Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

На полярных станциях советской Арктики

Е. Сашенков. На полярных станциях советской Арктики. Филателия СССР. 1977. Стр. 18-19

Человеку, в 10-й раз пересекающему незримую черту Полярного круга со специальным корреспондентским заданием, становится привычным высокоширотный край с его необычными буднями. И все-таки каждый раз узнаешь немало интересного, живя одной жизнью с полярными исследователями и наблюдая за путями-дорогами полярной почты.

Не воспользоваться редкой возможностью — после пятидневки в лагере зимовщиков станции «Северный полюс-23» отправиться в вояж по всему Ледовитому океану — было бы непростительно. Не раздумывая долго, я в конце марта присоединился к «прыгающему» авиаотряду высокоширотной экспедиции «Север-28» и отправился в длинный путь с группой гидрологов через весь Центральный арктический бассейн.

Тяготы арктического путешествия, томительные дни и ночи ожидания в маленьких береговых и островных аэропортах из-за непогоды — все это не мешало сознавать, что каждая новая посадка несет интересное открытие. За 18 дней полетов довелось проделать более 18 тысяч километров над морями: Чукотским, Восточно-Сибирским, Лаптевых, Карским, Баренцевым. Довелось побывать на полярных станциях острова Жохова (в группе островов Де-Лонга), Мыс Челюскин (полуостров Таймыр), остров Диксон, Нагурская (архипелаг Земля Франца-Иосифа), а также в поселках Амдерма, Тикси, Черский, в городе Норильске, на острове Котельный и на островах Северной Земли.

Полярная станция на острове Жохова, созданная в 1955 году, является по условиям зимовки одной из самых сложных в Арктике. Рассказывая об ее особенностях, начальник станции Владимир Бекасов назвал в их числе и доставку почты. Она приходит сюда очень нерегулярно: непосредственной связи с материком нет, и ее привозят попутными рейсами. Так, после августа 1975 года следующий самолет-снабженец прилетел только в январе 1976 года.

На острове Жохова, на острове Котельный, как и на большинстве других маленьких островках Ледовитого океана, почтовых отделений нет. Исходящая почта обрабатывается, как правило, в крупном береговом поселке Тикси. Сюда мы прилетели, чтобы заночевать. Здесь концентрируются многие воздушные пути. Письма с островов соседних морей гасят в отделе перевозки почты при аэропорте. Используемый здесь календарный штемпель — того же типа, что и в ряде других крупных арктических портов: в Черском, Диксоне, Хатанге и т. д. У него несколько более крупный диаметр (30 мм) и имеется стилизованное изображение самолета.

...Покинув Тикси, сделали промежуточную посадку на Мысе Челюскин — самой северной точке всей Евразии. Здесь, на берегу полуострова Таймыр, у пролива Вилькицкого, пришлось застрять на три дня, так как погода испортилась. Вот где вспомнились слова Фритьофа Нансена: «Отправляясь в Арктику, грузите в трюмы терпение». Единственным утешением было... почтовое отделение, одна из немногих местных достопримечательностей. На берегу стоит каменный знак, поставленный еще Амундсеном во время его зимовки на судне «Мод». Метрах в двухстах — домик, в одной из комнат которого и помещается самое северное почтовое отделение всей Евразии. Для филателистов оно представляет интерес не меньший, чем почта Нордкапа в Норвегии. Кстати, недавно на почте появился и свой сопроводительный штемпель с изображением корабля и медведя — символов Мыса Челюскина. Белые медведи наведываются сюда так часто, что ходить пешком от аэропорта до полярной станции (расстояние — 1000 метров) не рекомендуется. Люди пользуются гусеничным вездеходом.

Самый большой воздушный прыжок удалось совершить, когда погодные условия разрешили покинуть Челюскин. Самолет Ли-2 без посадки преодолел 1168 км и приземлился на острове Земля Александры, входящем в архипелаг Земли Франца-Иосифа.

Сейчас на Земле Франца-Иосифа работают три советские полярные станции. На Земле Александры действует станция Нагурская, названная по имени Яна Нагурского, который, находясь на русской службе, 62 года назад совершил первый в мире полет в Арктике. (Кстати, сейчас Ян Нагурский живет в Варшаве, ему 88 лет!)

При полярной станции существует маленький аэропорт, самый северный в Советском Союзе (81° северной широты). Он ежемесячно принимает почтовый самолет, доставляющий письма, газеты, кинофильмы. Однако из-за сложных метеорологических условий попасть на станцию трудно. Начальник полярной станции Николай Чумак посетовал на то, что слишком часто бывают перебои с доставкой почты, и зимовщики по многу месяцев чувствуют себя отрезанными от всего мира. Так, в 1974 году почты не было целых полгода. Наконец, летчики попытались сбросить мешок с письмами. Но все попытки разыскать его оказались безуспешными...

В связи с труднодоступностью всех трех полярных станций на Земле Франца-Иосифа (Остров Рудольфа, Нагурская, обсерватория имени Кренкеля на острове Хейса) в филателистическом обиходе штемпеля этих станций встречаются довольно редко. На Нагурской есть три «своих» штемпеля: один — при аэропорте, два на самой станции. Особенно интересен штемпель радиста Анатолия Киреева.

...Ночевка в Нагурской, затем на острове Средний, входящем в архипелаг Северная Земля, и, наконец, я в Диксоне. Трудно найти любителя арктической темы в филателии, который не мечтал бы попасть сюда.

Именно здесь 19 декабря 1934 года был открыт первый в мире полярный радиоцентр. С тех пор он сохраняет звание «некоронованной столицы Арктики». И ныне оно вполне оправдано, во всяком случае, в отношении западного сектора Арктики: с диксонского аэродрома вылетают самолеты-снабженцы во многие точки Ледовитого океана, где разбросаны гидрометеорологические станции. Их радиус действия — Карское море, море Лаптевых, сюда входит и Земля Франца-Иосифа.

В административном подчинении Диксонского управления Гидрометеослужбы СССР находится около 30 полярных станций. И доставка почты на эти станции также производится с Диксона. В большинстве случаев почтовые мешки сбрасываются с воздуха. Диксон — это два поселка: береговой и островной. В береговом, где сконцентрированы основные учреждения и где находится Диксонский морской порт, действует центральный узел связи (почтовое отделение Диксон). На почте сейчас употребляются и три сопроводительных штемпеля рекламного характера. Остров отделен небольшим проливом (около 6 км), сообщение через который осуществляется большую часть года на гусеничных вездеходах — два раза в день — по морскому льду Островное почтовое отделение (Диксон-1) особенно интересно для филателистов. Здесь используются почтовые календарные штемпеля трех типов: «Диксон-1», «Диксон-1 аэропорт» и «Остров Диксон.» И поскольку на острове расположены аэропорт и гидрометеостанция, одна из крупнейших в Арктике, здесь есть возможность раздобыть интересные сопроводительные штемпеля.

Когда в 1964 году отмечалось 50-летие основания на Диксоне радиостанции, этот юбилей отмечался и как день рождения самого поселка Диксон. Тогда были вылущены почтовая марка и специальная цельная вещь Министерства связи СССР. Спустя 10 лет, к 60-летию открытия радиостанции, здесь применялся сопроводительный штемпель, изготовленный по инициативе Диксонского управления Гидрометеослужбы СССР.

На острове Диксон завершилось мое новое арктическое воздушное путешествие. Дни, проведенные в этом поселке, хорошо знакомом мне уже много лет, по-прежнему утопающему в снегу и продуваемом всеми ветрами Севера, я отношу теперь к моим лучшим дням в Арктике.