Там, где восходит солнце

Е. Миловидов. Там, где восходит солнце. Филателия СССР. 1976. №6. Стр. 7

Наш корреспондент Е. Миловидов встретился с начальником полярной станции «Ратманово» Павлом Николаевичем Крыловым, отдавшим 25 лет жизни Крайнему Северу, и взял у него интервью.


Вопрос: Что Вы могли бы рассказать о полярной станции на острове Ратманова?

Ответ: Я думаю, правильнее будет начать нашу беседу не с полярной станции, а с самого острова. Ведь любителей полярной филателии должны интересовать и географическое положение, и историческое прошлое того места, откуда они получают письма, а не только почтовые штемпеля. Так вот, остров Ратманова расположен почти посредине Берингова пролива, в 47 километрах на восток от мыса Дежнева. Он горист, с крутыми, скалистыми берегами. Слева от него, если смотреть на восток, Северный Ледовитый океан, справа — Тихий. Входит он в группу островов Диомида. Первым увидел их Семен Дежнев в 1648 году. В. Беринг в 1728 году вторично открыл их в день святого Диомида. Отсюда их название. Вначале два острова назывались Большой и Малый Диомид. Затем русский мореход О.Е. Коцебу переименовал Большой Диомид в остров Ратманова по имени офицера, принимавшего участие в кругосветном плавании И. Крузенштерна в 1804 году, а Малый Диомид в остров Крузенштерна.

Остров Ратманова принадлежит Советскому Союзу, остров Крузенштерна — США. Разделены они проливом шириной в 5 километров, посредине которого проходит наша самая восточная государственная граница. Здесь начинается Россия. Так что восход солнца в Советском Союзе первыми встречаем мы. Когда Москва ложится спать, у нас уже утро: разница во времени 10 часов.

Вопрос: Пожалуйста, теперь о полярной станции.

Ответ: Основана полярная, станция в 1940 году. Ее координаты 65°49' северной широты, 169°06' западной долготы. Расположена станция на северной оконечности острова на высоте 40 метров над уровнем моря. От ураганных ветров, дующих с севера, она защищена скалистой грядой высотой в 30 метров. Станция небольшая, ведет гидрометеорологические наблюдения и служит радиомаяком для судов, идущих Северным морским путем.

Вопрос: Сколько человек работает на станции?

Ответ: По штатному расписанию должно быть четыре человека, но мы с женой управляемся вдвоем. Она — старший радиотехник-гидрометеоролог, я имею ту же специальность и еще — механик, электротехник. Подменяем друг друга и управляемся неплохо. В Певекском управлении гидрометслужбы среди станций нашего класса занимаем первое место в социалистическом соревновании. Правда, бывает тяжеловато, особенно когда пурга метет несколько дней, стоят морозы, туманы. А для выполнения наблюдений нужно четыре раза в сутки спускаться с 40-метровой скалы. Тут уже приходится пользоваться подстраховывающими веревками, протянутыми от самого дома к морю.

Вопрос: Как Вы относитесь к филателистам?

Ответ: К увлечению филателистов мы относимся с пониманием и просьбы стараемся выполнить.

Вопрос: Много ли Вы получаете писем от филателистов?

Ответ: В среднем, около десяти писем в каждый завоз почты. Правда, она приходит к нам один раз в месяц, а то и в два. Все зависит от погодных условий. В общем, филателисты не дают нам скучать. Пишут из Евпатории, с Камчатки и Сахалина, из Москвы...

Вопрос: Какие, с Вашей точки зрения, конверты и марки подходят для филателистических писем с полярной станции?

Ответ: В водах, омывающих остров, живут моржи и нерпы, а белые медведи в этом году гуляли по острову целыми семействами. Следовательно, марки и конверты с изображением этих зверей хороши для писем с острова Ратманова.

Вопрос: Вы сказали, что прибытие почты зависит от погодных условий. Какими видами транспорта она доставляется?

Ответ: Только вертолетами.

Вопрос: Отделения связи на острове нет. Как Вы посылаете заказную корреспонденцию? Или она вообще исключается?

Ответ: Заказную корреспонденцию мы не посылаем, но в случае необходимости просим летчиков отправить заказное письмо с их базы.