Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

"Малыгинские" серии (1931)

На коробке спичек изображен ледокол "Малыгин". Окруженный льдинами, он плывет по морю. Не могу сказать, что художественное исполнение этой этикетки пришлось мне по вкусу, но она напомнила интересный выпуск - изящные "малыгинские" серии марок.

На марках над пробивающимся сквозь льды "Малыгиным" парит сигара дирижабля. По верхнему краю миниатюры надпись по-французски: "Северный полюс. 1931", по нижнему - русская надпись: "СССР. Воздушная почта".

Какое отношение имеет к "Малыгину" дирижабль? Почему надпись: "Северный полюс" сделана по-французски?

Смотрю каталог ГФК 1958 года. Там сообщается, что марки выпущены в июле 1931 года в честь арктического рейса ледокола "Малыгин". В примечании сказано, что письма, оплаченные этими марками, гасили двумя специальными штемпелями. Ни на один из вопросов ответа пока нет, но добавился еще один: почему специальных штемпелей было два?

Обращаюсь к каталогу "Ивера". Там написано: "1931. Экспедиция к Северному полюсу с обменом почты между дирижаблем "Граф Цеппелин" и ледоколом "Малыгин". Кое-что прояснилось, но появились и новые вопросы. Нигде, насколько помню, не упоминается экспедиция на ледоколе, собиравшаяся достичь Северного полюса.

Каталожные сведения слишком скупы. Надо обращаться к иной литературе.
Листаю "Известия" за июль 1931 года. Вот сообщение о том, что из Берлина на Ленинград вылетает дирижабль "Граф Цеппелин". Он должен проследовать через Архангельск на Землю Франца-Иосифа. Цель полета - аэрофотосъемки и поиски легендарной Земли Санникова. Дирижабль возьмет на борт советскую экспедицию. Предполагается встреча с ледоколом "Малыгин", на котором иностранные туристы совершают поездку по Арктике. Будет произведен обмен почтой.

Следом за первым коротким сообщением опубликована статья известного ученого В. Визе, который писал, что в связи с огромным интересом к Арктике "Интурист" зафрахтовал "Малыгина" и предполагает на нем совершить полярный рейс.

Сразу же замечу, что Министерство связи СССР в 1966 году ввело в заблуждение тысячи филателистов, изготовив штемпель со спецгашением "Первый туристский рейс в Арктику" по случаю плавания теплохода "Вацлав Боровский". Автор заметки об этом спецгашении - Е. Сашенков (Филателия СССР, 1966, № 6) даже называет это плавание первым международным арктическим туристским рейсом.
Первым туристским арктическим рейсом в СССР был рейс "Малыгина". Кроме того, "Малыгин" имел и научное задание исследовать Арктику по определенной программе. Предполагалось достичь острова Рудольфа - самого северного из островов Земли Франца-Иосифа. В районе этой Земли намечалась встреча с дирижаблем "Граф Цеппелин". Несколько позже "Известия" сообщали, что, если позволят ледовые условия, "Малыгин" попытается пройти севернее широты, достигнутой Г. Седовым.

Так вот почему на марках появилась надпись: "Северный полюс". Она не указывает цели плавания, но свидетельствует о попытке достичь самых северных широт. Поездка туристов на "Малыгине" объясняет обмен почтой с дирижаблем. Поэтому марки и отнесены к категории "Воздушная почта".

Как же проходил этот рейс? "Малыгин" вышел из Архангельска 18 июля 1931 года, имея на борту, кроме иностранных туристов, группу советских исследователей.

С. Ромм в книге "Ледокол "Малыгин" в бухте Тихой летом 1931 г." писал, что марки по случаю полярного рейса 1931 года были выпущены не только в СССР, но и за рубежом, и что на "Малыгине" и "Графе Цеппелине" были специальные почтовые штемпеля. Желающих получить письма с таким гашением, как сообщал Ромм, было множество, поэтому десятки писем шли с "Малыгиным" и с "Цеппелином". Встреча ледокола и дирижабля состоялась 30 июля в бухте Тихой. Именно этот момент и изображен на марках. Но ввиду того, что марки были выпущены до этого события, искать фотографию или картину, с которой они сделаны, вероятно, бесполезно. Надо думать, что рисунок марок представляет собой композицию, принадлежащую художнику И. Дубасову - автору многих марок. Впрочем, часть этой композиции- сам "Малыгин" - видимо, откуда-то
заимствована.

Дирижабль опустился на воду. Но лед стал напирать на хрупкую гондолу. Тотчас после обмена почтой "Граф Цеппелин" поднялся в воздух.

После этого "Малыгин" действительно достиг острова Рудольфа, расположенного в 2000 километрах от Архангельска и в 1000 километрах от полюса.

Как известно, всего в "малыгинской" серии четыре марки достоинствами 30 к. 85 к., 1 р. и 2 р. В. Карлинский в статье "Советские почтовые тарифы" объясняет эти номиналы тем, что для международной корреспонденции, отправленной с этим воздушным кораблем, был назначен специальный дополнительный авиатариф за открытку-1 р., за заказное письмо - 2 р. Поэтому на международную заказную авиаоткрытку наклеивались марки в 30 к. и 1 р., а на такое же письмо 35 к. и 2 р. Именно в таком виде и встречаются теперь письма, побывавшие тогда на "Малыгине".

Судно вернулось в Архангельск 20 августа 1931 года, за месяц оно покрыло расстояние в 8 тысяч километров. Среди многочисленных научных достижений экспедиции - открытие группы небольших островов.

Таким образом, все наши вопросы разрешены. Надпись: "Северный полюс" сделана по-французски потому, что марки предназначались для оплаты международной корреспонденции.

Д. Авдусин
Журнал "Филателия СССР" № 7, 1968 г.

См. все статьи с упоминанием ледокола «Малыгин».