«Антарктида – Северный полюс»

Е. Миловидов. «Антарктида – Северный полюс». Филателия СССР. 1977. №3. Стр. 8-9

Наш корреспондент Е. Миловидов посетил Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт в Ленинграде и беседовал с его директором А. Ф. Трешниковым, заместителем начальника высокоширотной воздушной экспедиции «Север» В. М. Рогачевым и заместителем начальника Советской антарктической экспедиции (САЭ) X. Г. Буняком.


Корреспондент. Алексей Федорович, помимо вопросов, связанных с почтовыми операциями, филателистам будет интересно узнать о самой САЭ.

А. Трешников. С 1955 года корабли САЭ ежегодно отправляются к берегам шестого континента. Сейчас там работает одна из крупнейших наших экспедиций 22-я САЭ, в которой принимают участие около 500 человек. Половина из них — зимовщики, сменившие состав антарктических станций 21-й САЭ, и примерно 250 человек составляет сезонный отряд, который будет работать в течение одного антарктического лета.

Зимовщиков всех станций возглавляет кандидат географических наук, начальник антарктического метеорологического центра «Молодежная» Леонид Дубровин. На «Молодежной» имеется вычислительный центр, оборудованный ЭВМ «Минск-32». Сюда идет непрерывный поток сведений о погоде со всего южного полушария, а также передаются карты погоды полярного юга нашей планеты во все метеорологические центры Земли и на корабли, находящиеся в океане.

Корреспондент. Известно, что вся корреспонденция на дрейфующих станциях «Северный Полюс» и в Антарктиду идет через ААНИИ. Есть ли специальные работники, занимающиеся обработкой этой корреспонденции?

A. Трешников. Такой штатной единицы институт не имеет. Весь труд по сортировке, упаковке и отправке писем ложится на плечи сотрудников подразделений института. Я бы сказал, что это тяжкий труд. Филателистическая корреспонденция идет целыми мешками, приходится разбирать тысячи писем.

Как правило, начальник станции передает штемпель радистам, и они штемпелюют конверты. Изо дня в день вручную ставятся тысячи штемпелей, а ведь есть еще и основная работа.

B. Рогачев. Некоторые филателисты, и таких немало, теряют всякое чувство меры, посылают для гашения по несколько десятков конвертов, да еще сопровождают их целым рядом просьб и указаний, которые и читать-то нашим радистам некогда.

Присылают по 20, 30 и 50 конвертов. Думается, это не укладывается в рамки обмена, так как обычно обмен, насколько нам известно, ведется с двумя-тремя лицами. Мы усматриваем в этом корыстные цели.

A. Трешников. Из года в год растет число любителей полярной филателии, соответственно и количество филателистической корреспонденции. Поэтому мы вынуждены ввести некоторые ограничения. В последующих наших экспедициях будем гасить не более 2—3 конвертов для одного лица.

Корреспондент. Каковы обычные сроки прохождения корреспонденции на СП и антарктических станциях?

B. Рогачев. Полеты на дрейфующие станции СП, как правило, совершаются весной (март, апрель) и осенью (октябрь, ноябрь), то есть в периоды наиболее благоприятные для смены состава станций и завоза всего необходимого для их деятельности.

X. Буняк. В Антарктиду корабли отправляются один раз в году — осенью (октябрь, ноябрь) и даже зимой (декабрь, январь), обратно они приходят весной следующего года. С ними и идет корреспонденция. Однако есть одно «но». Приход корабля на антарктическую станцию это не только радость встречи с земляками, но и тяжелый труд по разгрузке корабля, сдача станции прибывшей смене и т. д. Тут бывает и не до писем коллекционеров, так что порой остаются они зимовать вместе с радистами. Таким образом, послав письма, скажем, в октябре 1976 года, филателисты могут получить ответ весной 1978 года. Все зависит от обстоятельств, и поэтому не надо бить тревогу и строчить жалобы на пропажу писем, а нужно ждать.

Корреспондент. Расскажите, пожалуйста, что нового ожидает в этом году любителей полярной филателии.

А. Трешников. Об этом лучше всего вам расскажут Харитон Григорьевич и Вячеслав Михайлович.

X. Буняк. Прежде всего на всех антарктических станциях 22-й САЭ будет произведена смена почтовых штемпелей. Штемпеля, применяющиеся сейчас, были изготовлены в 1955—1958 годах, они сильно износились. Новые штемпеля, изготовленные Министерством связи в 1973 году, начала применять только 22-я САЭ. Все штемпеля круглые, диаметром 30 мм, одного типа. Для сезонной станции Дружная также изготовлен почтовый штемпель.

В. Рогачев. На дрейфующих станциях «СП-22» и «СП-23» почтовых штемпеля остаются прежними.

X. Буняк. Филателистов, вероятно, будет интересовать наименование кораблей, принимающих участие в 22-й САЭ, на какие станции они будут заходить, а также фамилии начальников станций.

Научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» посетит Молодежную (Л. Дубровин), Мирный (В. Сидоров), Ленинградскую (И. Корженевский); научно-исследовательское судно «Профессор Зубов» — Беллинсгаузен (О. Струин), Молодежную; теплоход «Башкирия» — Мирный, Молодежную; теплоход «Эстония» — Дружную (В. Масолов), Мирный, Молодежную; дизель-электроход «Капитан Готский» — Дружную, Мирный; дизель-электроход «Пенжина» — Дружную, Молодежную, Мирный, Новолазаревскую (Ю. Евтодьев); танкер «Геленджик» — Беллинсгаузен, Мирный, Молодежная. Начальник станции Восток — Ю. Зусман.

В. Рогачев. На дрейфующих станциях также произошла смена зимовщиков. Начальником СП-22 назначен Н. Виноградов, СП-23—В. Пигузов.

Корреспондент. Алексей Федорович, после стольких упреков в адрес филателистов, как-то неудобно спрашивать, как вы к ним относитесь, и все же...

А. Трешников. Очень уж много хлопот доставляют нам любители полярной филателии, но по мере возможности мы выполняем их просьбы. Будем надеяться, что и филателисты учтут все наши трудности.