Химическая символика на марках

С. Дьякович. Химическая символика на марках. Филателия СССР. 1976. №5. Стр. 16-17

«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие», — сказал один из основоположников современной научной химии М. В. Ломоносов, произнося «Слово о пользе химии» в публичном собрании Академии наук. Сегодня справедливость этих слов очевидна для любого человека, ибо химия охватывает почти все области практической деятельности.

Предлагаем вашему вниманию статью доцента кафедры химии Новосибирского педагогического института, заслуженного учителя школы РСФСР С. Дьяковича, которая является продолжением публикации «Великое открытие» в № 8 за 1970 год.

Д. И. Менделеев, называя химический язык международным языком, отмечал, что формулы рассказывают химику целую историю вещества.

Первыми советскими марками с химическими символами следует считать серию, изданную в 1934 году к 100-летию со дня рождения Д. И. Менделеева (№ 463—466). На одной из них на фоне периодической таблицы химических элементов мы видим портрет великого ученого. Можно также прочесть химические знаки элементов, составляющих первую группу системы. Но эта группа на марке не разбита на подгруппы щелочных металлов и меди. Отсутствует и обозначение последнего в подгруппе щелочных металлов элемента — астата. Реально один из изотопов этого элемента был получен лишь в 1940 году. На этих марках можно прочесть по два химических знака из II, III и VIII групп и один (углерод) — из IV. Полностью приведены элементы, составляющие главную подгруппу VIII группы — инертные газы,— которая на марке обозначена как нулевая. Подгруппу инертных газов в современной периодической таблице заключает элемент радон. Интересно, что на марке приведено необычное для элемента обозначение Em — эманация. Этот элемент первоначально так назывался по предложению Резерфорда. Позднее название было изменено на «эманация радия», так как радон выделяется при радиоактивном распаде радия. Наконец за элементом закрепилось название «радон» и символ Rn.

В 1962 году к 150-летию со дня рождения выдающегося русского химика Н. Н. Зинина (1812—1880) появилась марка № 2655, которая познакомила коллекционеров с еще одной химической формулой важного органического соединения, лежащего в основе анилинокрасочной промышленности,— анилина. Это вещество впервые было получено Зиминым в 1842 году восстановлением нитробензола. Благодаря простоте реакции, доступности нитробензола, синтез Зинина сделал возможным получение анилина в широких промышленных масштабах.

В 1965 году в Москве проходил XX Международный конгресс теоретической и прикладной химии (ЮПАК). ЭТО событие" было ознаменовано выпуском почтовой марки № 3218, на которой в левом верхнем углу приведено изображение эмблемы конгресса с текстом на английском языке: «XX ЮПАК. Москва. 1965». Любопытно, что слова «IVPAC» и «MOSCOW» составлены из химических символов: I — иод, v — уран, Р — фосфор, Ас — актиний; Мо — молибден, Sc — скандий, О — кислород, W — вольфрам. Эти химические знаки вписаны в отдельные клетки, как в менделеевской таблице. В нижнем углу слева мы видим изображение кристаллической решетки вещества, которое почему-то в нашем каталоге названо «структурной формулой химического элемента». Структурные формулы имеют сложные вещества, у химического же элемента ее нет.

В августе 1965 года вышла большая серия марок «Создание материально-технической базы коммунизма». Трехкопеечная марка этой серии посвящена современным достижениям химии. На ней можно увидеть фрагмент формулы высокомолекулярного синтетического соединения, включающего ароматические ядра,— полиакрилата, очень жаростойкого полимера.

Интересна марка № 3661, выпущенная к 50-летию Института общей и неорганической химии имени Н. С. Курнакова. Главные направления работ этого института, созданного в первые годы Советской власти,— физико-химический анализ и химия комплексных соединений. Поэтому не случайно на марке мы видим структурную формулу комплексного аниона, впервые полученного и исследованного в этом институте. Анион имеет такую формулу: [Re2Xfl]2, где под. знаком «X» подразумеваются какие-то группы атомов, входящие в комплекс. И опять в каталоге ЦФА при описании этой марки допущена ошибка: знак «X» дан строчной буквой, обозначение заряда аниона включено в квадратные скобки (одна скобка лишняя).

Интересную химическую информацию содержат марка и блок (№ 3761, 3762), выпущенные в 1969 году в связи со 100-летием Периодического закона. На марке приведена запись химических знаков трех элементов с поправками, сделанными Д. И. Менделеевым, подтверждающими действенность и предсказательную силу открытого им закона. Фоном блока служит последний вариант таблицы, озаглавленной «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве».

Химическая символика встречается и на советских марках № 2601, 2774, 3631. В 1975 году в серии, посвященной 58-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, появилась марка, на которой дана панорама Невинномысского химического комбината и крупно выписаны формулы солей — нитрата аммония, дигидрофосфата аммония и хлорида калия — главных компонентов важнейших минеральных удобрений.

Химические знаки и формулы можно найти и на почтовых марках других стран.

Филателистам хорошо известна большая венгерская серия 1954 года, посвященная выдающимся ученым Венгрии. На одной из марок приведена формула сероокиси углерода. Венгерский химик Тан Карой (1834—1904) получил это вещество в 1867 году, пропуская пары серы и окиси углерода через накаленные трубки.

На марке ФРГ 1965 года начертана структурная формула бензола. Выпущена она в связи с 100-летием установления циклической формулы этого вещества химиком Фридрихом Августом Кекуле (1829—1896). Формулой, предложенной Кекуле, пользуются и сейчас все химики мира.

На бельгийской марке 1971 года, выпущенной в связи с 50-летием получения инсулина в очищенном виде, дана его структурная формула.

Собранные вместе, эти марки составят особый раздел коллекции «Химия на марках»