин. Я был очень обрадован, когда однажды случайно обнаружил гашеную марку из серии «Дирижаблестроение СССР» 1931 г., на которой имеется очень четкий оттиск части рекламного валика штемпельной машины с текстом: «Большевистскими темпами - к мировой Спартакиаде». К сожалению, отсутствие архивных материалов о рекламных довоенных штемпелях не позволило пока определить, когда и где он использовался.

Одной из главных особенностей спортивной филателии является ее документальность. Однако многие коллекционеры понимают этот термин слишком узко, разумея под документальностью привязку выпущенных спортивных марок к определенным спортивным соревнованиям. Сторонники такой точки зрения, перелистав страницы спортивных отчетов 30-х годов и не обнаружив в них соревнований под названием «Всемирная спартакиада», зачисляют марки с такой надписью в разряд недокументальных.

Почтовые марки, в том числе и советский выпуск «Всемирной спартакиады» 1935 г. представляют собой документ, отразивший определенный этап в истории спортивного движения.

Итак, в 1928 г. Спартакиада дебютировала в филателии специальным штемпелем «Москва, Спартакиада». Семь лет спустя слово «Спартакиада» появилось на почтовых марках. В последующие годы выпуском многих филателистических материалов (марок, конвертов, штемпелей) были отмечены Спартакиады народов СССР, союзных республик, профсоюзов, дружественных армии, школьников, студентов и т. д. Самые яркие страницы этой своеобразной летописи посвящены Спартакиадам народов СССР. Откроем страницы альбома....

I СПАРТАКИАДА НАРОДОВ СССР

Спартакиада народов СССР... Необыкновенно точно и значительно по смыслу сочетание этих слов — «спартакиада народов». Физическая культура и спорт стали в нашей стране подлинно народными. В коллективах физкультуры в районах, областях, краях и республиках в предварительных соревнованиях I Спартакиады приняло участие 20 миллионов физкультурников. В финальных состязаниях за призы Совета Министров СССР и почетное звание чемпиона выступили представители всех союзных республик. Москвы и Ленинграда, среди них посланцы 42 национальностей, Да, поистине это была Спартакиада народов!

Москва летом 1956 г. Канун Спартакиады. У подножья Ленинских гор в излучине Москва-реки, известной старожилам своими лужами, болотами да некогда богатой охотой, поднималось одно из крупнейших в мире спортивных сооружений. Круглосуточно мощные земснаряды намывали грунт на затопляемые берега. Спортивный комплекс был объявлен комсомольской стройкой. За рекордно короткий срок (немного больше года) трудом молодых строителей, а также студентов, рабочих и служащих, школьников, работавших на массовых воскресниках, был сооружен город спорта в Лужниках.

31 июля 1956 г. на Большой спортивной арене Центрального стадиона состоялось торжественное собрание трудящихся столицы, посвященное Дню строителя и завершению работ по сооружению первой очереди комплекса. На следующий день в газетах был напечатан Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Центральному стадиону имени Владимира Ильича Ленина.

5 августа 1956 г. более ста тысяч зрителей, до отказа заполнивших трибуны Центрального стадиона имени В. И. Ленина, стали свидетелями яркого, незабываемого праздника открытия Спартакиады народов СССР. Торжественный марш-парад и массовые гимнастические выступления надолго остались в памяти тех, кто видел это впечатляющее зрелище.

Спартакиада стала праздником и для почитателей спортивной филателии. На этот раз почтовых сувениров было очень много: 14 марок, 13 конвертов и 2 специальных штемпеля.

Первыми задолго до финальных соревнований вышли художественные маркированные конверты. Из них три посвящены «королеве спорта» — легкой атлетике.

На художественном маркированное конверте, выпущенном 26 марта 1956 г., изображен один из видов женских легкоатлетических соревнований — толкание ядра. Художник В. Нарышкин пользовался в качестве иконографического материала фотографией советской спортсменки Галины Зыбиной. Автор рисунка сохранил не только спортивный «почерк» выдающегося мастера ядра, но и портретное сходство. Этот скромный конверт, выпущенный к Спартакиаде народов СССР, — единственный почтовый сувенир, посвященный заслуженному мастеру спорта Галине Ивиновно Зыбиной, вписавшей яркую страницу в историю отечественного спорта.

Галина Зыбина завоевала почетное звание олимпийской чемпионки XV Олимпийских игр 1952 г. в Хельсинки с новым мировым и олимпийским рекордом — 15,28 метров. Спустя четыре года она стала серебряным призером XVI Олимпийских игр 1956 г. в. Мельбурне, а еще восемь лет спустя поднялась на третью ступень пьедестала почета на XVIII Олимпийских играх в Токио. Галина Зыбина была чемпионкой Европы 1954 г., многократной чемпионкой СССР и бессменной рекордсменкой мира 1952—1959 гг. Победила она и на Спартакиаде народов СССР 1956 г.

Не случаен выбор для изображения на конверте другого вида легкой атлетики — метания диска. Конверт подготовлен к Спартакиаде художникам М. Французовым. По характерному стилю знатоки спорта без особого труда узнавали в дискоболке заслуженного мастера спорта Нину Апполоновну Пономареву. Великолепен ее «послужный список». 20 июля 1952 г. на XV Олимпийских играх в Хельсинки она завоевала первую в истории советского спорта олимпийскую золотую медаль, метнув диск на 51 м. 42 см. На следующей Олимпиаде в Мельбурне она стала бронзовым призером, -а спустя четыре года на XVII Олимпийских играх в Риме она вновь поднялась на высшую ступень пьедестала почета. Ее результат — 55 м. 10 см. (олимпийский рекорд). Нина Пономарева принимала участие и в XVIII Олимпиаде в Токио. Завидное спортивное долголетие!

На третьей цельной вещи с надписью «Спартакиада народов СССР» (рисунок М. Французова) изображен бегун на финише. Стилизованное изображение на этом конверте интересно тем, что спортсмен одет в спортивную форму, напоминающую ту, что носила делегация Москвы (оранжевая майка, на груди — эмблема: «Спасская башня Кремля и буква «М»). К сожалению, на всех остальных художественных конвертах и почтовых марках форма спортсменов не имеет ничего общего с той, которую надевали спортсмены союзных республик, Москвы и Ленинграда.

Листаем страницы альбома. Конверт с рисунком бегуна на финише... Память воскрешает события пятнадцатилетней давности.

Только что закончились показательные выступления гимнастов «Трудовых резервов». Началась спортивная программа Спартакиады. Первыми на гаревую дорожку вышли сильнейшие стайеры страны — участники финального забега на 10 000 метров. Бурно приветствуемый зрителями, на старте появился невысокий спортсмен с номером «один» на майке — рекордсмен страны Владимир Куц. Он не обманул ожиданий любителей спорта. С самого начала Куц взял темп, непосильный для его соперников. Он не только финишировал первым, почти на круг опередив ближайшего конкурента, но и обновил, несмотря на мокрую после дождя дорожку, рекорд СССР.

С именем Владимира Петровича Куца связана целая эпоха в легкой атлетике. Триумфальным было его выступление на XVI Олимпийских играх 1956 г. в Мельбурне. Он одержал победы на дистанциях 5000 и 10 000 метров (соответственно 13 мин. 39,6 сек. и 28 мин. 45,6 сек.), установив два новых олимпийских рекорда, и впервые среди советских легкоатлетов-мужчин стал олимпийским чемпионом. В 1956 и 1957 гг. Куц был признан международной прессой лучшим спортсменом мира. Родина высоко оценила достижения выдающегося спортсмена, наградив его орденом Ленина. В 1957 г. Министерство связи СССР отметило серией спортивных марок победы советских атлетов на XVI Олимпийских играх 1956 г. в Мельбурне. Первая марка серии по праву посвящена победам Владимира Куца. Автор серии — старейший мастер почтовых миниатюр В. В. Завьялов. При работе над маркой он пользовался фотографией Куца, сделанной известным фотокорреспондентом Н. Волковым.

При творческой разработке темы «Спартакиада народов СССР» эта марка, несомненно, должна найти свое место в разделе «Участники и победители спартакиад».

...Вот какие ассоциации может вызвать обычный почтовый конверт с изображением бегуна на финише и надписью «Спартакиада народов СССР».
6 июня датирован конверт, посвященный футболу. Любители спорта по осветительной вышке и комментаторской будке без труда узнавали место действия — московский стадион «Динамо». А цвета спортивной формы футболистов, единоборствующих на рисунке, бело-голубой и красно-белый не оставляют никаких сомнений в том, что художник М. Французов симпатизирует одному из популярных московских клубов «Динамо» или «Спартаку».

Некоторые цельные вещи заставляют нас «ломать голову», разрешать загадки.

Водный стадион. Спортсмен, плывущий вольным стилем. На втором плане — вышка для прыжков в воду с бело-голубым флагом общества «Динамо». Таков сюжет, изображенный том же художником на одном из конвертов серии.

Попробуйте догадаться, откуда можно увидеть панораму Центрального стадиона имени В. И. Ленина так, как она нарисована М. Французовым на конверте с большой эмблемой Спартакиады народов СССР. Вы скажете: «Такую картину можно увидеть с Ленинских гор». Действительно, оттуда хорошо видна петля Москва-реки, огибающая территорию Центрального стадиона, но футбольного поля Большой спортивной арены с Ленинских гор не видно. «Значит, с высотного здания Московского университета». Тоже нет. «Тогда с вертолета». Нет, художнику не нужен был вертолет. Свой рисунок он делал с макета, изготовленного в одной из архитектурных мастерских Моспроекта, задолго до завершения строительства первой очереди спортивного комплекса. Конверт был изготовлен (он датирован 15/VI) когда строительство Большой и Малой спортивных арен еще не было завершено, а зелень на территории стадиона не была высажена так, как это изображено на рисунке.

Два конверта готовил художник В. Рощин. Рисунок, показывающий соревнования по теннису, не очень удачен, но выпуск этого конверта оказался весьма кстати, так как в серии марок, посвященных Спартакиаде, был теннисный сюжет. Очень хорош второй конверт В. Рощина, Посвященный гребле-каноэ, он удачно передает специфику этого вида спорта. Этот конверт, пожалуй, самый лучший в серии.

Почта выпустила еще пять цельных вещей с эмблемой Спартакиады и надписью «Навстречу Спартакиаде народов СССР» или «Спартакиада народов СССР».

Они были посвящены зимним и техническим видам спорта: хоккею, горнолыжному, конькобежному, мотоциклетному и скуттерному (водномоторному), не входившим в программу Спартакиады народов СССР. Выпуск конвертов с такими сюжетами в серии свидетельствовал о популярности этих видов спорта и желательности включения их в программу крупнейших соревнований. Несколько лет спустя это пожелание претворится в реальность: в спортивном календаре появится и зимняя Спартакиада народов СССР, и Всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта.

I Спартакиаде народов СССР 1956 г. советская почта посвятила самую большую серию спортивных марок. Выпущенная в обращение в день открытия Спартакиады — 5 августа 1956 г., она состоит из 14 почтовых миниатюр, изображающих различные виды спорта (все марки серии, кроме 40-копсечиой с эмблемой спартакиады, выполнены Л. Головановым.

Открывает серию марка «королевы спорта» — легкой атлетики. Художник Леонид Голованов хотел изобразить на ней один из наиболее драматических моментов легкоатлетической эстафеты — передачу эстафетной палочки.

По сложившейся в спорте традиции эстафеты завершают состязания легкоатлетов. Зачастую именно в этом виде легкой атлетики решается итог многодневной борьбы легкоатлетических команд. Успех здесь зависит от быстроты бега и скорости передачи эстафеты каждым участником команды. Бегун, принимающий эстафету, стремится набрать максимальную скорость, а спортсмен, передающий эстафету, должен догнать его и успеть передать палочку в двадцатиметровом коридоре. Часто бывает так, что бегуну, отдавшему все силы борьбе на дистанции, не хватает сил и скорости, чтобы догнать убегающего партнера по команде. Это приводит к заминкам, потерям (падению) эстафетных палочек или передаче их за установленным коридором, за что команда снимается с соревнований. Поэтому знатоков и любителей спорта, заполняющих трибуны стадионов в дни легкоатлетических соревнований, так волнуют эстафеты, полные драматизма борьбы на дистанции и сменой этапов.

Автору рисунка, к сожалению, не удалось показать напряжения борьбы, то, что сделало этот вид спорта одним из наиболее интересных в легкоатлетических соревнованиях. На рисунке спортсмен, передающий эстафету, замедляет бег, а принимающий — только начинает набирать скорость. Видимо, при создании марки художник пользовался в качестве иконографического материала фотографией, сделанной во время тренировки, когда спортсмены только начинали отрабатывать прием и передачу эстафеты на малых скоростях. Хотя спортсмены на рисунке имеют нагрудные номера, которые обычно пришивают к майке на время соревнований, но различная спортивная форма бегунов свидетельствует о том, что изображена все же тренировка.

Вторая марка — волейбольная — лучшая в серии. Тому же автору удалось показать и волю к победе, и дух спортивного единоборства, и драматичность ситуации. В характерном моменте волейбольной встречи, изображенном на марке, присутствуют важнейшие элементы этой популярной игры: нападающий удар, блок и подстраховка. К тому же почтовая миниатюра интересно построена композиционно. Марка явно делалась с фотографии. Соблазнительно было бы узнать на рисунке реальных спортсменов. Все опрошенные знатоки и специалисты волейбола утверждают в один голос: «В форме игрока сборной СССР (слева) изображен сильнейший нападающий пятидесятых годов — армеец Константин Рева. Это его прыжок и замах». Однако в команде ЦСКА и в сборной СССР Рева играл под четвертым или очень редко под первым номером, но никогда не имел шестого номера, как изображено на марке. Возможно, художник изменил номер, но установить точно, кто изображен на рисунке, поможет только фотография-прототип, поиски которой ведутся.

Волейбольная марка вышла 5 августа, одновременно со всей серией, а волейбольные команды союзных республик, Москвы и Ленинграда вступили в борьбу еще в июле, задолго до открытия финальных соревнований Спартакиады. Очень ровно и сильно, без единого поражения, провели турнир украинские спортсмены. В финале они победили сборную команду РСФСР 3 : 1. В женском турнире основная борьба развернулась между сборными Москвы и Украины. Москвички провели этот заключительный матч в быстром темпе и добились заслуженной победы со счетом 3:0.

Когда волейбольная марка только появилась в продаже, волейболисты Украины и волейболистки Москвы уже примеряли золотые медали чемпионов I Спартакиады народов СССР.

Третья марка серии посвящена плаванию. Этому виду спорта не очень-то везет в изобразительном искусстве, в том числе и в малой графике. До пятидесятых годов в мировой филателии не было хороших марок, посвященных плаванию. Появление нескольких образцово выполненных «плавательных» марок венгерской почты показало, что это не так. Советским художникам-марочникам еще предстоит открыть для себя и для филателистов красоту плавания. Соревнования Спартакиады проводились в новом бассейне Центрального стадиона имени В. И. Ленина. Первый рекорд СССР установил москвич Лев Баландин, одержавший победу в заплыве вольным стилем на 100 метров.

Спартакиада была радостным и праздничным смотром-конкурсом достижений советских спортсменов. Право соревноваться в финале получали сильнейшие из сильнейших, трудом, волей, умением прокладывали они дорогу к пьедесталу почета. «За кадром» филигранного мастерства и кажущейся легкости побед был титанический труд на трен-ровках, искания, неудачи и, наконец, успех, успех заслуженный и закономерный. Успех спортивных выступлений куется на тренировках. Поэтому нет ничего плохого в том, что удачная фотография, сделанная во время тренировки, становится прототипом почтовой марки.

На одной из марок серии «Спартакиада народов СССР» можно увидеть тренировку женской академической восьмерки московского клуба «Крылья Советов» (загребная Тамара Столярова) — многократного чемпиона Европы пятидесятых годов. По правилам соревнований по академической гребле рулевой в женской команде должна быть женщина. Женская восьмерка «Крылья Советов» много лет выступала на соревнованиях с рулевой Викой Добродеевой. На тренировках за руль садился тренер команды — заслуженный мастер спорта я заслуженный тренер СССР Петр Алексеевич Пахомов. Если посмотреть на марку внимательно, то можно убедиться в том, что на ней изображена тренировка, так как на руле сидит Пахомов. Рисунок художник Л. Голованов делал со снимка.

Соревнования Спартакиады народов СССР по академической гребле проводились на водном стадионе «Динамо». Бесспорным фаворитом была сборная команда Москвы. Оправдав надежды своих болельщиков, она стала победительницей в состязаниях восьмерок.

Основные спортивные баталии разгорелись на Центральном стадионе имени В. И. Ленина. На Большой спортивной арене состязались легкоатлеты и футболисты. На одной из марок серии изображено это крупнейшее в Советском Союзе спортивное сооружение, другая марка посвящена футбольному турниру Спартакиады. В нем принимали участие сборные команды союзных республик, Москвы и Ленинграда. В упорной борьбе победу одержала сборная команда Москвы.

Футбольная марка Спартакиады 1956 г. была первым выпуском, специально приуроченным к реальному футбольному турниру. К сожалению, этим и ограничивается ее документальность. Спортивную форму футболистов художник изобразил произвольно.

Удалась художнику Леониду Головину «фехтовальная» марка. Автор верно схватил и рисунок боя рапиристов, и динамику их движений.

Вообще следует отметить, что большая часть рисунков серии сделана хорошо. Основным недостатком марок, на наш взгляд, является слабая композиция. Например, хорошо показан прыжок в воду, и марка была бы удачной, если бы не подвела композиция. Соревнования по прыжкам в воду проводились в бассейне Центрального стадиона имени В. И. Ленина. А если судить по рисунку на марке, то можно подумать, что эти соревнования проводились на открытой воде, на реке.

У некоторых читателей, возможно, возникнет мысль: «Не слишком ли со строгой меркой подходит автор к художнику? И, вообще, какое имеет значение, где на самом деле проводились соревнования: на открытой воде или в бассейне? Ведь каждый график имеет право на художественный вымысел?»

Поэтому самое время рассмотреть две важные особенности почтовых миниатюр.

Во-первых, почтовая марка — не только знак почтовой оплаты, но и средство информации и не какое-нибудь второразрядное, а одно из самых массовых. Почтовые марки печатают миллионными тиражами, значительно превышающими тиражи газет «Советский спорт», «Футбол-хоккей» и многих других. Марками пользуются сотни миллионов людей. Наклеенные на письма, почтовые миниатюры отправляются в самые далекие уголки земного шара, куда подчас не проникают другие средства информации. Между тем основным требованием к любой информации, и в первую очередь к массовой, является ее точность. Об этом всегда должны помнить художники, работающие над созданием почтовых марок.

Вторая особенность марки как художественного произведения заключается в том, что автор выступает здесь не от собственного имени, а от имени государства. На марке написано не «В. Завьялов» или «Л. Голованов», а «Почта СССР». Выпущенная с такой надписью марка уж не только художественное произведение, но и почтовый документ и «визитная карточка» государства.

Подготовка спортивных марок имеет свои специфические особенности, поэтому их должны рисовать художники, знающие спорт не как-нибудь, а профессионально. Кроме того, необходимо четко сформулировать те требования, которые предъявляются к почтовой марке как к средству информации.

Спортивные марки должны содержать точное название соревнования, даты и место проведения соревнования.

Изображенный на марке вид спорта обязательно должен входить в программу соревнований, которым посвящен выпуск.

Спортивно-технические приемы на марке и форма спортсменов должны соответствовать правилам соревнований по данному виду спорта.

На марке следует изображать самые специфические особенности, характерные только для изображаемого вида спорта.

Спросите любого знатока: «Что общего в игре в ручной мяч и в баскетбол? Какая разница между ними? ». Вы сразу же услышите в ответ: «Очень похожи в этих играх ведение мяча и пас, а разница заключается в том, что в баскетболе мяч забрасывают в кольцо, а в ручном мяче — в ворота типа футбольных».

Поэтому на марках, посвященных баскетболу, изображен обычно самый специфический момент этой игры — бросок по кольцу или борьба под кольцом. К сожалению, этим исключением стала баскетбольная марка из серии «Спартакиада народов СССР». Автор не изобразил на ней баскетбольного кольца. Поэтому во многих зарубежных филателистических каталогах написано, что марка посвящена ручному мячу, а таких соревнований в программе Спартакиады народов СССР не было.

Более удачными оказались почтовые миниатюры с изображением велосипедных гонок на треке, теннисиста, принимающего мяч, и встречи боксеров. В качестве иконографического материала для этих марок были использованы фотографии. Чтобы опознать на рисунке реальных спортсменов, пытливый исследователь должен просмотреть тысячи опубликованных и неопубликованных спортивных фотографий и найти те из них, которые легли в основу рисунка на марке. Но найти фотографию-прототип — это еще не все. Если на ней оказывается малоизвестный и давно сошедший со сцены спортсмен, то определить, кто это, бывает еще сложнее, чем найти фото.

Тому, у кого есть желание заняться розыском фотопрототипов марок, можно сказать, что изображенный на теннисной марке спортсмен очень похож на известного советского теннисиста Андрея Потанина, а на «боксерской» марке атлет в темной форме очень напоминает знаменитого в пятидесятых годах мастера ринга Альгирдаса Шоцикаса.

Хорошо сделана марка, посвященная спортивной гимнастике. На ней изображены вольные упражнения в исполнении заслуженного мастера спорта Софьи Муратовой — известной советской гимнастки, чемпионки командных соревнований на XVI и XVII Олим¬пийских играх. Очень странное название получил изо¬браженный на марке вид спорта в каталоге почтовых марок СССР: «Вольная гимнастика»?! Следовало бы назвать: «Спортивная гимнастика. Вольные упражнения».

Выпуском конвертов и марок «Филателистическая программа» I Спартакиады народов СССР не ограничилась. 5 августа 1956 г., когда на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В. И. Ленина началось торжественное открытие Спартакиады, в почтовом отделении Г-277, расположенном на территории стадиона, начали применяться два идентичных (мало отличающихся друг от друга) специальных штемпеля с надписью «Спартакиада народов СССР». В день открытия Спартакиады и в день ее закрытия (в 14.00 16 августа) гашение проводилось фиолетовой мастикой, в остальные дни — черной.

Коллекционеров, собирающих специальные спортивные гашения, волнует вопрос: «Почему, несмотря на столь длительный срок использования штемпелей Спартакиады (с 5 по 16 августа), их оттиски встречаются сравнительно редко?». Особый интерес к коллекционированию специальных гашений был вызван проведением в Москве Международной филателистической выставки, приуроченной к Международному фестивалю молодежи и студентов, а также организацией сначала Московского, а затем и Всесоюзного общества коллекционеров. Эти события происходили в 1957—1959 гг., а до этого мало кто интересовался специальными гашениями. Поэтому-то спецгашения Спартакиады 1956 г. встречаются реже других.

I Спартакиада народов СССР 1956 г. стала крупным событием спортивной жизни страны, она способствовала новому подъему массового физкультурного движения. Спартакиада обогатила советскую филателию выпущенными Министерством связи марками, художественными маркированными конвертами и спецштемпелями. Начиная с I Спартакиады, филателистическое чествование этих крупнейших всесоюзных соревнований стало хорошей традицией.

II СПАРТАКИАДА НАРОДОВ СССР

Крупнейшим спортивным событием 1959 предолимпийского года была II Спартакиада народов СССР. В ее стартах приняло участие более 40 миллионов человек, т. е. в два раpа больше, чем в первой. Восемь c половиной тысяч сильнейших спортсменов собрались в Москве, чтобы в финальных соревнованиях разыграть медали. Соревнования прошли под знаком бурного натиска одаренной молодежи.

Впервые в Спартакиаде параллельно с состязаниями спортивных асов состоялись соревнования команд сильнейших производственных коллективов физической культуры страны. Первенство по пяти видам спор¬та оспаривали 60 сильнейших производственных коллективов фабрик, заводов и учреждений. Это свидетельствовало о новом подъеме советского спорта.

Почта СССР приняла старт задолго до официального открытия финала П Спартакиады народов СССР. С 12 мая по 17 июля было выпущено 7 художественных маркированных конвертов. Рисунки на всех конвертах выполнены Л.В. Завьяловым.

К несомненной творческой удаче автора надо отнести конверт, посвященный гребле-каноэ (атому виду спорта повезло и на конверте I Спартакиады народов СССР 1956 г.). Каноист-одиночник изображен на Лоне Химкинского речного вокзала. Рисунок делался с фотографии заслуженного мастера спорта Степана Охлопкова— чемпиона Европы 1958—1959 и 1965 гг., мира — 1958 г. и XVIII Олимпийских игр 1964 г. в Токио.

Хорош конверт с рисунком поединка фехтовальщиков на рапирах. Со вкусом сделаны рисунки эмблемы II Спартакиады народов СССР и Большой спортивной арены Центрального стадиона имени В. И. Ленина на других конвертах.

Отлично выполнен конверт, посвященный художественной гимнастике — вольным упражнениям с предметом (шарфом), хотя такие состязания и не входили в программу II Спартакиады народов СССР.

На конверте, посвященном барьерному бегу, изображена устаревшая техника преодоления барьера. Спортсмены, перескакивающие через него «козлом», не достигают сейчас высоких результатов.

Завершают серию художественные маркированные конверты с изображением конного стипль-чеза (преодоления препятствий) и стрельбы из винтовки.

В день торжественного открытия финала II Спартакиады народов СССР (а он состоялся 16 августа) в почтовых отделениях появилась новая серия марок, посвященных этому событию, подготовленная художником В. Пименовым. В ней четыре почтовые миниатюры. Лучшая среди них — гимнастическая. На ней изображена спортсменка, выполняющая опорный прыжок. Лаконичность рисунка, четкость линий и удачная передача динамики движения выгодно отличают эту марку от других.

Впервые попала на советскую почтовую марку игра в водное поло. Автор удачно изобразил единоборство ватерполистов.

Не удалась марка «королевы спорта». Изобразив на небольшой площади миниатюры несколько легкоатлетических сюжетов — бегунью на финише, метание молота, барьерный бег и метание копья, сделав необходимые надписи: «Почта СССР», «25 к», «II Спартакиада народов СССР 1959 г.», художник сильно перегрузил рисунок.

Со дня торжественного открытия II Спартакиады народов СССР — с 16 августа 1950 г. до 24 августа — в почтовом отделении Г-277 применялся специальный штемпель гашения. Все дни для оттисков употреблялась черная мастика.

Любознательные коллекционеры с удовлетворением отметили, что впервые в филателистической истории спартакиад штемпель был художественным (фигура спортсмена на фоне стадиона). Соревнования названы на нем официально — «Финал II Спартакиады народов СССР». Однако наметанный взгляд филателиста обратил внимание и на аляповатость рисунка и на то, что непередвижной штемпель с датой 16 августа использовался до 24 августа.

Ha II Спартакиаде народов СССР 1959 г. были ДОСТИГНУТЫ высокие результаты. В ходе многодневной борьбы спортсмены обновили три мировых, один европейский и двенадцать всесоюзных рекордов. Первые места в командных соревнованиях, как и на I Спартакиаде наполов СССР 1956 г. заняли спортсмены Москвы, РСФСР (сборной краев, областей и автономных республик), Ленинграда, Украинской ССР и Грузинской ССР.

II Спартакиада народов СССР 1959 г. способствовала активизации работы во вcех звеньях советского Физкультурного движения. Она привлекла внимание широкой общественности к вопросам .физического воспитания, сыграла важную РОЛЬ В отборе, воспитании и подготовке советских спортсменов к XVII Олимпийским играм I960 г. в Риме.

В филателистическом плане II Спартакиада народов СССР продолжила традицию, пополнив коллекции филателистов, как мы уже указывали, 4 новыми марками, 7 художественными маркированными конвертами и 1 специальным штемпелем.

III СПАРТАКИАДА НАРОДОВ СССР

III Спартакиада народов СССР прошла под девизом: «Физкультура и спорт — в быт народа:» Дальнейший рост массовости и мастерства советских спорт-сменов — главное достижение Спартакиады. От соревнований в коллективах физической культуры заводов и фабрик, совхозов и колхозов, учебных заведений, учреждений и организаций до финальных стартов на спортивных сооружениях Москвы участвовало более 66 миллионов физкультурников.

Особенностью финальных соревнований III Спартакиады народов СССР 1963 г. был новый принцип командного зачета: в него входили результаты выступлений команды высшей лиги и команд производственных коллективов республики в финале Спартакиады в Москве и результаты выступления команды школьников на VIll Всесоюзной спартакиаде школьников в Волгограде.

И на этот раз почта традиционно отмечала приход Спартакиады выпуском марок, конвертов и специального штемпеля.

Первыми появились художественные маркированные конверты. Все восемь конвертов серии, подготовленные художниками Д. Надежиным и В. Рыклиным, вышли до финала III Спартакиады народов СССР. Композиционно они решены в одном ключе: на фоне цветного треугольника, имеющего форму вымпела, изображены спортивные соревнования. Вверху — эмблема Спартакиады. Все конверты — многокрасочные, они выполнены в приятной цветовой гамме.

А как же выглядел спорт на рисунках?
На этот раз порадовал очень удачно и квалифицированно выполненный рисунок конного конкур-иппика (преодоления препятствий). Жокей, привстав на стременах, корпусом посылает коня вперед. Авторы хорошо показали специфику этого красивого вида спорта.

Хорошее впечатление производит конверт, посвященный шоссейным велосипедным гонкам. О том, что изображен именно этот вид соревнований, свидетельствует баллон с питательной смесью, «прикрепленный» художниками к раме велосипеда, и шапочка на голове спортсмена. На треке велосипедисты соревнуются в пробковых шлемах, а к их велосипедам не прикрепляют баллонов со смесью.

Несколько театрально представили художники фехтование. Бойцы даже не угрожают друг другу. Случись такая ситуация на фехтовальной дорожке, спортсмены, отличающиеся в этом спорте быстротой реакции, успели бы по нескольку раз поразить друг друга и разойтись для продолжения боя.

Рисунок на конверте, посвященном художественной гимнастике, очень упрощен и напоминает утреннюю зарядку.

Один из сюжетов серии конвертов III Спартакиады — прием и передача эстафеты. На этот раз спортсмены одной команды одеты в одинаковую форму (не то, что на эстафетной марке I Спартакиады). Но на марке передача эстафетной палочки изображена правильно ; из левой руки передающего — в правую руку принимающего, иное дело на конверте. Если попробовать передать эстафету так, как это изображено на нем, то спортсмен, передающий палочку, либо выбежит на соседнюю дорожку, либо собьет своего партнера по команде.
Многообразие гребных видов спорта показали художники на конверте с рисунком академической двойки и двойки-каноэ. Удались авторам конверты с изображением бокса и баскетбола.

Филателистическим разнообразием были отмечены марочные выпуски III Спартакиады народов СССР 1963 г. Они выходили в три приема: беззубцовая серия — в июне, зубцовая — в июле и блок — в декабре (через 4 месяца после окончания Спартакиады). Десять марок и блок выключают пять оригинальных спортивных сюжетов. Композиционно серию объединяет общее графическое решение: фоном каждого спортивного сюжета служит овал стадиона.

Велосипедный сюжет не нов для спортивной филателии. Выпущенная в 1956 г. к I Спартакиаде народов СССР «велосипедная» марка показала соревнования спортсменов на треке. Серию марок III Спартакиады народов СССР 1963 г. открывает «велосипедная» миниатюра. На этот раз в поле зрения автора серии — художника Л. Завьялова — были шоссейные гонки.
Следующая марка — «легкоатлетическая» — лучшая в серии. На рисунке лаконично, выразительно и документально передан прыжок в длину заслуженного мастера спорта, многократного чемпиона страны и призера Олимпийских игр Игоря Тер-Ованесяна.

Высокие результаты советской пловчихи заслуженного мастера спорта Галины Прозуменщиковой вдохновили автора серии на создание марки, посвященной женскому плаванию. Галина Прозуменщикова сполна «отработала» этот своеобразный аванс. Почетное звание чемпионки III Спартакиады народов СССР в плавании брасом на дистанции 200 метров она выиграла с новым всесоюзным рекордом, а годом позже поднялась на высшую ступень пьедестала почета в Олимпийском Токио.

Хорошо сделан баскетбольный рисунок на третьей марке серии. Проход игрока под кольцо завершается эффективным броском.

Концевая марка серии — футбольная. Изображенный на ней игровой момент будет прерван свистком судьи.

Ситуация на рисунке квалифицируется футбольными арбитрами как опасная игра, наказуемая свободным ударом.

В программе финальных соревнований III Спартакиады народов СССР не было футбольного турнира.

Не следует, однако, забывать о том, что в 1963 г. впервые в истории спартакиад в общий зачет включали результаты VIII Всесоюзной спартакиады школьников в Волгограде, в программе которой были соревнования по футболу. Поэтому более правильным было бы включение в серию марок Спартакиады миниатюры, посвященной детскому футболу. Кстати, наша почта ни разу не отмечала выпуском марок достижения юных футболистов.

Марки, посвященные III Спартакиаде народов СССР 1963 г., вышли в беззубцовом и зубцовом вариантах до начала соревнований. Некоторое недоумение филателистов вызвал выпуск в декабре 1963 г. (через четыре месяца после окончания Спартакиады) блока, в котором в третий раз повторялись велосипедный, легкоатлетический, баскетбольный и футбольный сюжеты. По сложившейся традиции слова «Почта СССР» пишутся на выпуске только там, где указана номинальная стоимость почтовой оплаты. На блоке, посвященном III Спартакиаде народов СССР (оформление А. Шмидштейна), слова «Почта СССР» написаны дважды (на марках блока и на поле блока).

Во время финальных соревнований III Спартакиады народов СССР (с 10 по 18 августа 1963 г.) в почтовом отделении Москвы Г-277 применялся непередвижной специальный штемпель. На рисунке штемпеля — эмблема III Спартакиады.

В финальных соревнованиях III Спартакиады народов СССР 1963 г. в Москве выступили 7518 спортсменов, в том числе 158 заслуженных мастеров спорта и 3556 мастеров спорта. В финальных соревнованиях VIII Всесоюзной спартакиады школьников участвовало 2836 юных спортсменов. Такого количества соревнующихся не видел в то время ни один крупнейший спортивный форум.

Общекомандное первенство III Спартакиады народов СССР завоевал коллектив Москвы. На второе место вышли спортсмены Украины, на третье — спорт¬смены областей, краев и автономных республик РСФСР, затем следуют команды Ленинграда и Грузии. Эти пять коллективов были награждены переходящими призами Совета Министров СССР.

Щедрыми были филателистические дары III Спартакиады народов СССР 1963 г. Коллекции пополнились 5 зубцовыми и 5 беззубцовыми марками, блоком, 8 художественными маркированными конвертами и специальным штемпелем.

IV СПАРТАКИАДА НАРОДОВ СССР

В 1967 г. Советское государство торжественно отмечало свой пятидесятилетний юбилей. Составной частью всенародного торжества стала IV Спартакиада народов СССР. Она явилась генеральным смотром до-стижений физкультурного движения за 50 лет Советской власти, своеобразным отчетом наших спортсменов перед советским народом и Коммунистической партией.

Юбилейная Спартакиада была самым крупным комплексным соревнованием за всю полувековую историю советского физкультурного движения. В ее программу вошли соревнования спортсменов-школьников по 19 видам спорта (их встреча называлась «X Всесоюзная спартакиада школьников»), соревнования сборных команд союзных республик, Москвы и Ленинграда по 33 видам спорта, состязания коллективов физической культуры профсоюзов по пяти видам спорта. Впервые в программу Спартакиады были включены соревнования по техническим видам спорта. Финальные старты юбилейной Спартакиады собрали 16354 сильнейших спортсмена. Такого гигантского размаха еще не знала история мирового спорта.

Советская почта встречала IV Спартакиаду народов СССР 1967 г. выпуском марок, художественных маркированных конвертов и специальных штемпелей.

X Всесоюзная спартакиада школьников (она входила в программу соревнования IV Спартакиады народов СССР) проводилась с 16 по 22 июля 1967 г. в Ленинграде.

Праздник спортивной юности начался на Марсовом поле у памятника жертвам революции, где от Вечного огня был зажжен факел Юбилейной Спартакиады. Затем многотысячная колонна спортсменов направилась к легендарному крейсеру «Аврора». Здесь юные спортсмены дали клятву верности делу революции. Почетный эскорт с факелом проследовал к Смольному, Дворцовой площади, а оттуда к стадиону, на котором вспыхнул огонь Спартакиады. Было нечто поистине символическое в том, что именно здесь в городе Ленина — колыбели Великой Октябрьской социалистической революции — в канун юбилея на свою Спартакиаду собралась надежда Страны Советов — юные физкультурники.

К X Всесоюзной спартакиаде школьников Министерство связи СССР выпустило марку, два конверта и специальный штемпель.

На отлично выполненной марке художников Л. Шарова и 3. Шаровой нарисована эмблема Спартакиады с надписью: «1917—1967. X Всесоюзная спартакиада школьников». Справа — на фоне эмблемы IV Спартакиады народов СССР изображен главный командный приз соревнований. В упорнейшей борьбе его обладателем стала сборная команда школьников областей, краев и автономных республик Российской Федерации. Завоевав одинаковое с командой Москвы количество очков и первых мест, команда РСФСР немного опередила ее по количеству вторых мест. Третье место заняла команда школьников Украины.

К Спартакиаде школьников вышло два художест¬венных маркированных конверта. Художник В. Софронов изобразил на своих рисунках соревнования юных спортсменов в метании копья и момент состязаний в художественной гимнастике.

В дни соревнований X Всесоюзной спартакиады школьников на почтамте Ленинграда применялся специальный штемпель (с 16 по 22 июля 1967 г.).

Юные спортсмены добились высоких спортивных результатов: 50 школьников впервые выполнили норму мастера спорта, 71 — норму кандидата в мастера. Было установлено 216 республиканских юношеских рекордов, из которых 11 превышали всесоюзные.

Финальные соревнования IV Спартакиады народов СССР 1967 г. состоялись в Москве с 28 июля по 4 августа.

Советская почта отметила проведение Юбилейной Спартакиады народов СССР выпуском очень удачной серии марок.

Интересно задуманные и отлично выполненные спортивные сюжеты серии — несомненный творческий успех художников Л. Шарова и 3. Шаровой. Все марки серии построены по единому композиционному принципу: в каждой из них два сюжета.
Первая марка серии. Слева красным цветом напечатана эмблема Спартакиады и текст: «IV Спартакиада народов СССР, 1917—1967». Справа изображен главный приз Спартакиады за первенство в командных соревнованиях — Кубок Совета Министров СССР и лавровая ветвь —символ победы.

На второй марке нарисованы большой приз за командное первенство по спортивной гимнастике и выполнение гимнасткой упражнения на бревне.

Сюжеты третьей миниатюры — большой приз за командное первенство по прыжкам в воду и соревнования женщин по прыжкам с вышки.

На рисунке последней, четвертой, марки серии изображены большой приз по велосипедному спорту и велогонщики на треке.

Чем же хороши эти марки?

Свежа, оригинальна мысль авторов показать рядом с соревнующимися спортсменами главные трофеи команд-победительниц. Художники вписали их в центр эмблемы Спартакиады. Четко и квалифицировано изображены спортивные сюжеты. Радует отличное полиграфическое исполнение миниатюр. Сочетание красного, серого и серебристого цветов придаст маркам серия праздничный вид.

Марки печатались по два сюжета на одном листе с расположением в шахматном порядке.

Кроме марок, Министерство связи СССР выпустило четыре художественных маркированных конверта. Их рисовал художник Ю. Левиновский. Он изобразил на своих рисунках пловцов на старте, бегунов на дистанции. Конверты авиапочты (они были выпущены по такому поводу впервые) автор посвятил художественной гимнастике и баскетболу. Желая подчеркнуть принадлежность конвертов к Спартакиаде не только надписью, но и языком графики, Левиновский нарисовал все спортивные сюжеты на фоне элементов эмблемы Спартакиады.

В дни финальных стартов IV Спартакиады народов СССР 1967 г. (с 28 июля по 4 августа) в почтовом отделении «Москва, Г-277» применялся специальный штемпель, повторявший рисунок эмблемы Спартакиады.
Участники финальных соревнований IV Спартакиады народов СССР показали высокие спортивные результаты: было установлено 16 мировых и европей-ских рекордов.

Спартакиада продемонстрировала массовость и мастерство советского спорта, рост материального и культурного уровня советского народа, торжество ленинской национальной политики. В Спартакиаде участвовали представители почти всех национальностей нашей Родины.

Юбилейная Спартакиада имела огромное международное значение. Ее гостями были деятели спортивного движения из 46 стран мира.

Тема филателии «Спартакиады» пополнилась в 1967 г. новыми поступлениями: 5 марками, 6 художественными маркированными конвертами и 2 штемпелями.

I ЗИМНЯЯ СПАРТАКИАДА НАРОДОВ СССР

Крупнейшим спортивным событием 1962 г. была I зимняя Спартакиада народов СССР. На старт соревнований вышли 10 миллионов физкультурников из десяти союзных республик, Москвы и Ленинграда. Сильнейшие спортсмены завоевали право выступить в финальных соревнованиях I зимней Спартакиады народов СССР в Свердловске и Бакуриани.

В программу финала Спартакиады входили соревнования по всем видам лыжного спорта, скоростному бегу и фигурному катанию на коньках, хоккею с шайбой. В командном зачете переходящие призы Совета Министров СССР завоевали коллективы Москвы, Ленинграда, сборная команда областей, краев и автономных республик РСФСР, коллективы Украинской и Казахской союзных республик. В параллельном зачете команд добровольных спортивных обществ на первое место вышли спортсмены «Динамо», на второе— «Буревестника» и на третье — «Спартака».

Зимняя Спартакиада народов СССР получила филателистическое воплощение. В первых числах марта 1962 г., когда 1300 сильнейших спортсменов собрались в Свердловске и Бакуриани, чтобы разыграть звание чемпионов I зимней Спартакиады народов СССР, в продаже появилась новая серия почтовых марок, выполненная Л. Завьяловым,

В серии три марки. На каждой — спортивный сюжет, эмблема Спартакиады и надпись: «I зимняя Спартакиада народов СССР».
На первом рисунке изображен спортсмен-горнолыжник на трассе. Два других сюжета навеяны воспоминаниями о впечатляющих победах советской ледовой дружины на хоккейных полях мировых и олимпийских чемпионатов и о первых победных стартах в соревнованиях фигуристов великолепной пары Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова.

В дни финальных соревнований 1 зимней Спартакиады народов СССР на почтамте Вакуриани применялся специальный штемпель гашения. В Свердловске было два специальных штемпеля: один с надписью: «Свердловск. Почтамт», другой — «Свердловск. Центральный стадион». Гашение проводилось красной и черной мастикой.

I зимняя Спартакиада народов СССР 1962 г. стала смотром достижений советских спортсменов в зимних видах спорта. Спартакиада выявила много способной молодежи, содействовала повышению популярности зимних видов, спорта в Грузинской, Узбекской, Таджикской и Украинской союзных республиках. Значительно возросло количество спортивных новостроек: лыжных баз, искусственных катков, трамплинов, горнолыжных трасс и т. д.

В честь I зимней Спартакиады было выпущено 3 марки и 3 специальных штемпеля.

II ЗИМНЯЯ СПАРТАКИАДА НАРОДОВ СССР

II зимняя Спартакиада народов СССР, посвященная XXIII съезду КПСС, проходила в марте 1966 г. В предварительных стартах Спартакиады участвовало около 12 миллионов лыжников, конькобежцев, фигуристов и хоккеистов.

В финальных соревнованиях II зимней Спартакиады народов СССР, проводившихся в Свердловске (лыжный и конькобежный спорт), Горьком (хоккей), Терсколе (горнолыжный спорт) и Киеве (фигурное катание) выступали спортсмены 11 союзных республик. В соревнованиях от РСФСР самостоятельно выступали команды Москвы, Ленинграда, Московской, Свердловской, Кировской, Пермской и Горьковской областей.

Победы в розыгрыше командного первенства II зимней Спартакиады народов СССР добился коллектив Москвы. Вторыми были ленинградцы. Последующие места заняли команды Свердловской, Московской и Кировской областей. В параллельном зачете команд добровольных спортивных обществ первое место заняло спортобщество «Динамо», второе — «Труд» и третье — спортсмены Вооруженных Сил СССР.

II зимняя Спартакиада народов СССР отмочена в филателии тремя марками, тремя конвертами и специальным штемпелем.

Марки рисовал художник А. Шмидштейн. Композиционный замысел их оригинален. Каждую из трех марок серии, имеющих одинаковый рисунок — эмблему II зимней Спартакиады народов СССР, автор снабдил бесплатным купоном, на котором изображен спортивный сюжет: конькобежец, хоккеист и горнолыжник на трассе.

Художник И. Коминарец — автор рисунков на конвертах. Он отдал предпочтение хоккею, конькобежному и лыжному спорту. На каждом из трех конвертов изображена эмблема Спартакиады и имеется надпись: «II зимняя Спартакиада народов СССР».

В дни финальных соревновании II зимней Спартакиады на почтамте Свердловска применялся специальный штемпель гашения. На штемпеле, изготовленном в Свердловске, нет необходимых для такого официального почтового знака звезды и надписи: «СССР». Поэтому, хотя штемпель применялся для гашения марок, формально его следует отнести к памятным.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Филателистические чествования Спартакиад не ограничились выпуском марок, конвертов и гашений. IV Спартакиаде народов СССР 1967 г. была посвящена Всесоюзная выставка спортивной филателии, организованная Правлением ВОФ и Центральным Советом Союза спортивных обществ и организаций СССР. Выставка проводилась одновременно со Спартакиадой с 28 июля по 4 августа во Дворце спорта Центрального стадиона имени В.И. Ленина.

Свои коллекции демонстрировали филателисты Баку и Горького, Риги и Архангельска, Донецка и Гомеля, Каменск-Уральска и Харькова, Ленинграда и Москвы.
На стендах выставки были представлены разнообразные по замыслу, разработке и оформлению мотивные и тематические коллекции: «Спорт на марках СССР», «Олимпиады служат делу мира», «Наши Спартакиады», «Успехи советских спортсменов за рубежом», «От Афин до Токио», «Женщина в спорте», «Шахматы в филателии», «Футбол на почтовых марках» и многие другие.

Выставка показала, что почитатели спортивной филателии в своих разработках идут по нескольким направлениям. Одно из них (наиболее примитивное) назовем условно накопительским. Представители этого направления стремятся собрать возможно полнее все выпущенные марки, например, на тему «Олимпийские игры». Другие подошли к коллекционированию творчески. К числу таких экспонатов относились коллекции москвича В. Батуринского «Шахматы в филателии» и горьковчанина В. Сегаля «Футбол на почтовых марках».

Наиболее оригинальную филателистическую разработку представил на выставку В. Притула. Автор коллекции «Спортивные игры — техника и тактика футбола, баскетбола и хоккея» показал, что на почтовых марках изображен почти весь технический арсенал и тактические рисунки популярнейших спортивных игр.

Взыскательное жюри выставки отметило в числе лучших коллекции В. Батуринского, В. Притулы, В. Сегаля, А. Мултанова и В. Щербакова.

В дни проведения выставки в почтовом отделении «Москва, Г-277» применялся специальный штемпель с надписью: «Всесоюзная выставка спортивной филателии».

 

БИБЛИОГРАФИЯ ПО СПОРТИВНОЙ ФИЛАТЕЛИИ И СПОРТУ

КНИГИ

  • Столбов В.В., Чудинов И.Г. История физической культуры. М., «Физкультура и спорт», 1970.
  • Сборник «Физическая культура и спорт в СССР». М„ «Физкультура и спорт», 1967.
  • Сашенков Е.,Левин М. Филателия под знаком пяти колец. М., «Связь», 1966.
  • Левин М., Сашенков Е. Футбол в филателии. М., «Связь», 1970.
  • Олимпийские игры (маленькая энциклопедия). М., «Советская энциклопедия», 1970.
  • Хачкаванян Г. От Спартака до спартакиад. М., «Физкультура и спорт», 1968.

ЖУРНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

  • Левин М. Спутники «королевы» спорта. «Легкая атлетика », 1961, № 2.
  • Сашенков Е., Левин М. Олимпийская почта. — «Молодая гвардия», 1964, № 10.
  • Левин М., Сашенков Е. Под знаком пяти колец. — «Молодая гвардия», 1965, № 9.
  • Левин М., Сашенков Е. Олимлийокая Одиссея. — «Филателия СССР», 1966, № 3.
  • Вигилев А. Рекордсмены бизнеса. — «Сов. коллекционер», вып. 4, 1966.
  • Сашенкоз Е. До Мехико далеко, но филателия репетирует. — «Филателия СССР», 1967, № 3.
  • Садовников В. Почта «Золотой богини». — «Филателия СССР», 1966, № 2.
  • Сашенков Е. и Левин М. На заре футбольной филателии. — «Филателия СССР», 1967, № 5.
  • Владинец Н. Кубок Жюля Римэ (Лондон, 1966). — «Филателия СССР», 1967, № 9.
  • Левин М. «Футбол дарит сувениры». — «Филателия СССР», 1968, № 5.
  • Егоров А. IV Спартакиада народов СССР. — «Филателия СССР», 1967, № 7.
  • Левин М., Откаленко В. Визитные карточки «королевы спорта». — «Филателия СССР», 1967, № 10.
  • Егоров А. Всесоюзная спортивная...— «Филателия СССР», 1967, № 10.
  • Садовников В. Через 200 лет в Европу. — «Филателия СССР», 1967, № 2.
  • Левин М., Борисов А. Накануне Гренобля. — «Филателия СССР», 1968, № 1.
  • Владинец Н. Международные велогонки мира. — «Филателия СССР», 1967, №6, №7, №8. 1968, №4.
  • Хенкин В. Гаванские рекорды. — «Филателия СССР», 1907, № 7.
  • Хенкин В. Впервые за 100 лет. — «Филателия СССР», 1968, № 1.
  • Александров В. Повторные выпуски марок СССР. — «Филателия СССР», 1968, № 2.
  • Левин М., Борисов А. «Мехико—68» и почтовые эмиссии. — «Филателия СССР», 1968, № 10.
  • Левин М., Борисов А. Два подхода к одному разделу. — «Филателия СССР», 1969, № 2.
  • Бухаров О. Традиции олимпийской филателии. — «Филателия СССР», 1969, № 10.
  • Крылов П. XIX Олимпиада и храм солнца. — «Филателия СССР», 1969, № 8.
  • Брабич В., Плетнева Г. Сосуд спортивной славы, — «Филателия СССР», 1969, № 8.