Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Первая русская полярная почта

С. Блехман. "Первая русская полярная почта". "Филателия СССР", 1971, №7, стр. 8-9

С ИМЕНЕМ выдающегося русского мореплавателя Витуса Беринга (1681-1741 гг.) филателисты обычно связывают пять почтовых марок, выпущенных в Советском Союзе в его честь: одну, изданную в феврале 1957 года в ознаменование 275-летия со дня его рождения, и четыре памятные почтовые миниатюры к двухсотлетию со дня смерти отважного исследователя, появившиеся в почтовых окошках в тяжелый 1943 год, во время Великой Отечественной войны.

Однако мало кто знает, что жизнь известного морехода тесно переплетается с историей отечественной полярной почты, вписывая в нее первые страницы.

Перелистывая тяжелые фолианты "Собрания законов" и пожелтевшие от времени "Почтовые дела Центрального Государственного архива древних актов", можно найти немало материалов, проливающих свет на истоки полярной почты в нашей стране.

23 декабря 1724 года Петр I издал Указ о снаряжении полярной экспедиции под начальством Витуса Беринга, дли которого собственноручно составил инструкцию:
"Надлежит на Камчатке или в другом месте сделать один или два бота с палубами, на оных ботах возле земли, которая идет на Норд, и по чаянию (понеже оной конца не знают), кажется, что та земля часть Америки и для того искать где та земля сошлась с Америкой".

Однако Петр I не увидел завершения задуманной им экспедиции; уже после его смерти Беринг дважды совершал путешествия к берегам Камчатки.

Первая камчатская экспедиция была проведена в 1725- 1730 годах. Инструкцию Петра I Беринг получил уже по дороге в Сибирь В течение двух лет экспедиция на двух деревянных судах проплыла свыше 10 тысяч километров от устья реки Охоты вдоль берегов Сибири до Камчатки, а летом 1728 года на выстроенном заново боте около берегов Чукотки на север.

В 1733-1743 годах была предпринята вторая камчатская экспедиция, получившая название "Большой Северной". В ней приняло участие около 600 человек, в том числе много известных ученых того времени.

В феврале 1733 года экспедиция начала продвигаться из Петербурга в Сибирь. Много времени заняло исследование различных районов Сибири, и потому экспедиция разбилась на отдельные отряды. Основной ее задачей было подробное описание северного побережья Сибири, для чего было предпринято плавание на двух ботах в сторону Америки и Японии.

Интересно отмстить, что один из ботов, на котором обследовались берега Сибири, был назван "Обь-Почталион". Этот бот в 1737 году прошел в Енисейский залив, а в 1738 году под управлением Ф. Минина достиг 73° 14' северной широты, посетив впервые остров Диксон, называвшийся в то время Кузькиным островом. В 1739 году "Обь-Почталион" из-за сложной ледовой обстановки не сумел выйти в море. Достигнув в 1740 году в суровых полярных условиях непроходимых льдов, "Обь-Почталион" возвратился на Енисей.

16 марта 1733 года подписан царский указ за № 6351, озаглавленный "Инструкция капитан-командору Берингу, в дополнение прежде данной ему из Адмиралтейской Коллегии, для исполнения возложенных поручений по Сибирской и Камчатской Экспедиции". Так как этот указ является первым документом об организации постоянной полярной почты в России, приводим полностью все его пять пунктов:

"1. Весьма нужно быть частной пересылке писем и рапортов от тебя и прочих, отправляющихся в разные экспедиции команд, а как известно, что не токмо за Тобольским, но и до Тобольска отсюда установленной почты нет, и за тем в пути долго мешкают, а с нарочным всегда посылать, то убыток казенный произойдет; а при бытности в Сибири Думного Дьяка Андрея Виниуса было учреждение ординарной почты до Тобольска; того ради велено Сибирскому, снестись с Ямским приказом, также и Сибирскому Губернатору учредить от Москвы до Тобольска почту, чтоб в каждый месяц дважды чрез ту почту письма отправляемы были. А как оная учредится и в которые дни отпуск из Тобольска будет, о том тебе потребовать известия от Сибирского Губернатора.

2. С ним же Губернатором, будучи тебе в Тобольску сделать определение, дабы за Тобольском до Енисейска и до Якутска по однова в месяц почта отпускалась, и как из Тобольска отправитесь в Якутск, то дорогою велеть расписать и назначить станы, от которого до которого места возить летом и зимою; а от Якутска до Охотска и до Камчатки хотя б в 2 месяца однажды посылки были; а каким образом, о том в Якутске с тамошними командирами с совету учинить; дабы чрез те учреждения из Камчатки и Охотска могли всякие ведомости в Тобольск и в Москву и паки туда без остановки ходить. А понеже вы в Камчатке уже были и путь до Камчатки вам сведом, то Губернатору Тобольскому и в Якутске Воеводе дать Вам свое рассуждение, изыскивая безубыточных и нетрудных способов, дабы где пустые и нежилые места, в таких местах ныне нарочно станов не учреждать, и людей и лошадей не держать; но перевоз почты, сколько можно, чрез тос пустоту от жилого до жилого места иметь. А впредь велено Губернатору с товарищи самим сыскивать способов, дабы на большой дороге, где нужно быть станам, охотники поселились, и в том им вспоможение чинить пристойными увольнении, по рассмотрению Губернаторскому. А в каких местах и с каким увольнением селиться будут, о том особливо в Сенат писать.

3. Чтоб по всем тем станам Губернатор с товарищи определили дни и часы по возможности, в сколько от места до места перевозить и роздать на каждый стан билеты, и по тому во весь путь от города до города и даже до самой Москвы время исчислять, и так всегда отправлять не токмо из экспедиции, но и из городов всякие ведомости и рапорты, а нарочных кроме необходимых нужд, не посылать, дабы напрасного в людях расхода и излишней дачи прогонов не было; а когда и нарочные с нужными делами на почте посланы будут, тем ехать по тем же станам.

4. Чтоб за перевоз той почты, где есть ям, ямщикам, а где ямов нет, уездным людям, кто выбраны будут к вожению той почты, а в дальних и нежилых местах ясачным иноземцам, или служилым людям по тому ж нарочно определенным, по расстоянию пути, назначить прогонные и поверстные деньги, а ясачникам, где деньги не ходят, и приятнее им товары, то товарами по указам; и по прошествии года развозить по всем станам и отдавать самим тем, кто возить будет в руки с росписками, дабы для челобития о выдачах в городы не издили; о чем Сибирскому приказу и Губернатору в указах написано именно.

5. А понеже при Виниусе за перевоз почты положена была плата с купецких писем, что и ныне надлежит Губернатору на возврат раздаваемых прогонных и поверстных денег, по рассмотрению и с вашего общего согласия с весу с золотника определить и собирать те деньги в казну, записывая в особливые книги: того ради как тебе, так и всем будучи в команде твоей, посылать токмо свои письма без платежа денег; а у посторонних купецких и иных чинов людей, партикулярных писем под свои конверты, или в пакеты отнюдь не вкладывать и не провозить под опасением суда. А чтоб польза и возврат тех денег был не только от Камчатки и Якутска, но и от Китайской границы, где купечество немалое обращается, тс особливо Губернатору в указе писано об учреждении почты до Иркутска, Селенгинска и Нерчинска и новых пограничных купеческих слобод".

Во исполнение царского указа последовал ряд постановлений и распоряжений, определяющих и уточняющих порядок приема и пересылки частных "партикулярных" писем, их оплаты и доставки,

В сенатском указе от 21 апреля того же 1733 года за № 6376 констатируется существующее до царского указа положение: "...а как известно, что не только за Тобольском, но и до Тобольска установочной почты нет и за тем во время Первой Камчатской экспедиции и после того и поныне оттуда письма и ведомости приходили и приходят продолжительно, в полгода, в год и более", далее указом устанавливается количество лошадей на станциях, порядок приема частной корреспонденции "купецких писем" и ее оплаты по весу и т. п.

28 октября 1735 года публикуется новый "именной (указ), объявленный из Кабинета Ея Величества Сенату, - об учреждении в Сибири вместо посылаемых с делами курьеров - ординарной почты", а в сентябре и декабре 1744 года - указы, которыми устанавливаются точные сроки отсылки корреспонденции.

Таким образом, русская почта, организованная для обслуживания экспедиции Беринга, была регулярно действующей почтовой службой, перевозившей как казенные, так и частные письма, и ее следует считать первой в России регулярной полярной почтой.