Открытие земли Франца-Иосифа

М. Кацер. Открытие земли Франца-Иосифа. Филателия СССР. 1974. №5. Стр. 10-11

Наблюдая за движением льдов в Баренцевом море, офицер русского флота Н. И. Шиллинг высказал в 1865 году предположение о наличии земель между Шпицбергеном и Новой Землей.

В 1871 году член Российского географического общества П. А. Кропоткин разработал проект полярной экспедиции. Обратившись к правительству с просьбой субсидировать ее, он получил отказ.

Успешнее шла подготовка подобной экспедиции за рубежом. План экспедиции для исследования полярных морей к северо-западу от Новой Земли был предложен лейтенантом австрийского флота Юлиусом Пайером и Карлом Вейпрехтом.

Они сумели получить от нескольких богатых лиц средства на строительство деревянного судна с паровым двигателем, названного «Тегеттгоф» (в честь австрийского вице адмирала). 13 июня 1872 года это судно вышло из немецкого порта Бремерхафен и направилось в Баренцево море. Но уже в конце августа «Тегеттгоф» был затерт льдами, так и не достигнув северной оконечности Новой Земли. 130 суток судно дрейфовало в океане, находясь под постоянной угрозой быть раздавленным льдами и уйти на дно. И вот наступило 30 августа 1873 года. «Около полудня, — рассказывает Пайер, — мы стояли, облокотившись о борт корабля, и бесцельно смотрели в туман. Внезапно на северо-западе туман рассеялся, и мы увидели очертания скал. А через несколько минут перед нами развернулась панорама горной страны, сверкающей своими ледниками. В первое время мы стояли парализованные, а потом, осознав наше счастье, мы разразились бурными криками: «Земля, земля!!!».

Предположение Н. И. Шиллинга и П. А. Кропоткина о существовании земли на севере Баренцева моря оправдалось.

Австрийцы назвали новую землю в честь своего императора Землей Франца-Иосифа I.

К столетию со дня открытия Земли Франца-Иосифа 30 августа 1973 года в Австрии поступила в обращение новая почтовая марка номиналом в 2,5 шиллинга и была выпущена карточка с портретом Юлиуса Пайера (рис. 1). Основой для сюжета марки послужила гравюра «Прощание с солнцем. Вторая полярная ночь 1873 г.» из первого венского издания книги Пайера, известной у нас в сокращенном переводе под названием «725 дней во льдах Арктики» (издание Главсевморпути. Ленинград, 1935 г.). На почтамте Граца было организовано памятное гашение. На рисунке штемпеля — Земля Франца-Иосифа и надписи: «Австрийская арктическая экспедиция Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта. 100 лет Земле Франца-Иосифа. Выставка филателистического общества Граца. 1872—1874. 8010 Грац 30.8. 1973».

Однако вернемся к 30 августа 1873 года. Вступить на открытую землю удалось не сразу. Северные ветры стали относить «Тегеттгоф» к югу. И только 1 октября отважные мореплаватели ступили на землю. Первый остров получил наименование Випьчек, в честь лица, финансировавшего экспедицию.
Наступившая полярная ночь не позволила обследовать новые земли. Пришлось ждать окончания 125-суточной ночи. Среди членов экспедиции начались болезни, и только удачная охота на белых медведей спасла положение.

Как только взошло солнце, Пайер занялся исследованием Земли Франца-Иосифа. Целый месяц составлял он карту новых земель.

Наступление лета не освободило «Тегеттгоф» из ледового плена, и тогда решено было оставить судно и пробиваться к Новой Земле пешком и на шлюпках. Это событие послужило сюжетом для картины Обермюллера «Оставление «Тегеттгофа» 20 мая 1874 года», использованной почтой ФРГ для рисунка одного из конвертов, посвя¬щенных филателистической выставке «Биелефельд-72», при-уроченной к столетию австрийской экспедиции (рис. 2). На втором конверте — карта Земли Франца-Иосифа. В дни работы выставки в Биелефельде производилось специальное гашение. На рисунке штемпеля — дрейфующий «Тегеттгоф» во льдах океана, белый медведь и надпись: «Экспедиция Вейпрехта и Пайера 1872—1874». Один из мысов Земли Франца-Иосифа носит теперь название «Тегеттгоф».

Почти четыре месяца шла тяжелая борьба мореплавателей с суровым океаном. Наконец в ночь с 17 на 18 августа 1874 года они с трудом пристали к мысу Черному на Новой Земле. Пробиваясь к югу, путешественники неожиданно увидели стоявшие на якоре русские промысловые шхуны. На одной из них, «Николай», австрийская экспедиция была доставлена в Варде (Норвегия).

Много разных экспедиций побывало на Земле Франца-Иосифа. В 1879 году к ее берегам подошло голландское судно «Вильям Баренц». Зимой 1894—1895 годов на одном из островов зимовал Фритьоф Нансен, достигший Земли на дрейфовавшем «Фраме». В 1912 году Земля Франца-Иосифа привлекает внимание русского полярного исследователя Г. Я. Седова, как база для достижения Северного полюса.

С 1929 года открывается новая страница в исследовании Земли Франца-Иосифа. Под руководством О. Ю. Шмидта была снаряжена специальная экспедиция к Земле Франца-Иосифа на ледоколе «Седов». Ледоколом командовал В. И. Воронин — потомок того Воронина, который спас австрийскую экспедицию 1872—1874 годов.

29 июля 1929 года ледокол подошел к архипелагу, а 30 июля на мысе Флора был поднят советский флаг.

30 августа была открыта самая северная в мире полярная метеорадиостанция в бухте Тихая. Среди семи оставшихся зимовщиков был радист Э. Т. Кренкель. Сейчас обсерватория на о. Хейса носит имя Э. Т. Кренкеля (рис. 3).

В 1932 году в связи с проведением Международного полярного года на Земле Франца-Иосифа (о. Рудольфа) была построена вторая метеостанция.

В период Международного геофизического года (1957— 1958 гг.) двухгодичный цикл гляциологических наблюдений был выполнен на ледниковой метеостанции «Купол Чюрлёнса».

Постоянно ведет наблюдения и метеостанция на Земле Александры (Нагурская).

Почтовых отделений на Земле Франца-Иосифа нет. По просьбе коллекционеров полярники иногда могут поставить на конверт или карточку служебный штамп метеостанции.

Корреспонденция чаще всего идет через Диксон Красноярского края.