Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Обратный адрес - станция Беллинсгаузен

Л. Мусатов, Обратный адрес - станция Беллинсгаузен. "Филателия СССР", 1968, № 9.

НЕБОЛЬШОЙ ЮЖНОПОЛЯРНЫЙ ОСТРОВ Ватерлоо вблизи Антарктического полуострова до последнего времени мало кто знал, кроме специалистов-географов да капитанов дальнего плавания. Теперь же его название довольно часто упоминается в газетах, журналах, передачах по радио. Узнали его и любители полярной филателии.

Дело в том, что на острове Ватерлоо участники 13-й Советской антарктической экспедиции создали новую южнополярную станцию "Беллинсгаузен". Названа она так в честь знаменитого русского мореплавателя Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, который вместе с другим известным мореплавателем нашей Родины, Михаилом Петровичем Лазаревым, во время кругосветного плавания на шлюпах "Восток" и "Мирный" в 1819-1821 годах открыл Антарктиду.

Это - первая советская южнополярная станция, которая расположена на западной Антарктике. Вначале станцию предполагали создать на побережье Антарктического полуострова, но во время плавания было решено построить ее на пустынном острове Ватерлоо, находящемся несколько севернее этого полуострова.

И вот в феврале 1968 года станция "Беллинсгаузен" была создана. На флагштоке взвился государственный флаг нашей Родины. Возглавил маленький коллектив из одиннадцати зимовщиков опытный полярный исследователь Арнольд Богданович Будрецкий.

Мне удалось связаться по радио с антарктической станцией "Беллинсгаузен".

Беседа заходит на тему полярной филателии. Арнольд Богданович Будрецкий, начальник станции, сообщил, что как только станция "Беллинсгаузен" была создана, на ней начали пользоваться почтовым штемпелем.

- Мы получили от советских и зарубежных филателистов несколько сот писем с просьбой погасить марки на конвертах почтовым штемпелем с датой открытия нашей станции. Производить гашение поручили младшему научному сотруднику Владимиру Заморуеву. Просьба филателистов была выполнена.

Вот как выглядит почтовый штемпель станции. В центре его - дата, вверху - пятиконечная звезда с изображением серпа и молота, а над ней буквы "СССР". Вокруг даты надпись: "Станция а Антарктике "Беллинсгаузен" (см. рис. конверта).

Во время плавания из Ленинграда один из сотрудников экспедиции сделал штамп, на котором изображена схематическая карта части Антарктиды. На месте, где расположена станция "Беллинсгаузен", - круг с пятиконечной звездой. Перед картой - экспедиционное судно и пингвин. Имеются надписи: вверху - "Советская антарктическая экспедиция 1968", внизу - "Беллинсгаузен". Для гашения использовалась черная краска (рис. 1).

Вся погашенная корреспонденция для отправки ее на родину и в зарубежные страны была передана первому помощнику капитана дизель-электрохода "Обь" Виктору Алексеевичу Ткачеву. И через моря и океаны письма отправились в Ленинград, Москву, Архангельск, Норильск, Новочеркасск и другие города.

Письма, полученные со станции "Беллинсгаузен", погашены почтовым штемпелем с надписью: "Станция в Антарктике "Беллинсгаузен". Между тем первоначальный текст почтового штемпеля был несколько иным, а именно: "Новая станция в Антарктике "Беллинсгаузен" (рис. 2).
В беседе по радио я обратился к Арнольду Богдановичу с просьбой разъяснить этот филателистический казус.

- За несколько дней до отплытия из Ленинграда в Антарктику, - сказал А. Б. Будрецкий, - мне был вручен почтовый штемпель с надписью: "Новая станция в Антарктике "Беллинсгаузен". Однако слово "новая" вызвало серьезные возражения, так как в Антарктике могут быть созданы в будущем и другие станции. И слово "новая" на штемпеле пришлось изъять. Вся корреспонденция гасилась исправленным штемпелем. Может быть, у некоторых любителей филателии и окажется конверт с гашением, где сохранилось слово "новая". Однако это гашение нужно считать пробным.

Участники экспедиции во время длительного рейса отправляли корреспонденцию и с дизель-электрохода "Обь". На таких письмах на конверте с левой стороны ставился штамп с изображением пингвинов на фоне антарктического пейзажа, а внизу надпись: Sowiet antarctic expedition" В правом нижнем углу - штамп: "13 САЭ ст. Беллинсгаузен"). Конверт штемпелевался и с обратной стороны. На оттиске мы видим карту Антарктиды и экспедиционное судно. Вокруг надпись: "Советская антарктическая экспедиция. д/э "Обь" (рис. 3). Штемпеля и штампы на конвертах, отправленных с дизель-электрохода, синего цвета.

И в заключение еще об одном штемпеле с названием станции "Беллинсгаузен". Передо мной обыкновенный конверт голубого цвета. В правом верхнем углу на нем наклеена хорошо известная всем филателистам сорокакопеечная почтовая марка с картой Антарктиды. Интересно, что эта марка погашена штемпелем с надписью: "Антарктида Беллинсгаузен". В центре флаг Страны Советов над льдами Антарктики и дата. Вверху лента с изображением на ней пятиконечной звезды и букв "СССР". Оттиск лиловато-синего цвета. Обращает на себя внимание дата- 15.4.59 (рис. 4). Мне удалось выяснить, что этот штемпель подлинный, почтовый. В 1959 году станцию "Беллинсгаузен" предполагали создать на берегу Антарктического полуострова. Для гашения корреспонденции на этой станции изготовили почтовый штемпель. Однако организация станции "Беллинсгаузен" была отложена. Естественно, ее почтовый штемпель не функционировал. Значит, конверт, марка на котором погашена этим штемпелем, пробный. На южнополярной станции "Беллинсгаузен" сейчас действует только один почтовый штемпель. Однако в коллекциях любителей полярной филателии могут быть также оттиски еще двух штемпелей с названием станции.

Л. Мусатов, 
действительный член Географического общества СССР,
почетный полярник