Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Полярный джентльмен (Ж. Б. Шарко)

Ф. Зиньков. Полярный джентльмен. Филателия СССР. 1974. №5. Стр. 20

Среди знаменитых полярников мы находим немало врачей. Доктором медицины был великий Руал Амундсен, врач Фредирик Кук оспаривал у Роберта Пири честь первооткрывателя Северного полюса, медиком был и знаменитый француз Жан-Батист Шарко. О нем и пойдет наш рассказ.

Его изображение можно найти па французских марках № 377 и 377А из благотворительного выпуска 1938— 1939 годов, которые выпущены с двойным номиналом: и с зелено-голубой в 65 сантимов, и с лилово-розовой в 90, взималось дополнительно еще по 3,5 сантимов в пользу общества тружеников моря.

Жан-Батист родился в семье известного французского невропатолога, профессора Жана-Мартэна Шарко, изобретателя знаменитого душа. Послушный воле отца, сын оканчивает естественный факультет Сорбоны, работает и клинике, затем переходит в Пастеровский институт, где вместе с Ильей Мечниковым занимается проблемами рака. И. Мечникова мы видим па советской почтовой миниатюре № 2935, первой из трех марок, посвященных 75-летию Пастеровского института в Париже в октябре 1964 года. Кроме профиля Мечникова, художник Е. Анискин изобразил па марке и старое здание института, то самое, где работал юный Шарко. Кстати, марка с тем же сюжетом вышла через три года во Франции в серии «Знаменитости». Каждая марка этой серии облагалась дополнительным сбором по 10 сантимов в пользу Красного Креста.

Итак, медицина стала профессией Жана-Батиста Шарко. Но с детских лет он мечтал о море. Сперва это представлялось развлечением — он купил небольшую яхту «Курлис» и ходил на ней вдоль западных берегов Франции. Потом Шарко сменил ее на 15-тонный тендер, который назвал «Пуркуа-па?», что по-французски означает «А почему бы и нет?». Этот задорный девиз Шарко пронес через всю свою славную жизнь. В 1900 году на этом суденышке Шарко обошел вокруг Ирландии.

Следующим летом Шарко отправляется на «Пуркуа-па?» к Фарерским островам. За полгода яхта прошла 2600 миль под парусами, а ее капитан успел за это время подготовить свой первый научный труд —лоцию Фарерских и Шетландских островов.

Железная шхуна «Роз Мари» — следующее судно Шарко — имела уже солидное водоизмещение — 214 тонн. На борту этой шхуны в 1902 году он впервые пересек Северный Полярный круг, впервые посетил Исландию, остров Ян-Майен. Изображение этого скалистого клочка земли в океане можно найти на норвежской марке № 376 номиналом в 25 ере, первой марке из серии 1957 года, посвященной Международному геофизическому году. Это плавание, описание которого было высоко оценено специалистами, окончательно решило судьбу Шарко.

Для задуманной экспедиции на Новую Землю, Шарко заказывает специальное судно. Это был «Франс» («Франция») —железный парусник со 125-сильным мотором. Однако судьба распорядилась по иному. Вместо северного направления на компасе «Франс» появилось южное — Шарко в 1903 году удалось организовать первую французскую антарктическую экспедицию.

Она продолжалась с осени 1903 по март 1905 года.

Слава пришла к Шарко. Великий Роберт Скотт назвал его «polar gent-leman» («полярным джентльменом»).

Шарко деятельно готовился к следующей экспедиции в Антарктиду. На верфи в Сен-Мало закладывается новое полярное судно, крупнее и мощнее «Франса». По типу это трехмачтовый барк с машиной. Корпус его укрепляется ледовым поясом. На судне оборудуются три научные лаборатории. А на носу снова красуется знакомое название — «Пуркуа-па?».

15 августа 1908 года вторая французская антарктическая экспедиция покинула Гавр и взяла курс на юг. Состав ее почти не изменился по сравнению с первой. После зимовки, в начале 1910 года «Пуркуа-па?» подошел к острову Петра I. В знак заслуг его первооткрывателя Шарко назвал пространство океана вокруг острова морем Беллинсгаузена. 5 июня 1910 года экспедиция возвратилась на родину.

Снова и снова все на том же верном «Пуркуа-па?» Шарко каждый год уходит в полярные исследовательские экспедиции. Он неутомим — подробно описывает море у берегов Исландии, а затем и Гренландии, участвует в поисках Амундсена, пропавшего в 1928 году, в исследованиях 1931— 1932 годов по программе Международного полярного года.

Погиб Жан Шарко 16 сентября 1936 года вместе со своим судном «Пуркуа-па?» в жестокий шторм у берегов Исландии.

В 1961 году к 25-летию его гибели во французских Южных и Антарктических территориях была издана 25-франковая марка с изображением полярника и его славного судна.

Имя Шарко не раз упоминается на карте Антарктиды. Тут можно найти пролив и гору Шарко в архипелаге Кергелен, полуостров Шарко на Земле Александра I, залив Шарко у северной части Антарктического полуострова, мыс Шарко у основания шельфового ледника Шеклтона и, наконец, внутриконтинентальную французскую станцию Шарко на Земле Адели. Гашения этой станции с именем Шарко встречаются довольно редко.