Рукопожатие через Cеверный полюс

А. Ефремов, Н. Ельшевский. Рукопожатие через Cеверный полюс. Филателия СССР. 1976. №5. Стр. 14

18 июня 1975 года в 9 часов 46 минут со взлетной полосы международного аэропорта «Шереметьево» поднялся самолет ИЛ-62М, на борту которого находились члены знаменитого чкаловского экипажа — Г.Ф. Байдуков и А. В. Беляков, а также сын прославленного советского летчика — И. В. Чкалов. Они были приглашены жителями небольшого американского города Ванкувер в штате Вашингтон на торжества, связанные с открытием монумента в честь выдающегося подвига чкаловцев в 1937 году...

Почти сорок лет тому назад, 18 июня 1937 года стартовал одномоторный краснокрылый самолет АНТ-25, ведомый уверенной рукой Валерия Чкалова. Вся страна следила за этим перелетом. С дрейфующей станции СП-1 радист Эрнст Кренкель передавал авиаторам столь необходимые сводки погоды. Уже после прохождения полюса самолет попал в сильнейший циклон, и . полет продолжался практически вслепую: радиосвязь с Землей была неустойчивой. Но экипаж довел самолет до Американского континента и через 63 часа 25 минут совершил посадку на маленьком военном аэродроме Пирсонфилд вблизи от Ванкувера. Это произошло 20 июня 1937 года.

Мир был потрясен. Американский полярник Стефанссон сказал тогда: «До них Земля была цилиндром, они сделали ее шаром».

...Через 4 часа 24 минуты ИЛ-62М уже был над полюсом. В этот момент самолет летел на высоте 10 650 метров со скоростью 880 километров в час. Температура за бор-том —51 градус. На дрейфующую станцию СП-22 было передано: «Мы снова над полю-сом. Летим чкаловским маршрутом.,. Папанин просил передать вам привет. Желаем крепкого льда. Всего хорошего на службе советской науке».

Путь ИЛ-62М от полюса был проложен по меридиану 156. В тот же день, 18 июня 1975 года, преодолев расстояние 9480 километров (из них свыше 5000 км — над Арктикой), в 20 часов 40 минут по московскому времени (10 час. 40 мин.— по местному) воздушный лайнер совершил посадку на 'аэродроме Сиэтла. Огромное расстояние самолет преодолел за 11 часов, то есть почти в 6 раз быстрее, чем экипаж Чкалова.

А 20 июня советских гостей встречали жители Ванкувера. Небольшой самолет совершил посадку на том же аэродроме около реки Колумбия, где приземлился АНТ-25. Здесь чкаловцев ждала исключительно теплая и гостеприимная встреча. Состоялось торжественное открытие монумента в честь исторического перелета 1937 года: на гранитном постаменте установлен обелиск, в центре которого — бронзовый барельеф самолета АНТ-25, летящего над Северным полюсом, а на обратной стороне — выдержки на русском и английском языках из сообщений «Правды» и «Известий» о завершении перелета.

Вокруг монумента разбит небольшой парк, где шумят листвой молодые березки — символ России. Этот монумент, сооруженный на средства простых американцев и ряда промышленных компаний, первый памятник в честь советских людей на американской земле. Имя Чкалова присвоено одной из новых улиц Ванкувера.

Взгляните на эти конверты. Они отправлены из Шереметьевского аэропорта в тот момент, когда поднялся самолет ИЛ-62М с чкаловцами на борту: на календарном штемпеле отделения связи К-340 — 18 июня 1975 года, 10 часов утра. А 20 июня, в день торжеств в Ванкувере, конверты прибыли в этот гостеприимный американский город, что также подтверждается почтовыми штемпелями.