Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Завоевание высоких широт

Ж. Пашкова. "Завоевание высоких широт". "Филателия СССР", 1972, №6, стр. 8-10

"Наша северная сестра" - так назвали Коми АССР филателисты Болгарии. Тысячи километров пролегли между солнечной Софией и суровым Сыктывкаром. А если проехать еще тысячу в глубь Севера, попадете в прекрасные поселки, построенные по последнему слову современной техники. Имя им - Усогорск. Новая Шипка и Благоево. Здесь живут более пяти тысяч болгарских граждан, мастеров лесных дел. Вот уже пять лет этому производственному содружеству двух народов, породившему и дружбу филателистов Коми и Болгарии.

Столетний ленинский юбилей коллекционеры автономной республики отмечали выставкой, в которой приняли участие и болгарские коллеги по увлечению.

А в дни пятидесятилетней годовщины образования Коми АССР в Софии прошел ответный филателистический смотр.

МЫ ХОТИМ РАССКАЗАТЬ ОБ ОДНОЙ из экспонированных в Софии коллекций. Удостоена она серебряной медали. Интерес, как свидетельствует болгарская пресса, она вызвала особенно широкий.

Осень прошлого года в Софии была щедра солнцем. Это пора цветения знаменитых казанлыкских роз. А здесь, на выставочных стендах, раскинул свои скованные льды Северный Ледовитый океан. Его стороной повернулся земной шар на титульном листе коллекции. Над суровой Арктикой реет флаг Страны Советов. Красными вымпелами со звездочками помечены места нахождения советских, научно-исследовательских станций в Антарктиде. Свои удивленный добрый взор обратил на посетителей символ севера - пингвин. В центре название темы - "Завоевание высоких широт", а внизу: "Сыктывкар. Из коллекции Т. А. Абакумовой".

Тамара Анатольевна - строитель. Север привлек ее романтикой освоения. И она посвятила ему свою жизнь. Строила за полярным кругом. Сейчас работает в столице Коми главным инженером домостроительного комбината.

Руководить тысячным коллективом - работа не из легких, требует полной отдачи энергии, нервов, сил. "Марки успокаивают, честное слово, лучшего отдыха не представляю",- признается Тамара Анатольевна.

Каждый субботний вечер (работает она и в этот, для других выходной, день) спешит в магазин "Филателия", где собираются коллекционеры. Здесь в небольшом зале клуб филателистов Тамару Анатольевну знают все. Ведь она одна из местных ветеранов. Лет десять назад, когда не было никакой организации, несколько человек "сама не знаю как" нашли друг друга.

А вот как она нашла свое увлечение... В детстве марки для Тамары были "полюсом недоступности". Петя оберегал их особенно рьяно от любопытной младшей сестренки. Уходя па фронт, сохранить коллекцию попросил маму. Через много лет мать передала его марки дочери.

Мы смотрим коллекцию, удостоенную серебра на международной выставке. Довоенные выпуски - это Петины марки. Они все гашеные. В те годы было принято собирать марки, прошедшие почту. Тамаре Анатольевне казалось недопустимым заменить их на чистые. Это были самые любимые марки брата. Ведь все мальчишки тридцатых годов жили подвигами папанинцев и челюскинцев, они мечтали стать Чкаловыми и Ширшовыми. Петя остался семнадцатилетним добровольцем-школьником, не вернувшимся с войны. Его марки подсказали тему "Завоевание высоких широт".

Коллекция складывается из двух частей: Арктика и Антарктика. В ней 25 листов.

Давайте познакомимся с некоторыми ее разделами.
"Освоение северных областей" - это обзорный филателистический очерк из истории проникновения в тайны севера. Вот русские исследователи - Дежнев, Литке, Беринг, Макаров, Седов, норвежцы - Нансен, Свердруп, Амундсен, англичанин Франклин, американец Пири.

На одном из листов марки художника В. Завьялова, посвященные Семену Ивановичу Дежневу (1605-1673 гг.) а выпущенные к 300-летию открытия пролива между Азией И Северной Америкой. На них запечатлены мыс имени Дежнева, его парусник, маршрут плавания и очертания материков между проливом. Здесь же помещен иллюстри-рованный конверт со спецгашением в Архангельске. На нем карбас "Щелья", на котором архангелогородец Наторим повторил в 1967 году путь поморов.

Далее идет рассказ о другом исследователе. "Беринг Витус И. О- Ионассен (1681 -1741) - офицер русского флота, выходец из Дании. Прошел со своими экспедициями между Чукотским полуостровом и Аляской, достиг Северной Америки. Именем его названо море на севере Тихого океана и остров в этом море".

В качестве иллюстрации использованы четыре марки художника И. Дубасова. На них вы увидите корабль Беринга "Св. Петр", горы Св. Ильи, карту со схемой экспедиций мореплавателя.

Из раздела "Открытие Северного морского пути" вы узнаете много интересного. О том, как экспедиция Б. Вилькицкого в составе гидрографических судов "Таймыр" и "Вайгач" открыла Северную землю. Северным морским путем прошли с зимовкой корабли с востока на запад. ОНИ изображены художником Ю. Ряховским на первой марке из его серии 1965 года. Другая миниатюра рассказывает, как проливом Вилькицкого проводит суда атомоход "Ленин".

В экспозиции текстовые пояснения и иллюстративный материал подобраны таким образом, что связь времен становится зримой. Вы увидите марку с северным поселком Диксон, основанным в 1915 году, а по штемпелям иллюстрированного конверта прочтете, что сегодня арктический рейс на Диксон совершает туристический теплоход "Татария".

"К Северному полюсу" - еще один раздел коллекции. Как прокладывали к нему путь мужественные исследователи, мореходы-ученые. Композиционно материал расположен так, что позволяет восстановить хронику покорении полюса.

Здесь знаменитый русский мореплаватель и географ Федор Петрович Литке, который четырежды (1821-1825 гг.) совершал полярные плавания на бриге "Новая Земля"; и крупнейший норвежский океанограф-исследователь Нансен, предпринявший в 1893-1896 годах на корабле "Фрам" экспедицию к Северному полюсу и достигший 86°14` с. ш.

А вот флотоводец Степан Осипович Макаров. В 1899 году под его руководством осуществлено плавание ледокола "Ермак". Это было первое в мире применение ледокола для полярных исследований.

Почтовая марка Соединенных Штатов Америки представит вам Роберта Пири. В апреле 1909 года он на собаках первым в мире достиг Северного полюса.

Далее рассказ о Георгии Яковлевиче Седове. В 1912- 1914 гг. он возглавил первую русскую экспедицию к Северному полюсу.

После победы Октября Арктика становится предметом особой заботы Советского государства. На повестку поставлен вопрос о транспортной эксплуатации великой водной трассы Севера на всем ее протяжении. Льды - главное препятствие самого сложного в мире Северного морского пути. До 1932 года плавание совершалось без какой-либо информации об их состоянии. С целью широкого изучения Арктики, создания навигационных пособий были организованы специальные океанографические экспедиции. Работы попутно также селись я на кораблях, которые проходили различные пункты Арктики. Обширный материал по гидрологии был собран во время рейсов ледокольных пароходов "Сибиряков" (1932 г.), "Челюскин" (1933-1934 гг.), "Литке" (1935 г.).

Один из листов коллекции рассказывает о спасении советскими летчиками экспедиции челюскинцев. Серия марок 1935 года работы художника В. Завьялова чрезвычайно информативна.

Вот ледокол "Челюскин" и его капитан В. И. Воронин. На марках вы увидите обжитый ледовый лагерь и его же покинутым с единственными обитателями - белыми медведями; станете свидетелями встречи самолета Леваневского; познакомитесь с руководителем экспедиции О. Ю. Шмидтом, узнаете, как его, заболевшего, снял со льдины летчик Слепнев Предстанут перед вами со своими машинами пилоты Леваневский и Доронин, Водопьянов и Молоков. Увидите посадку последних челюскинцев на борт самолета Каманина. Авторские аннотации расскажут, что всем им 16 апреля 1934 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Практика показала невозможность проникновения па ледокольных судах в Центральную Арктику. Она в своей большой части продолжала оставаться "белым пятном". Развитие авиации позволило советским полярникам сделать новый качественный скачок в области научных исследований. В мае 1937 года Воздушная высокоширотная экспедиция высадила первую в мире дрейфующую станцию "Северный полюс-1".

Эта славная страница в исследовании Центральной Арктики ярко представлена в коллекции. Марки, конверты, почтовые блоки разных выпусков рассказывают о маршруте перелета и героях девятимесячного дрейфа Папанине, Федорове, Ширшове и Кренкеле (гордостью коллекционера является помешенный здесь памятный конверт с автографом Эрнста Теодоровича). Вы увидите ледокольные пароходы "Меркурий" и "Таймыр", которые снимали станцию.

На "СП-1" были получены первые научные данные о глубине океана, о перемещении воздушных масс в приполюсной области, о гидрологическом режиме, магнитных явлениях, животном и растительном мире.

Станция оказала большую помощь в осуществлении трансарктических перелетов Чкалова и Громова.

О них следующая глава экспозиции. Вот они, пионеры беспосадочных перелетов Москва - США через Северный полюс, экипажи Чкалов - Байдуков - Беляков и Громов - Юмашев - Данилин. В историю авиации золотыми буквами вписаны даты: июнь - июль 1937 года.

А осенью того же года ледокольный пароход "Георгий Седов", возвращаясь по Северному морскому пути в Архангельск, был зажат льдами. Течение и льды потащили его на север. Начался ледовый дрейф, во время которого корабль достиг 86°39' с. ш., где не бывало еще ни одно судно. Дрейф продолжался до января 1940 года. Почтовая серия по рисункам С. Поманского и И. Дубасова, помещенная на выставочных листах, рассказывает о спасательной экспедиции, возглавлявшейся И. Д, Папаниным на ледоколе "И. Сталин", который вел М. П. Белоусов. На одной из марок изображение "Георгия Седова", портреты его капитана К. С. Бадигина и помполита Д. С. Трофимова, на другой дана карта дрейфа и на ее фоне пятнадцать седовцев - Героев Советского Союза.

Композиция этого раздела хорошо продумана автором. Ритм, в каком жила страна в те дни, передан миниатюрой, посвященной изобретателю радио Попову, и текстом под ней: "Радиоволны постоянно давали знать седовцам, что Родина думает о них".

Заключительные разделы первой части коллекции - "Вновь к Северному полюсу" и "Полярная трасса". Интересны помещенные здесь конверты. Гашения на них показывают рост станций "Северный полюс". Цельные вещи рассказывают о новых пассажирских линиях, которые пролегли по труднодоступным ранее трассам АНТАРКТИДЕ - великому белому континенту - по-священа вторая часть экспозиции.

Открытие Антарктиды принадлежит участникам русской экспедиции 1819-1821 годов, которую возглавляли Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев. Раздел, посвященный им. богат иллюстрированным материалом. Кроме марок, широко использованы конверты со спецгашениями. Целью экспедиции, предпринятой на судах "Восток" и "Мирный", было желание как можно ближе пробиться к Южному полюсу. В январе 1820 года, подойдя к краю материка, экспедиция открыла Антарктиду.

Автор коллекции знакомит нас в с норвежцем Руалем Амундсеном. Он 14 декабря 1911 года первым достиг Южного полюса.

Первая советская экспедиция вышла в Антарктиду в ноябре 1955 года, а уже в феврале следующего была создана научная обсерватория Мирный. Она стала основной базой. Было положено начало стационарным наблюдениям и маршрутным исследованиям с использованием механического наземного транспорта, авиации и судов. А уже в 1959 году наши ученые проводили работы на станциях Оазис, Пионерская, Комсомольская, Восток, Советская, Полюс недоступности. Несколько позднее организована станция Лазарев, затем законсервированная, и вместо нее в 1961 году родилась Новолазаревская. В 1963 году вступила в действие станция Молодежная. Она станет гидрометеорологическим центром Советского Союза в Антарктиде. Здесь будет мощный радиоцентр, станция ракетного метеорологического зондирования атмосферы, разнообразный комплекс павильонов. В 1968 году в западной Антарктиде на острове Ватерлоо (Южные Шетландские острова) построена научно-исследовательская станция Беллинсгаузен.

Обо всем этом рассказано в разделе "Исследование Антарктиды". Здесь использована серия 1966 года художника Ю. Ряховского. Из марок этой серии мы узнаем, что нашими учеными составлен первый атлас Антарктиды. На карте, изображенной на марке, обозначены советские научно-исследовательские станции. На миниатюрах выпуска разных лет показаны техника, которой вооружены полярники, транспортные средства связи. Это и санно-тракторный поезд (№ 2920), и снегоход (№3320), и совершеннейшая аппаратура для изучения полярных сияний - фотокамера "С-180" (№ 2180). Мы видим, как на смену старым ледоколам пришли совершенные дизель-электроходы. Вот один из самых неустанных полярных тружеников "Обь" (№ 2919, 3318).

Филателистические материалы посвящены и новой полярной авиации. Здесь воздушные лайнеры "ИЛ-18", "АН-10", совершившие в 1961 году трансконтинентальный перелет из Москвы в Мирный (№ 2921).

В коллекции представлены конверты со спецгашениями 14-й советской антарктической экспедиции (1.1.69 г.), к шестнадцатилетию станции "Восток" (16.12.67 г.) и другие.

В разделе "Международное сотрудничество" использованы марки разных стран. Ведь сегодня тайны Антарктики постигают ученые СССР, Америки, Франции, Австралии, Бельгии, Аргентины, Чили... Здесь серийные выпуски к Международному геофизическому году.

Специальный раздел посвящен животному миру белого континента. Заключительный лист коллекции - "На страже северных рубежей".

Полярные исследования продолжаются. А значит, и тема, избранная Т. А. Абакумовой, будет углубляться, пополняясь новыми материалами. Сейчас Тамара Анатольевич готовит экспозицию к выставке "50 лет Союзу Советских Социалистических Республик". В нее будет включен новый раздел - "Заселение и освоение северных земель". Это рассказ о коренных народностях севера, полупивших свое самоопределение; о богатстве северных недр, о развитии промышленности; о стройках-гигантах, о рождении новых городов.

Составляется сценарии, идет отбор материалов. И нам хочется пожелать коллекционеру удачи в покорении новых филателистических высот.