Как счастлив был бы наш Юрий

А. Романов. Как счастлив был бы наш Юрий. Филателия СССР. 1977. №4. Стр. 1-2

Юрий Гагарин, первооткрыватель космического пространства, был добрым другом филателистов. Первый автограф на почтовой марке он поставил 12 апреля 1961 года, через несколько часов после легендарного полета.

— Что это была за марка? — полюбопытствовал я некоторое время спустя.

— Хорошо помню ее, — ответил Гагарин. — На ней художник изобразил наш искусственный спутник Земли.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что не один десяток советских и зарубежных филателистов имеют автографы пионера космоса. Он охотно их давал во время многочисленных поездок по нашей стране и за рубежом. Много почтовых отправлений получал на дом. Всегда аккуратно отвечал адресатам. Подарки их — марки, открытки, конверты часто дарил друзьям и только немногие оставлял себе.

К одной марке Юрий Алексеевич имеет особое отношение. Речь идет о рисунке его большого друга — космонавта Алексея Леонова.

Еще во время подготовки к своему первому полету на корабле «Восход-2» Алексей Леонов мысленно представил себе, как он будет выглядеть плывущим в скафандре над планетой. Появился рисунок, который в дни космического эксперимента в марте 1965 года был помещен на страницах одной из центральных газет. Я сфотографировал Юрия Гагарина и Алексея Леонова на космодроме Байконур за обсуждением рисунка. В январе 1966 года я приехал в Звездный городок, чтобы встретиться с Леоновым и подготовить для печати беседу с ним. Во время встречи Алексей Архипович подарил мне фотокопию рисунка, названного им «Автопортрет». На нем автограф: «А. Леонов. 14/11.66».

В 1968 году тысячи москвичей и гостей столицы ознакомились с необычной художественной выставкой «Космос глазами ученого, художника, космонавта». В экспозиции участвовали профессор Г. Покровский, художник-фантаст А. Соколов, летчик-космонавт СССР А. А. Леонов. Там я встретил живописную картину, в основу которой лег уже известный читателю рисунок, но под иным названием — «В скафандре над планетой».

В начале 1972 года, к 15-летию космической эры, вышла в свет леоновская марка. Фактически это копия той работы, что экспонировалась на выставке. Была выпущена и открытка с таким же сюжетом.

Автограф на ней поставил Алексей Леонов в июле 1975 года, вскоре после окончания эксперимента «Союз — Аполлон». А в Звездном городке, где состоялась торжественная встреча А. Леонова и В. Кубасова, журналисты спросили космонавтов:

— Кто, по вашему мнению, больше всего доволен результатами полета?

— Мы с Валерием,— пошутил Леонов. И в мгновенье посерьезнев, задумчиво сказал:

— Как счастлив был бы наш Юрий Гагарин. Он горячо верил, что эра международных полетов не за горами.