Библиотека ИЦ
- 1. Общая информация
- 2. Марки Большой России
- 3. Страны мира
- 4. Тематическая филателия
- 5. Фальсификаты
- 6. Фантастические и спекулятивные выпуски
- 7. Начинающему филателисту
- 8. Известные коллекционеры
- 9. Раритеты
- 10. Виртуальные коллекции
- 11. Филателистические выставки
- 12. Непочтовые марки
- 13. Автоматные марки (АТМ)
Новые поступления
- Филателистическая выставка «Олимпфил Россия-2022»
- Пособие для коллекционеров почтовых марок "Политическая карта мира в почтовых марках" под редакцией Нелепина В.Ф.
- Некаталогизировання почтовая марка VIII стандартного выпуска
- Письмо с первой Олимпиады (Олимпиада 1896 г.)
- Осторожно фальсификат! (марки РСФСР - голодающим)
С высоких широт
Е. Сашенков. С высоких широт. Филателия СССР. 1974. №1. Стр. 11-13
На советском Севере, если принимать в расчет только лишь точки за Полярным кругом, действуют почтовые отделения уже более чем в 240 населенных пунктах. Большинство их расположено в труднодоступных районах, и связь со многими из них нерегулярна. Это и предопределяет с точки зрения филателиста особое значение ставших уже традиционными арктических круизов с посещением тех районов, где расположены высокоширотные отделения связи.
Арктические круизы имеют богатую историю. В филателистических альбомах любителей полярной почты они занимают немало страниц, которые, пожалуй, не менее увлекательны, чем страницы, рассказывающие о знаменитых арктических научных экспедициях. Правда, круизы пока еще не нашли непосредственного отображения на марках регулярной государственной почты. Зато известно немало специальных штемпелей, маркированных конвертов и других филателистических материалов.
Интерес к высоким широтам необыкновенно возрос вскоре после возвращения Нансена из Арктики, где он провел три года. Многим захотелось своими глазами увидеть ледяные поля и торосы. «...Туристские прогулки на Шпицберген стали организовываться регулярно, — писал советский полярный исследователь В. А. Маркин в книге «Там, где умирает Гольфстрим».— К услугам туристов был желтый домик в Адзентфьорде. самый северный на свете отель на 40 номеров: для них выпустили даже специальную шпицбергенскую марку с изображением охотника, который целится в ставшего на задние лапы медведя».
Попытку возродить арктическое туристское мореплавание предприняли в 1931 году в нашей стране. Пароход «Малыгин» совершил туристский рейс на Землю Франца-Иосифа, то есть в такие высокие широты, достигнуть которых до недавнего времени могли лишь немногие смельчаки. Своеобразный рекорд Шпицбергена был побит: северная граница мирового туризма пролегла через ЗФИ. Почтовые сувениры того времени, запечатлевшие знаменитое полярное плавание и получившие известность под названием «малыгинский выпуск», стали украшением филателистических коллекций.
Прошло более трех десятилетий, прежде чем туристские круизы по арктическим морям вошли в обиход.
Вечером 6 сентября 1973 года Архангельск провожал в плавание теплоход «Татария», флагман Северного морского пароходства. На его борту —241 турист из 54 городов страны. В течение двух дней, предшествовавших выходу в море, путешественники знакомились с «воротами Арктики» — городом и его окрестностями.
Здесь все близко и дорого каждому, кто помнит страницы истории полярных экспедиций, опорным пунктом которых служил в разные эпохи город на Северной Двине. Любопытное открытие можно сделать во время традиционной экскурсии на родину М. В. Ломоносова, что недалеко от поселка Холмогоры. Напротив Холмогор, на противоположном берегу Курополки — рукава Северной Двины, и сейчас показывают туристам ровное поле, окаймленное с одной стороны высокими елями. Много лет назад это поле служило аэродромом. Именно благодаря ему и попали Холмогоры на две советские почтовые марки 1938 года (№№ 583— 584), Холмогоры обозначены среди трех других посадочных пунктов следования папанинской экспедиции на марках номиналами 10 и 20 копеек в серии «Советская воздушная экспедиция по высадке дрейфующей научной станции «Северный иолюс-1». Самолеты приземлились здесь 22 марта 1937 года, чтобы сменить колеса на лыжи, однако метеоусловия задержали их на неделю.
...Вероятно, редкий турист возвращается домой без сувениров. Участникам «Аркткруиза-73» представилась возможность увековечить в памяти свое путешествие не только с помощью экзотических рогов северных оленей. Особым успехом пользовалось спецгашение.
На этот раз о почтово-филателистической экипировке позаботилось и Министерство связи СССР, изготовившее интересный спецштемпель, и Архангельское областное отделение ВОФ, успевшее отпечатать специальные конверты круиза. К сожалению, тираж конвертов был недостаточен (всего 900 экземпляров), причем на борт теплохода передали лишь 200 штук. Тот же рисунок был напечатан на небольшом количестве служебных конвертов Северного морского пароходства, имевшихся у капитана теплохода. Наконец, специальную надпечатку в ознаменование арктического круиза сделали на хорошо известных филателистам маркированных концертах 1967 года (№ 4502) с изображением теплохода «Татарин» и регулярной линии Архангельск — Соловецкие острова.
Пятого и шестого сентября, то есть до того момента, как судно вышло в море, производилось гашение черной краской. Затем, вплоть до прибытия «Татарии» в конечный пункт, гасили только фиолетовой краской. Таким образом, почтовая корреспонденция, имевшая непосредственное отношение к арктическому плаванию, отличается цветом гашения.
Во «владениях» Архангельского областного управления связи
Первая стоянка — у Соловецких островов.
Местное отделение связи обслуживает около 1200 человек, населяющих Соловецкие острова. Почтовая связь с материком, которая в прежние времена была сопряжена с немалыми трудностями, осуществляется ныне с помощью почтовых самолетов. На центральном острове архипелага имеется аэродром, и самолеты курсируют ежедневно. Лишь зима вносит коррективы в расписание почтовых самолетов.
Соловки расположены в 150 километрах к югу от Полярного круга. Поток приезжающих сюда ежегодно растет. Туристов привлекают древние архитектурные памятники и своеобразная природа.
...10 сентября около 10 часов утра, следуя курсом норд-ост, пересекли Полярный круг. Протяжный гудок теплохода возвестил об этом событии. За три минуты до пересечения незримой параллели путешественники были оповещены об этом по радио.
Двое суток — море и море... Огибаем полуостров Канин, отделяющий Белое от Баренцева. У северо-западной оконечности полуострова маршрут проходит мимо мыса Канин Нос. Берега его круты, сложены из кристаллических пород. Минуем остров Колгуев и входим в Печорскую губу. К борту подходит небольшой юркий катерок, и к нам пересаживается лоцман. Отсюда начинается проводка судов к Нарьян-Мару, столице Ненецкого национального округа. Городок расположен на реке Печоре, в 110 километрах от устья.
Почта, как и положено, в самом центре городка. В окружном узле связи всегда оживленно. В киоске — свежие центральные газеты. Желанный сувенир — местный значок. Ну и, конечно, летят из Нарьян-Мара письма туристов. На штемпелях — 12 сентября.
Перед входом в пролив Югоский Шар, на границе с Карским морем, любителей морских путешествий ждал сюрприз: по распоряжению капитана бросили якорь на рейде острова Вайгач. Видимо, нам повезло; не так уж часто столь благоприятно складываются погодные условия в этом углу Баренцева моря. К маленькому поселку Варнек, прилепившемуся на скалистом берегу острова, туристов доставляли на мотоботах.
Нашлись и любители почтовых сувениров — то и дело; открывалась дверь маленького домика островного почтового; отделения, что в 250 метрах от берега моря. Отделение подчинено Архангельскому областному управлению связи. Заведует им молоденькая ненка Майя Ледкова. Работает она здесь уже три года.
— Наша почта, —рассказывает Майя, — обслуживает население, насчитывающее около 150 человек. Островитяне не живут скученно. В самом поселке проживает лишь 20 семей, они в основном и пользуются услугами почты. А вот! полярная авиация Вайгача, что на мысе Болванский Нос (которая, кстати, является одной из старейших — в 1974 году отмечается ее 60-летие), отправляет корреспонденцию не через Варнек, а через континентальный береговой поселок Амдерму.
Как же функционирует местная почтовая связь? Она не перегружена операциями, Заказные отправления вообще редки. Интересно, кстати, что в названии поселка на штампе заказной регистрации имеется ошибка: «Варнег»... Как сообщила Майя Ледкова, в летние месяцы почту забирают самолеты, приземляющиеся поблизости в тундре. Прилетают они редко, всего лишь один раз в полтора месяца. А с декабря до конца мая на собачьих упряжках возят почту из Варнека 3—4 раза в месяц в Амдерму— крупный материковый поселок.
На этот раз отправителям повезло. Так, заказные письма прибыли в Москву уже через семь дней.
Вечером 13 сентября, проходя проливом Югорский Шар, наш теплоход пересек границу Европы и Азии и покинул «владения» Архангельского областного управления связи. Позади осталось более тысячи миль пути.
на Таймырском полуострове
Карское море... Бьется о борт холодная арктическая волна. Теплоход идет по Енисейскому заливу, к устью великой сибирской реки. Слева остается Диксон, где будем высаживаться на обратном пути.
А пока подходим к Дудинке, городу, расположенному чуть южнее 70-й параллели. Центр Таймырского национального округа имеет большую историю и интересен, в частности, богатыми почтовыми традициями. В старину он был опорным пунктом русской почты. В 1930 году, когда Дудинка стала окружным центром, в округе было всего два почтовых отделения — в Дудинке и Хатанге. Сейчас существуют окружной и три районных узла связи с сетью заполярных отделений.
Трехэтажное здание Таймырского окружного узла связи стоит на верхней террасе, высоко над Енисеем. Пройдя с причалов порта вверх по дощатому тротуару, сразу попадаешь к этому «почтовому штабу» всего заполярного Таймырского полуострова. На полуострове, целиком занятом Долгано-Ненецким национальным округом, сейчас действуют почтовые отделения в 29 населенных пунктах.
В Дудинке берет начало самая северная в мире железная дорога. В соответствии с программой нашего маршрута состоялась поездка по этой дороге в Норильск — крупнейший в мире полярный промышленный город.
Лишь немногим известно, что на самой северной в мире железной дороге Дудинка — Норильск имеется календарный штемпель почтового вагона. Протяженность магистрали — немногим более 90 километров. В сутки проходит лишь один пассажирский поезд, находясь в пути около четырех часов. Но и это — немалое достижение. В прошлом — а первый состав прибыл из Дудинки 18 мая 1937 года — на это уходило до 13 дней (!).
Вся почта из Дудинки в Норильск доставляется почтовым вагоном. Как правило, она обрабатывается уже в узле связи города, но корреспонденцию, сдаваемую непосредственно почтовому вагону, гасят своим штемпелем. Это календарный штемпель стандартного размера, с надписью по кругу: «П. В. Норильск — Дудинка». Любопытно, что на протяжении всего пути прямо на телеграфных столбах у маленьких разъездов и станций (например, у станции Тундра) укреплены почтовые ящики.
...Позади Дудинка, позади Игарка. Снова идем по Енисею, но теперь уже на север.
Есть в Енисейском заливе небольшой правобережный поселок Воронцово.
Домик отделения связи — на высоком берегу. Воронцовское отделение подчинено Усть-Енисейскому узлу связи, что в районном центре, поселке Караул. Почтой заведует Валентина Ивановна Романова. Она южанка, жила прежде в Краснодарском крае. Здесь работает с 1969 года и уже привыкла к этому суровому уголку земли.
— Штемпелями нашей почты интересуются коллекционеры из разных городов страны, — рассказывает Валентина Ивановна, показывая конверт, присланный для гашения одним ленинградцем.
— Приходят аналогичные просьбы и из-за рубежа. Вот недавно получили мы письмо из Бельгии...
— Как доставляется почта из Воронцова?
— Почта идет только через Дудинку. Даже та которая адресуется в противоположную сторону, на Диксон. Авиапочтовая корреспонденция также идет вся через Дудинку,— сообщила заведующая. — Летом ее забирает раз в десять дней небольшой теплоходик «Ом-36», который ходит из Дудинки с 20 июля по 20 сентября, то есть в период навигации. Кстати, ваша «Татария», подошедшая сюда 21 сентября, может быть свидетельницей того, каково здесь на финише навигации.
Зимой применяется воздушный транспорт. С 20 сентября до 20 ноября курсируют вертолеты, приземляющиеся рядом с поселком, в тундре. Как только Енисей замерзнет, начнут ходить самолеты «АН-2» которые садятся на лыжах прямо на лед. По расписанию почтовый самолет ходит два раза в неделю, но это зависит от погодных условий, а они не балуют жителей 72-й широты...
Почтовые операции в этих краях не интенсивны. Особенно мало корреспонденции проходит в летнее время, когда рыбаки покидают дома. Они выезжают в места лова, главным образом на мыс Сопочная Карга, что в 40 километрах к северу, где находится полярная станция, и в поселок Троицк, что в сторону Диксона.
Рано утром 22 сентября подошли к Диксону с его многочисленными постройками, со сплетениями всеслышащих и всевидящих антенн, с его размеренной деловой жизнью. В порту материкового Диксона стояли под разгрузкой огромные суда океанского типа — «Оленегорск», «Волхов-гэс» и другие. Навигация, несмотря на явно ощущавшееся дыхание полярной зимы, была еще в разгаре.
Теплоход встал на рейде. Высадка первой группы на мотоботе удалась только в начале одиннадцатого. А уже через два часа последний мотобот отошел от причала и направился к теплоходу.
За два «диксонских часа» пришлось, как говорится, основательно посуетиться: была суббота, начальник узла связи и его заместители отдыхали, а без них «почтовая операция» могла бы сорваться. «Главный почтмейстер» Диксона Юрий Кривченко оказался настолько любезен, что прибыл на работу вскоре после того, как один из работников узла связи отправился к нему домой.
Да, здесь всегда рады туристам!
— В наши районные отделения приходят очень много писем от советских и зарубежных филателистов, желающих получить конверты со штемпелями Диксона и Челюскина,— рассказывает Юрий Кривченко. — Мы эти просьбы стараемся выполнять- А для того, чтобы коллекционеры были вознаграждены за свеж усилия, мы здесь, в узле связи, сделали своими силачи в июле 1973 года два клише для «оснащения» конвертов рисунком, передающим наш арктический диксонский колорит. На одном клише изображен ледокол, а на другом — картинка из жизни полярной станции.
Эти клише пользуются большим успехом, особенно когда приходят теплоходы с туристами, в частности с енисейского маршрута Красноярск — Диксон.