Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Парусный флот России

В. Орлов. "Парусный флот России". "Филателия СССР", 1971, №9, стр. 22-23

ПАРУСНЫЕ КОРАБЛИ СОСТАВЛЯЮТ целую эпоху в героической истории отечественного флота. Одержав первую внушительную победу над шведами в Гангутском морском сражении в 1714 году, русский флот вывел свою страну в ряд могущественных морских держав. Затем были знаменитое Чесменское сражение в 1770 году, взятие морской Крепости Корфу в 1790 году, Тендровское сражение в 1790 году, когда Черноморский флот под командованием адмирала Ф. Ф. Ушакова одержал блестящую победу над турецким флотом, Афонское а 1807 год, знаменитое Синопское, прославившие русский флот, его талантливых флотоводцев и доблестных моряков.

На протяжении своей более чем двухвековой истории отечественный регулярный флот принял участие в 24 крупных морских сражениях, из которых выиграл 23 (кроме Цусимского). Один только адмирал Ф. Ф. Ушаков участвовал в 43 морских боях и одержал в них 43 победы. И все это - на парусных кораблях.

Но история парусного флота это не только блистательные победы русского оружия на море. Это и морская романтика, и верность вековым флотским традициям, и беззаветная любовь к Родине.

Много внимания развитию парусного флота - разумеется, не военного, а спортивного, призванного воспитывать лучшие морские качества у будущих моряков, - уделяется и теперь.

Продолжая начатое в 1970 году издание многосерийных выпусков, посвященных истории отечественного военно-морского флота, Министерство связи СССР подготовило интересную серию марок с изображением наиболее знаменитых парусных кораблей военно-морского флота (художник В. В. Завьялов). На первой марке (номинал 1 коп.) новой серии изображен "дедушка русского флота" ботик Петра I, бережно хранимый и ныне в Центральном военно-морском музее t Ленинграде. Это на нем юный Петр совершил первое плавание, возбудившее в нем любовь и привязанность к корабельному делу на всю жизнь.

Интересно, что на всех марках этой серии указан год спуска на воду изображенного на них корабля. На марке же с изображением ботика значится: "1723 г.", хотя, как известно, он был построен в 1687 году.

30 августа 1721 года после убедительной и окончательной победы России над шведами в Северной войне, длившейся 21 год, был подписан так называемый Ништадский договор. Празднуя вторую годовщину этой великой победы, Петр I решил отметить знаменательное историческое событие большим морским парадом, в котором участвовали 20 линейных кораблей, фрегат и более мелкие суда.

"Гвоздем" парада был исторический ботик. Это произошло в 1723 году, о чем и сообщает почтовая миниатюра. Кроме того, на ботике мы видим семь человек. Кто они? Оказывается, это конкретные исторические лица: Петр I, генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, князь А. Д. Меншиков, вице-адмиралы П. Сивере, П. Гордон, Н. Сенявин, Т. Сандерс.

Пользуясь своим "потешным" ботиком при обходе кораблей на параде, Петр хотел тем самым особо отметить взаимосвязь между первоначальными двоими занятиями корабельным делом и представленными на параде мощными парусными кораблями, завершающими родословную российского флота. Следует заметить, что к тому времени Балтийский военно-морской флот России был сильнейшим в этом районе. Он состоял из 48 линейных кораблей и фрегатов, около 790 галер и других судов, а численность их экипажей составляла 28 000 человек.

Первенцем русского военно-морского парусного флота по праву считается трехмачтовый корабль "Орел", изображенный на следующей марке новой серии. Он был построен по указу царя Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда, вблизи впадения Москвы-реки в Оку. Строительство проводилось под руководством боярина Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина (1605-1681), хорошо известного филателистам по марке № 2205 и блоку № 2214, посвященных ему как организатору первой почтовой связи России. Известно также, что строили этот парусный корабль талантливые русские мастера Яков Полуектов и подьячий Степан Петров и что был он спущен на воду в 1668 году.

С кораблем "Орел" связана одна очень важная веха в истории отечественного флота. Впервые корабельная служба на "Орле" была регламентирована точными правилами, известными под названием "34 статьи артикульных". Впоследствии эти правила легли в основу петровского Морского устава.

В мае 1669 года "Орел" из Дединово направился в Астрахань, где принял на себя охрану русских торговых судов на Каспийском море. Однако его боевая служба длилась недолго. В июне 1670 года корабль был сожжен казаками Степана Разина.

На марке номиналом 10 копеек изображена "Полтана"- первый линейный корабль русского флота на Балтийском море. Построен в 1709 году на первой судоверфи Санкт-Петербурга, основанной в 1705 году и именовавшейся Главным адмиралтейством. Его строил талантливый корабельный мастер Федосей Скляев под руководством и при личном участии Петра I, Это был для своего времени мощный военный корабль, обладавший неплохими мореходными качествами и первоклассным артиллерийским вооружением. Марка дает представление и о новом военно-морском флаге, введенном Петром в 1712 году. Это Андреевский флаг с "висящим" крестом. "Полтаве" была шедевром корабельной архитектуры. На марке мы видим высокую корму "Полтавы", украшенную замечательной резьбой, представляющей аллегорическое изображение подвига русской армии в Полтавской битве.

"Полтава" участвовала во многих морских боях и состояла на службе вплоть до 1732 года.

На марке номиналом 12 копеек показан любимец Петра I, линейный двухпалубный 64-пушечный корабль петровского флота "Ингерманланд", построенный а 1715 году под руководством корабельного мастера Р. Козенца. 5 августа 1716 года на грот-мачте "Ингерманланда" взвился императорский штандарт Петра, командовавшего тогда объединенным русско-англо-голландско-датским флотом. Так "Ингерманланд" оказался флагманом соединенных эскадр четырех государств.

Начало второй половины прошлого века характерно тем, что парусные корабли, исчерпав свои боевые возможности, стали уступать свое место паровому флоту. Военно-морскую серию 1971 года замыкает марка (номинал 1-й коп.) с изображением колесного пароходо-фрегата "Владимир", оснащенного также и парусами. Он был тем кораблем в военно-морской истории, экипаж которого впервые в мире вступил в бой с подобным кораблем противника (турецкий 10-пушечный пароход "Перваз-Бахри"- "Владыка морей") и одержал над ним победу (5.XI/853 г.). Марка, посвященная "Владимиру", документирует в филателии переход от парусного к паровому флоту.