Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

"Сибирь" - начало арктической биографии

А. Ефремов. "Сибирь" - начало арктической биографии. "Филателия СССР". 1979. №5. Стр. 10-12

Балтийский завод второй раз в его истории построил ледокол, получивший имя "Сибирь". Первый был спущен на воду в 1938 году.

Этому судну посвящена одна из марок серии 1977 года (№ 4722). Первая "Сибирь" прославилась тем, что в течение одной навигации прошла по всей трассе Северного морского пути в прямом (от Мурманска до бухты Провидения) и обратном направлениях.

В 1940 году ледокол вывел "Георгия Седова" изо льдов после его героического дрейфа (№ 729-732) и был награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны "Сибирь" обеспечивала проводку судов и кораблей по арктическим трассам.

22 октября 1977 года новый атомоход "Сибирь" вышел на ходовые испытания, целью которых являлась всесторонняя проверка надежности всех систем и их взаимодействия в рабочих режимах. Накануне 60-летия Великого Октября после успешного завершения испытаний атомоход вернулся в Ленинград. 28 декабря Государственная комиссия подписала акт о приемке и передаче "Сибири" арктическому флоту. 5 января 1978 года на ледоколе состоялась торжественная церемония подъема Государственного флага СССР, после чего "Сибирь" отправилась в порт приписки - Мурманск, а вскоре началась ее полярная служба.

16 февраля атомоход вышел в свой первый рабочий рейс, обеспечив тем самым, впервые в истории мореплавания, круглогодичную навигацию в западном секторе Северного морского пути. Продолжая трудовую эстафету атомных ледоколов "Ленин" и "Арктика", "Сибирь" приняла участие в ямальской операции: с помощью взятых под проводку (совместно с ледоколом "Капитан Сорокин") транспортных судов на мыс Харасавэй было доставлено свыше 70 тысяч тонн грузов для газопромысловиков, нефтяников и геологов.

Свой первый рейс экипаж посвятил 60-летию Вооруженных Сил СССР.

После этого - новое достижение: на два месяца раньше, чем обычно, "Сибирь" и "Капитан Сорокин" провели в Дудинку караван судов (дизель - электроходы "Павел Пономарев" и "Гижига"), доставивших почти 12 тысяч тонн грузов для Норильского горно-металлургического комбината.

30 апреля атомоход вернулся в Мурманск, и сразу началась подготовка к выполнению нового ответственного задания - обеспечению высокоширотной проводки транспортного судна из Мурманска в Магадан. Оценивая значение нового арктического эксперимента, министр морского флота СССР Т. Б. Гуженко сказал: "Поход "Арктики" был задуман и осуществлен как генеральная проба сил. Он подтвердил, что ледоколы подобного класса в летнее время могут сокрушать мощные льды высоких широт. Однако, чтобы твердо сказать о возможности преодоления этих льдов транспортными судами и отнюдь не любой ценой,- такие рейсы должны быть экономически выгодны,- необходимо выполнить экспериментальные походы в разное время года по различным трассам". Освоение высоких широт, таким образом, имеет своей целью не установление рекордов, а решение важнейшей народнохозяйственной задачи, поставленной XXV съездом КПСС,- продление арктической навигации, ускорение перевозок по нашей национальной магистрали - Северному морскому пути.

Эксперимент начался 25 мая: в этот день из Мурманска вышел дизель-электроход "Капитан Мышевский", а через сутки - и "Сибирь". Рейс ей предстоял исключительно тяжелый, и при подготовке к нему были учтены любые неожиданности, вплоть до вынужденного схода на лед. На борт было взято все необходимое, в том числе запас продуктов на 8 месяцев. Экипаж посвятил высокоширотный рейс 60-летию ВЛКСМ, и это не случайно: комсомольцы Балтийского завода шефствовали над строительством атомохода. Ледовая проводка "Капитана Мышевского" началась 29 мая.

"Сибирь" явилась первым ледоколом, который ориентировался с помощью навигационного спутника Земли "Космос-1000", запущенного 31 марта. Ледовая разведка производилась с помощью полярной авиации и спутника серии "Метеор". Полученные из космоса снимки полярных льдов позволяли выбирать оптимальный путь ледоколу. Но легких путей не было. Ведь никогда в истории мореплавания так рано не прокладывали свои трассы суда в мощных арктических льдах. Однако преодолев все трудности, 13 июня "Сибирь" вывела "Капитана Мышевского" на воду, свободную ото льдов. Позади осталась трасса длиной около 3,5 тысяч миль, из которых примерно 3 тысяч миль - во льдах. В Чукотском море, у мыса Сердце-Камень, отсалютовав погибшему в этом районе "Челюскину", суда расстались.

"Капитан Мышевский", пройдя в одиночном плавании еще 2100 миль, 22 июня бросил якорь в бухте Нагаева. В Магадан было доставлено 6 тысяч тонн грузов для строек далекой области. Произошло это за полтора месяца до начала обычной летней навигации по Северному морскому пути.

"Сибирь" же вновь взяла курс в высокие широты. Она шла на встречу с полярниками дрейфующей станции СП-24. А затем атомоход вместе с ледоколом "Киев" взял под проводку в Баренцевом море караван из 9 судов, шедших в Игарку за сибирским лесов. Нелегкая полярная служба нового атомного богатыря продолжается...

Начало биографии "Сибири" уже нашло отражение в филателии. На борту ледокола с 27 января 1978 года применяется постоянный специальный штемпель, в центре которого плашка с переводной датой, вписанная в символическое изображение атома. В верхней части - самолет полярной авиации, а в нижней - атомоход во льдах. По окружности - надпись "Атомный ледокол "Сибирь". На рисунке 1 показан конверт, который был отправлен из Мурманска 15 февраля 1978 года накануне начала первого рабочего рейса "Сибири". На нем есть подпись капитана Владимира Константиновича Кочеткова.

Имела филателистическое "обрамление" и высокоширотная проводка. Мурманскими коллекционерами был изготовлен штемпель, отметивший начало эксперимента. Он круглой формы, в центре - изображение ледокола и дата 25.V.78, а по окружности - надпись "Высокоширотный рейс а/л "Сибирь". Любопытные для филателиста сведения можно было найти в репортажах Валерия Выжутовича, корреспондента "Комсомольской правды", с борта "Сибири" во время рейса. Он сообщил, в частности, что у входа в каюткомпанию было вывешено следующее шутливое объявление: "Все, кто идет в рейс! Запасайтесь конвертами и марками. Белые медведи их не продают!" И далее; "Все есть на борту, все предусмотрено... Но согревает еще счастливая возможность, так мало ценимая на земле,- отправить и получить письмо... Пишите письма". И адрес: "Диксон, штаб морских операций, борт ледокола "Сибирь". Автор воспользовался этим советом, и спустя некоторое время почта доставила конверт, поистине бесценный для любителя полярной филателии и истории отечественного флота. Этот конверт (рис. 2) представляет интерес как первый знак почтовой оплаты, посвященный "Сибири" (4.1.78 г., художник - А. М. Аксамит). Марка на нем погашена уже знакомым читателю спецштемпелем, датированным 1 июля - в это время "Сибирь" вновь находилась во льдах, завершив высокоширотную проводку.

У "Сибири" впереди многие годы полярной службы. Однако героическое начало ее биографии это не только первая трасса, проложенная в высоких широтах, это и почтовые документы. А в историю покорения Арктики будут вписаны имена первопроходцев - атомного ледокола "Сибирь"* и дизель-электрохода "Капитан Мышевский".