На полуострове Ямал

Е. Сашенков. На полуострове Ямал. Филателия СССР. 1975. №3. Стр. 20-21

Для любителей полярной филателии любой из отдельно взятых географических районов Заполярья может дать массу интересных сведений. В нем как бы фокусируется все разнообразие почтовых связей современной Арктики. И это дает благодатный материал коллекционеру, собирающему письма со штемпелями далеких аэропортов и теплоходных линий.

Мне довелось дважды быть очевидцем постановки почтового дела в Ямало-Ненецком национальном округе. Последний раз — в августе 1974 года.

...Когда следуешь из аэропорта в административный центр Ямало-Ненецкого национального округа — город Салехард по новой автомагистрали, у въезда ваше внимание непременно обратят слова: «Пересекаем Полярный круг». Рекламный щит с ненецким национальным узором, укрепленный у дороги, помимо названия окружной столицы, раскрывает и ее особенность: «Город на Полярном круге».

Сейчас в городе функционируют 4 отделения связи. Здесь применяются календарные штемпеля современного образца и происходит смена штампов заказной регистрации. В отличие от старых, нынешние штампы имеют лишь название города, но уже не содержат ссылки на областное подчинение. Правда, на центральной почте заказная корреспонденция обрабатывается еще старым штампом. Претерпели такое же изменение и регистрационные штампы для международной корреспонденции.

На башенке, возвышающейся над двухэтажным деревянным зданием почтового центра округа, укреплен щит, символизирующий, так сказать, почтовое триединство Ямала. Изображения самолета, теплохода и оленьей упряжки воссоздают своеобразие местной почтовой службы, раскрывают основные способы доставки почты в этом северном крае, половина территории которого лежит за Полярным кругом и омывается водами Северного Ледовитого океана.

Вся почтовая корреспонденция и бандерольные отправления доставляются в Салехард из Москвы или Тюмени воздушным путем. Из Салехарда почта, адресуемая жителям Ямальского района, направляется в мыс Каменный — узловой аэропорт. Регулярность полетов здесь, однако, относительная: сказываются условия Заполярья. Так, в феврале 1974 года почту в мыс Каменный завозили только два раза — весь месяц была пурга. А вообще она доставляется попутно, при выполнении пассажирских рейсов самолетами Ан-2 из Салехарда.

Своеобразной документацией, свидетельствующей о «заданности» упомянутого маршрута, может служить бандерольная этикетка. По ней можно наглядно проследить весь путь почты из Центра в глубину Ямала.

Сейчас в Ямальском районе имеются отделения связи в 10 населенных пунктах. Районный узел находится в поселке ЯрСале на побережье Обской губы. Все отделения обслуживаются преимущественно самолетами Ан-2 и вертолетами. В такие отдаленные северные поселки, как Яптиксале, Се-Яха й Тамбей и на полярные станции, почту зимой доставляют лишь три раза в месяц.

Аэродром мыса Каменного, главного узла авиапочтовой связи на Ямале, лежит прямо на ровном песчаном берегу Обской губы. Летом четыре раза в неделю приземляются самолеты магистральной авиалинии Диксон — Воркута. Здесь имеется отделение связи. Полярные летчики доставляют на легкомоторных самолетах и вертолетах почту в поселки геологов, в стойбища оленеводов, на полярные станции и на буровые. В пяти километрах от аэропорта возник небольшой поселок геологической экспедиции и 9 сентября 1968 года здесь было открыто отделение связи мыс Каменный-1.

...В один из августовских дней довелось мне понаблюдать за почтовым сервисом в Арктике, участвуя в почтовом спецрейсе.

Письма для сотрудников двух полярных станций и для участников нефтеразведочной экспедиции погрузили на борт одномоторного биплана Ан-2. Экипаж в составе командира Виктора Репина и второго пилота Виктора Шматкова делал свое дело с нескрываемым удовольствием: молодым летчикам нравится летать в Заполярье.

...Около трех часов длился почтовый спецрейс мыс Каменный — Марресале — Харасавэй. Весь полуостров пересекаем с востока на запад на высоте птичьего полета, то есть около 200 метров. Внизу — необозримая тундра с тысячью озер, редкими ненецкими чумами, северными оленями, множеством дичи..,

Когда подлетали к Марресале, одной из первых русских полярных станций, основанной в 1914 году, самолет стало прижимать к земле густым туманом. Не без труда приземлились на песчаной косе, в полукилометре от станции, приютившейся на высоком обрывистом берегу Карского моря.

Еще 155 километров полета вдоль береговой кромки в северном направлении, и мы, оставив позади 71-ю широту, сели у поселка геологов-нефтеразведчиков на мысе Харасавэй. По соседству с нефтеразведчиками находится полярная станция «Харзсавэй». Сколько радости вызывает здесь у людей появление почтового самолета! Быстро тает увесистая пачка писем в руках заботливого почтальона Любы Касаткиной, которая одновременно осуществляет и всю полноту операций местного отделения связи.

Почту открыли здесь недавно — в июле 1972 года, когда осели тут геологоразведчики. Отделение связи мыса Харасавэй — самое молодое на полуострове Ямал. Прежде письма доставлялись фактически только для персонала полярной станции, и интервалы составляли, как правило, два месяца. Шел самолет из Диксона и сбрасывал почту в мешках. Для облегчения ориентации ставились бочки с горящей соляркой или зажигались факелы.

А позже стали садиться неприхотливые Ан-2 или вертолеты, прилетавшие с мыса Каменного. Не всегда это бывают почтовые спецрейсы. Почту попутно привозят и самолеты Карской нефтеразведочной экспедиции. Любопытно, что зимой самолеты, оснащенные лыжами, садятся прямо у домика почты...

Столь же интересным был и полет на вертолете Ми-8, доставлявшим почту и грузы с мыса Каменного в населенные пункты и буровые вдоль берега Обской губы — на востоке Ямала. Большая часть корреспонденции шла здесь в поселки Се-Яха и Тамбей.

Се-Яха — это небольшое селение, где преобладает коренное население — ненцы. Он служит также центром крупнейшего оленеводческого совхоза «Ямальский», территория которого занимает весь север полуострова. Поселок Тамбей — самый северный населенный пункт на полуострове. Здесь же находится и одноименная полярная станция.

А теперь вернемся к щиту, укрепленному на башенке центральной почты в Салехарде, и вспомним о том, что виды доставки почты на Ямале не исчерпываются авиапочтой. На Ямале возят почту также по воде и на оленьих упряжках.
По реке Обь и далее по Обской губе осуществляется значительная часть почтово-транспортных связей- Правда, вследствие суровых климатических условий, они носят сезонный характер.

Большинство пассажирских теплоходов, доставляющих и почтовую корреспонденцию, следуют с юга на север в следующие пункты Заполярья: Новый Порт, Тазовский, Пуйко, Анти-Паюта, Яр-Сале, Ныда, Аксарка. Суда Иртышского пароходства обслуживают две линии: Салехард — Омск и Салехард — Тюмень. Следует, однако, знать, что пароходство обеспечивает на всем протяжении линии только доставку бандеролей или посылок. Письма же могут быть приняты к доставке лишь промежуточными пунктами.

Корабельная почта обрабатывается календарными штемпелями. На каждом приводятся названия конечных пунктов в порядке следования почты. На обеих линиях использовались в различное время разные типы штемпелей. В узле связи Салехарда имеется сейчас календарный штемпель «Пароход Омск — Салехард» последнего образца, в современном графическом оформлении, диаметром 25 мм.

По указаниям райисполкомов почта доставляется на оленьих упряжках, главным образом, в глубинных районах — к оленеводам, охотникам, рыбакам.

Большинство оленьих почтовых линий пролегает по тундре и рекам полуострова Ямал, а также по Оби и Тазу. В отделе почтовой службы окружного узла связи мне называли следующие линии, на которых продолжают использовать ездовых оленей: Ныда — Нори, Кутопюган — Нори, Аксарка — Лаборовая, Тазовский — Тибейсале, Красноселькуп — Сидоровское.

Почти все названные пункты располагают своими отделениями связи. Почта обрабатыва¬ется календарными штемпелями в установленном порядке. И приходится лишь сожалеть, что не привился в этих краях обычай снабжать какими-нибудь специальными пометками почту, перевозимую столь романтичным способом.

Кто не знает об организуемых в дни крупных филателистических выставок во многих странах специальных почтовых рейсов с доставкой корреспонденции на старинный манер— в почтовых тройках, в воздушных баллонах и т. д.? По такому поводу непременно организуется гашение специальными штемпелями, выпускаются памятные виньетки...

Разве не представили бы для нас интереса не подобные искусственно создаваемые филателистические сувениры, а документы истинного почтового обращения, если бы на трактах оленьей почты существовали какие-нибудь отметки доставки?