Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

О папанинской дрейфующей станции

Е. Сашенков. "О папанинской дрейфующей станции". "Филателия СССР", 1971, № 1, стр. 39-41.

МНОГИЕ собиратели полярной филателии считают тему "СП-1" исчерпанной и уже давно не возвращаются к соответствующим листам своих альбомов.

Что можно найти нового спустя без малого 35 лет после экспедиции?

Да. Прошли долгие десятилетия со времени дрейфа отважных папанинцев. Однако давность лет не может служить препятствием для исследователя в настойчивых поисках новых филателистических документов дрейфа станции "СП-1". Вот один из до сих пор неясных вопросов.

Имела ли экспедиция, зимовавшая на дрейфующей станции, свой почтовый штемпель?

Ни в дневниках Н. Д. Папанина, ни в записках других участников экспедиции нет упоминаний о каком-либо почтовом штемпеле. И лишь известный полярный летчик М. В. Водопьянов в своих книгах об экспедиции не раз упоминал о штемпеле, который будто бы имелся в экспедиционном имуществе. В книге "К сердцу Арктики" Водопьянов писал: Папанин "штемпелевал все письма, которые нам предстояло доставить на Большую землю".

Двенадцать лег спустя в другой книге - "Полюс" летчик снова повторяет: Папанин "штемпелевал все письма, которые мы должны были доставить в Москву, на Большую, землю".

Был ли в действительности этот штемпель или приведенный факт основан на недоразумении? Ответ пока не найден.

Другое свидетельство почтовой документации находим в выпущенном в США в 1966 году "Американском каталоге воздушной почты".

Зарегистрировав под № 1304 почтовый выпуск СССР, посвященный экспедиции, авторы каталога дают следующее разъяснение: "1938 г., 18 марта. Советский спасательный полет. Советские самолеты эвакуировали советскую экспедицию на Северный полюс во льдах Арктического океана и при обратном полете доставили небольшое количество почты в Москву. На конвертах-марки СССР, посвященные Северному полюсу, и цветное изображение самолета в полете над лагерем северополярной экспедиции вблизи Северного полюса в Арктическом океане".

Описанный конверт действительно выпускался в 1938 году Народным комиссариатом связи. Однако в каталоге явная путаница. Известно, что эвакуация станции "Северный полюс-1" производилась с помощью ледоколов, а не самолетами. Более того, не было почты и на ледоколах "Таймыр" и "Мурман", взявших курс на Ленинград.

В моей коллекции имеются два оригинальных почтовых свидетельства - открытка и конверт. Оформлены они марками "Воздушная экспедиция на Северный полюс", отправлены заказной почтой, а почтовые календарные штемпеля точно фиксируют триумфальное возвращение экспедиции на Большую землю.

Открытка сдана на почту в Ленинграде 15 марта I93S года. На штемпеле указано и время: 17 часов. На открытке следующий текст: "15 марта 1938 г. в 16 часов в Ленинградский порт вошел ледокол "Ермак" с четырьмя героями-папанинцами, снятыми с дрейфующей станции "Северный полюс".
Конверт с надписью "Северный полюс", рисунок на котором совпадает с описанием в "Американском каталоге воздушной почты", сдан на почту в Киеве в тот же день - 15 марта 1938 года. Любопытно, что серия новых полярных марок поступила в продажу в достаточном количестве, а вот конверты уже тогда стали редкими.

Поиски филателистических материалов о станции "СП-1" привели меня к еще одному интересному открытию.

Филателистический журнал "Заммлер экспресс" (ГДР) опубликовал в № 7 за 1965 год изображение малоизвестной рекламной марки-виньетки, выпущенной в Испанской республике. Она появилась вскоре после того, как Москва проводила участников экспедиции на Северный полюс.

Оказалось, однако, что это не единственная виньетка. В 1937 году в республиканской Испании обществом друзей Советского Союза была выпущена целая серия виньеток. Четыре из них посвящены советским полярным исследователям.

На каждой виньетке обозначено по-испански сокращенное наименование общества AUS (AMigos Union Sovetico) и номинал - 10 сантимов. Кроме чисто служебных надписей есть подрисуночные тексты: "Герои полюса", "Герои экспедиции на полюс", "Начальник полюсной экспедиции со своим сыном". На одной виньетке все надписи сделаны на каталонском языке: "В честь Советского Союза, 1937 год. Четыре зимовщика на полюсе".
Основой для всех четырех сюжетов послужили снимки, сделанные в момент проводов экспедиции.

Вспомнилась встреча несколько лет назад с одним из сыновей О. Ю. Шмидта. Он поразительно напоминал отца. И вот, прихватив испанские виньетки, я снова встретился с В. О. и С. О. Шмидтами. Один из них - кандидат технических наук, другой - историк. Удалось выяснить интересные подробности.

Три рекламные марки из четырех сделаны по фотографиям, снятым в день отлета экспедиции, 21 марта 1937 года, на Центральном аэродроме Москвы, там, где находится ныне вертолетная станция аэровокзала. Пока зимовщики, их родственники и друзья, провожающие экспедиционные самолеты в далекий путь, находились в томительном ожидании (несколько часов не приходило "добро" от синоптиков), фоторепортеры делали свое дело.

Надо сказать, что О Ю. Шмидт придавал большое значение фото- и кинодокументации арктических экспедиций. Это сыграло важную роль впоследствии, когда выпускались серии почтовых марок в честь дрейфа папанинцев и челюскинцев. Известно, что эскизы всех марок этих серий выполнены именно по уникальным фотоснимкам, сделанным в свое время в Арктике.

Естественно, что все журналы и газеты запестрели в те мартовские дни снимками, сделанными на аэродроме. На одном из них и запечатлен с отцом Сигурд Шмидт. Впоследствии эти фотографии попали на рекламные марки Испании. Кстати, все снимки сделаны на фоне четырехмоторного самолета "Н-170" с надписью "Авиа-Арктика" на борту.

Четвертая марка этой серии (с надписью на каталонском языке) сделана по снимку, который был выполнен уже на Северном полюсе, в момент прощания папанинцев со Шмидтом и летчиками, доставившими их на льдину.

Таким образом, филателистическая картина первой в мире высокоширотной воздушной экспедиции на дрейфующие льды в районе Северного полюса отнюдь не исчерпывается теми почтовыми марками, которые были выпущены в нашей стране в тридцатые годы.