Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

«Скорая» спешит на помощь

Е. Кочнев. «Скорая» спешит на помощь. Филателия СССР. 1976. №9. Стр. 6-7

Разрезая воздух звуками сирены, автомобиль с красным крестом и цифрами «03» на бортах стремительно несется по улицам. Водители других машин резко нажимают на тормоза, пешеходы замедляют шаг. Все знают — где-то в опасности жизнь человека и «03» спешит ему на помощь. Без «Скорой помощи» теперь немыслима жизнь ни огромного города, ни отдаленных сельских районов. В Москве, например, ежедневно на линию выходит более 1500 санитарных машин, среди которых сложнейшие реанимационные, настоящие клиники на колесах, где трудятся опытные врачи и медицинские сестры.

Почтовые ведомства многих стран посвятили свои марки медицинскому обслуживанию. Впервые изображение санитарного автомобиля появилось на французской марке 1918 года (№ 156).

В начале нашего века больных перевозили на конных повозках, в основном двухколесных. Одна из таких санитарных двуколок изображена на марке Финляндии 1967 года (№ 600). Именно на таких тряских «каретах» скорой помощи перевозили больных в дореволюционной России.

В годы первой мировой войны использовали четырехколесные повозки с тентом, защищавшим людей от дождя и палящих лучей. Такая повозка показана на марках островов Теркс и Кайкос № 250, 252.

В Москве первый санитарный автомобиль появился в 1898 году. Это была довольно примитивная машина. Вот как выглядела она по описанию газеты «Московский листок» от 28 апреля 1898 года: «Поставленная на мягких рессорах и на гуттаперчевом ходу, карета представляла собой тип омнибуса длиной около трех аршин и шириной около двух аршин...»

В дореволюционной России не было организованной службы «Скорой помощи», существовало лишь несколько санитарных машин при крупных больницах.

Уже в первый год Советской власти, 19 сентября 1918 года, по инициативе В. И. Ленина вышел декрет Совнаркома «Об учете перевозочных санитарных средств». Спустя год в Москве при Шереметьевской больнице (ныне Институт скорой помощи имени Склифосовского) была организована первая станция, в распоряжении которой находились... две санитарные машины. На базе первого советского автомобиля АМО-Ф-15 (марка № 4292) в 1925 году был налажен выпуск отечественных машин скорой помощи. С выпуском ГАЗ-АА, ЗИС-5, ЗИС-101 (марки № 4295, 4369, 4371) парк санитарных автомобилей расширился. В годы Великой Отечественной войны передвижным госпиталем служил автобус ЗИС-16, изображенный на марке № 4466.

После войны парк московских машин скорой помощи пополнился ЗИМами, «Волгами», ГАЗами, изображение которых можно видеть на монгольских марках № 13, 289. А сегодня на линию уже вышли новые «Волги» ГАЗ-24 (марка № 4002), так называемые линейные автомобили скорой помощи. Но ими не ограничивается парк санитарных машин. Существуют еще и обычные легковые автомобили, в основном «Москвичи», с надписью «Помощь на дому» (марки СССР № 400 и Монголии № 572). Большое применение получили «рафики», в которых оборудуются различные специальные службы: невропатологическая, шоковая, кардиологическая, реанимационная. Есть и специальная «педиатрическая» санитарная машина, выезжающая только к детям. Есть передвижные флюорографические, рентгенологические и прочие лаборатории. Такие специальные машины скорой помощи обычно монтируются в микроавтобусах РАФ-977, который показан на конверте N9 6997 (1970 г.).

В ГДР используют в этих целях микроавтобус «Баркас», который изображен на марке ГДР № 662. Различные средства санитарного транспорта показаны на другой марке ГДР № 1476.

Изображения санитарных автомобилей можно найти на марках Австрии (№ 837), Египта (№ 396), Венгрии (№ 1427), Ливана (№ 503), Кувейта (№ 309, 310), Сомали (№ 27), ФРГ (№ 499), Финляндии (№ 272, 601). Санитарной службе посвятили также почтовые миниатюры Гондурас (№ 338 авиа), Афганистан (№ 508, 509), Турция (№ 125, 1320), Французская Западная Африка (№ 63).

В серии благотворительных марок, выпущенных в Колумбии в 1958 году в пользу Красного Креста, мы также видим автомобиль скорой помощи (№ 8).

Организация национальной медицинской службы в развивающихся странах невозможна без подготовки собственных высококвалифицированных кадров. Санитарному просвещению посвящена серия марок Нигера 1964 года (№ 145—146).

Развитию донорской службы и организации скорой помощи пострадавшим от несчастных случаев посвящена марка ФРГ № 647, на которой изображены мигающий маячок машины скорой помощи и капля крови — источник жизни всего живого.

Различные службы санитарных автомобилей всего мира несут трудную, но почетную вахту на страже здоровья и жизни человека.