Арктический рейс "Башкирии"

А. Осятинский. Арктический рейс "Башкирии". "Филателия СССР". 1978. №10. Стр. 11-12

24 февраля 1978 года в Одесский порт, оставив за кормой тысячи миль, после четырехмесячного рейса вернулся пассажирский теплоход Черноморского пароходства "Башкирия", принимавший участие в 23-й Советской антарктической экспедиции ("Башкирия" изображена на маркированной открытке издания Министерства связи СССР № Л108512 от 13.12.73 г.).

Первоначально предполагалось, что теплоход вернется в конце января, но прогнозам не суждено было сбыться. Рейс оказался очень сложным. "Башкирия" приняла участие в спасении владивостокского БМРТ "Юность", намотавшего у берегов Антарктики трал на винт, а также находившегося на льдине вертолета Ми-8 с ледокола "Амгуема".

На борту "Башкирии", следовавшей в Антарктику, находилась корреспонденция, адресованная зимовщикам, и конверты от филателистов СССР, ФРГ, ГДР, Румынии, США, Чехословакии, Канады, Франции, Японии, Новой Зеландии и других стран с просьбой погасить их судовым штемпелем "Башкирии", а также штемпелями антарктических станций. Естественно, что штатного "почтмейстера" на борту теплохода не было, и по традиции эта функция была возложена на радистов. В качестве общественной нагрузки данную работу на "Башкирии" выполнял инженер-радионавигатор Анатолий Гайденко, являющийся членом Одесского отделения ВОФ, а потому все письма были оформлены "со знанием дела". К сожалению, в антарктическом рейсе "Башкирия" не имела официального почтового штемпеля, который применяется, когда судно курсирует по Крымско-Кавказской линии.

На конверты ставился строчечный судовой штемпель на английском языке "M/s "Bashkiria", а также один из множества самодельных непочтовых штемпелей - "кашетов", точное количество которых указать невозможно, так как они рождались во время рейса непроизвольно.

По дороге к антарктическим берегам "Башкирия" в начале декабря 1977 года посетила французский остров Кергелен, расположенный в субантарктических водах Индийского океана. В почтовой отделении Порто-Франса, административного центра Кергелена, часть конвертов участников экспедиции была обработана специальным штемпелем с изображением морского леопарда. Кроме того, их дополнили кашетом с координатами Порт-о-Франса. При заходе в "Мирный" или на другие антарктические научные станции А. Гайденко отыскивал в "хозяйстве" радистов соответствующие почтовые штемпеля и непочтовые сувенирные кашеты и гасил ими конверты, которые затем относил на "Башкирию". Обработанная таким образом корреспонденция хранилась до прихода в Одессу, где была передана в отделение перевозки почт Одесского почтамта. К сожалению, штемпель порта по прибытии получила лишь незначительная часть писем.

Наряду с советскими учеными, в составе 23-й САЭ участвовала группа полярных исследователей из ГДР. В филателистическом аспекте деятельность этой научной группы будет документироваться рядом материалов. Прежде всего это конверт с текстом "Академия наук Германской Демократической Республики. 13-я немецкая группа, участвующая в 23 САЭ". На рисунке на фоне карты Антарктиды изображены воздушный шар и парусный корабль первой немецкой южнополярной экспедиции, а также современное научно-исследовательское судно и вертолет. Кроме того, издана специальная почтовая немаркированная карточка в двух вариантах (с дополнительным текстом и без него) с изображением государственных флагов СССР и ГДР на фоне антарктической станции. Немецкие коллеги подготовили также два интересных кашета, первый из которых (для станции "Молодежная") изображает карту Антарктиды с точками, отмечающими положение советских станций, на втором - тягач на тракторном ходу на фоне полярного сияния. Эти кашеты будут ставиться на почтовых отправлениях, погашенных советскими почтовыми штемпелями.