Библиотека ИЦ
- 1. Общая информация
- 2. Марки Большой России
- 3. Страны мира
- 4. Тематическая филателия
- 5. Фальсификаты
- 6. Фантастические и спекулятивные выпуски
- 7. Начинающему филателисту
- 8. Известные коллекционеры
- 9. Раритеты
- 10. Виртуальные коллекции
- 11. Филателистические выставки
- 12. Непочтовые марки
- 13. Автоматные марки (АТМ)
Новые поступления
- Филателистическая выставка «Олимпфил Россия-2022»
- Пособие для коллекционеров почтовых марок "Политическая карта мира в почтовых марках" под редакцией Нелепина В.Ф.
- Некаталогизировання почтовая марка VIII стандартного выпуска
- Письмо с первой Олимпиады (Олимпиада 1896 г.)
- Осторожно фальсификат! (марки РСФСР - голодающим)
Через океан на борту "Мод"
Ф. Зинько. "Через океан на борту "Мод". "Филателия СССР", 1972, №4, стр. 13-14
В августе прошлого года в нашем журнале была напечатана статья Е. Сашенкова "Почта Амундсена", в которой он рассказал об истории открыток, находившихся на судне знаменитого норвежского исследователя Руаля Амундсена "Мод" во время его плавания через Северный Ледовитый океан.
Автор статьи сообщал, что в коллекции советских филателистов имеется лишь несколько экземпляров амундсеновской открытки первого выпуска.
Недавно одним из обладателей редкого сувенира полярной филателии стал одесский коллекционер Ф. 3. Зинько.
Сегодня он дополняет иллюстрацией и небольшим рассказом статью своего московского коллеги.
Как известно, на "Мод" было два экземпляра специального штемпеля, которым гасились открытки: ручной и машинный. Машинный быстро износился, и оттиски стали получаться с "провалами" по краям внешнего круга.
Мне посчастливилось приобрести открытку именно с этим гашением. Сверху и снизу (по соответствию с правой и левой сторонами машинного клише) штемпель не оттиснут. Но тем не менее дата гашения и указание географической широты определяются весьма легко: 13.IX.I <918> - <7> 7°33'.
Открытка подробно описана Е. Сашенковым, мне только хочется кратко познакомить читателей с историей "Фрама", на котором Руаль Амундсен пообещал отправить памятные открытки.
"Фрам" (по-норвежски "Вперед") был заказан великим норвежским полярным исследователем Фритьофом Нансеном. Строил судно из итальянского дуба тридцатилетней выдержки замечательный корабельный мастер Колин Арчер в Ларвике, Судну была придана бочковатая форма корпуса, как у древних русских кочей, чтобы лед при сжатии, выдавливая судно кверху, не повреждал его.
Жизнь "Фрама" началась в 1892 году. Под командой капитана Отто Свердрупа, во главе с Нансеном 13 норвежцев за три года прошли почти весь Северный Морской путь. Затем плавание следовало за плаванием.
В 1909 году престарелый Нансен подарил "Фрам" молодому Руалю Амундсену, и тот отправился на знаменитом судне в Антарктиду. Штурманом экспедиции был русский моряк А. Кучин. В этом плавании был "(завоеван" Южный полюс земли.
В 1914 году "Фрам" был первым судном, прошедшим через только что построенный Панамский канал.
Сейчас "Фрам" находится в музее, где ему достойную компанию составляет плот Тура Хейердала "Кон-Тики".