Самолеты, опаленные войной

Л. Эгенбург. "Самолеты, опаленные войной". "Филателия СССР", 1971, № 6, стр. 19-21

На листке календаря неизгладимая в памяти дата: "22 июня". Тридцать лет назад вторая мировая война ворвалась на нашу землю. Эта война явилась суровым испытанием не только для советского народа, но и для всей Советской Армии, в том числе и для такого важного ее рода войск, как авиация.

Каким же самолетам суждено было пройти через это боевое крещение?
Какие почтовые марки увековечили типы машин, принимавших участие в воздушных сражениях тех лет?
На эти вопросы отвечает в своей статье опытный коллекционер, собирающий "авиацию на марках",

Л. И. ЭГЕНБУРГ.

Передо мною две марки. Одна из них вышла в 1954 году (№ 1786) и посвящена 50-летию со дня рождения B. И. Чкалова. Вторая появилась в 1969 году. На ней дважды Герой Советского Союза С. Грицевец.

В моем альбоме эти марки оказались рядом. И вот почему. На одной изображен истребитель "И-16", созданный Н. Н. Поликарповым еще в тридцатых годах. На Другой- летчик-испытатель, который 18 февраля 1934 года впервые поднял его в воздух.

"И-16" - машина легкая, небольшая. Размах крыла - 9 метров, длина - 6 метров, в последней модификации он имел скорость 525 км/час. Именно на этом самолете C. Грицсосц сражался о небе Испании и на Халхин-Голе.

Другой наш прославленный летчик, также дважды Герой Советского Союза Б. Сафонов проявил на "И-16" чудеса храбрости над морскими просторами севера нашей Родины, защищая от вражеских самолетов караваны судов в годы Великой Отечественной войны (№ 967).

22 декабря 1930 года М. М. Громов впервые поднял в воздух тяжелый по тем временам бомбардировщик "ТБ-3" (АНТ-6), взлетный вес которого составлял 21 тонну. На этом самолете были установлены моторы, позволявшие развивать скорость до 288 км/час. "ТБ-3" использовался в боевых действиях у озера Хасан, на реке Халхин-Гол, в войне с белофиннами, в первый период Великой Отечественной войны как ночной бомбардировщик и как военно-транспортный самолет. Представление о ветеране наших бомбардировщиков можно получить, познакомившись с марками №№ 599, 680, 619-622, 835.

В 1936 году был построен другой бомбардировщик - "ДБ-3", детище прославленного конструктора С. В. Ильюшина. Он уже развивал скорость до 390 км/час и стал основным советским дальним бомбардировщиком, успешно действовавшим в течение всей Великой Отечественной войны. Его также знают под названием "ИЛ-4" (№№ 1027, 1071).

В 1927 году появился двухместный биплан "У-2", переименованный после смерти его конструктора в "ПО-2" (Поликарпов-2). "ПО-2" в течение почти двадцати лет являлся основным учебным самолетом нашей авиации. В период Великой Отечественной войны он был модифицирован в ночной легкий бомбардировщик. Полетный вес
самолета составлял 980 кг. Скорость - 146 км/час. Изображение "ПО-2" встречается на советских марках №№ 1032, 1072, а также на одной из марок Болгарии (№ 901 по каталогу "Ивер").

Особое место среди боевых самолетов принадлежит штурмовикам "ИЛ-2". Ни одна страна в мире, кроме Советского Союза, не имела такого самолета и ни один самолет в мире до тех пор не строился в таких количествах. К концу войны в СССР было построено более 39 тысяч этих машин.

Фашисты прозвали штурмовик "черной смертью", а у нас его называли "летающим танком". И не напрасно. Достаточно сказать, что при общем полетном весе 6 тонн, броня самолета весила 700 кг. Толщина броневых листов составляла от 4 до 7 мм.

Самолет "ИЛ-2" имел скорость 470 км/час и нес бомбовую нагрузку до 600 кг. На нем были 2 пушки, 2 пулемета, установки реактивных снарядов. С 1943 года он применял кумулятивные противотанковые бомбы. Благодаря своим качествам самолет "ИЛ-2" сделался мощным средством борьбы с наземными войсками, особенно с танками. Штурмовик "ИЛ-2" изображен на советских марках № 1026 и 1069, а также на авиапочтовой марке Румынии (№ 47 по каталогу "Ивер").

В конце 1939 года конструкторская группа под руководством А. И. Микояна и М. И. Гуревича создает высотный истребитель МИГ-1, который в 1940 году был модернизирован и запущен в серийное производство под названием "МИГ-3".

На высоте 7000 м самолет развивал рекордную по тому времени скорость 650 км/час. Полетный вес его составлял 3350 кг. Без преувеличения можно сказать, что "МИГ-3" был самым удачным поршневым истребителем противоздушной обороны. Контуры "МИГ-3" изображены на марке, выпущенной Министерством связи в декабре 1969 года в честь 30-летия опытного конструкторского бюро "МИГ".

В 1943 году на основе истребителя "ЯК-1" А. С. Яковлевым был создан самый легкий и маневренный в мире истребитель "ЯК-3". Он весил всего 2650 кг. С мотором ВК-105ПФ "ЯК-3" развивал скорость 660 км/час, а с новым мотором ВК-107А-720 км/час. В 1944 году "ЯК-3" с мотором ВК-108 развил скорость 745 км/час - самую высокую для советских поршневых самолетов.

По просьбе французских летчиков, приехавших на советско-германский фронт, их эскадрилью вооружили истребителями "ЯК-3", на которых они успешно сражались с фашистами. Истребитель "ЯК-3" встречается на советских марках №№ 1030, 1066 и на одной французской марке 1969 года.

Кроме того, поршневые истребители "ЯК" изображены на марках №№ 1182, 1132А, 1183 и 1183А в серии 1947 года, посвященной Дню Воздушного Флота СССР. Марки с точно такими же рисунками были выпущены в следующем, 1948 году под номерами 1323, 1324 и 1324А. Они имеют надпечатку: "Июль 1948 года".

В 1942 году запущен в серийное производство качественно новый истребитель "ЛА-5" конструкции С. А. Лавочкина. В 1943 году на фронте появляется его модификация - истребитель "ЛА-7", развивающий скорость 680 км/час. Вес "ЛА-7" составлял 3265 кг, а дальность полета достигала 635 км, потолок- 10 км. "ЛА-7" изображен на двух советских марках (№ 1029, 1945 г. и № 1073, 1946 г.), а также на одной из марок КНДР (№ 573 по каталогу "Ивер"), выпущенной в 1965 году.

Этим самолетам довелось сражаться с первыми реактивными самолетами. В 1945 году И. Кожедуб на "ЛА-7" сбил немецкий реактивный истребитель "МЕ-262", а в начале 50-х годов корейские летчики на "ЛА-7" успешно противоборствовали американским реактивным истребителям "Локхид F-80". Эпизод одного из таких боев изображен на корейской марке № 573.

В 1939 году запущен в серию тяжелый дальний бомбардировщик "ПЕ-8" ("ТБ-7") конструкции В. М. Петлякова с четырьмя моторами АМ-35А. "ПЕ-8" был первым высотным бомбардировщиком дальнего действия, предопределившим пути развития этого класса боевых машин на много лет вперед. В начале 1941 года на "ПЕ-8" установили новые авиационные дизели М-ЗОБ конструкции А. Д. Чаромского. С ними самолет при нагрузке 2000 кг обладал дальностью полета 7820 км при взлетном весе 31 000 кг.
"ПЕ-8" изображен, на двух советских марках №№ 1025 и 1068.

Основу советской бомбардировочной авиации ближнего действия в 40-х годах составляли пикирующие бомбардировщики "ПЕ-2" конструкции В. М. Петлякова. Первые месяцы войны эти самолеты были практически неуязвимы для немецких истребителей. Выпущенный а 1940 году с моторами М-105Р, самолет "ПЕ-2" развивал скорость 540 км/час, превышающую скорость истребителей, при собственном весе 8,5 тонны. Для защиты от истребителей противника экипаж располагал пятью пулеметами, которые обслуживались летчиком, штурманом и стрелком-радистом. Пикирующий бомбардировщик "ПЕ-2" выполнял прицельное поражение точечных целей. На "ПЕ-2" летало много героев-летчиков, среди них выдающийся мастер пикирующих ударов генерал И. Полбин. В филателии пикировщик "ПЕ-2" представлен на советских марках №№ 1024 и 1280. Кроме того, изображение "ПЕ-2" встречается на румынской авиапочтовой марке (№ 48 по каталогу "Ивер").

В 1942 году прошел фронтовые испытания бомбардировщик "ТУ-2" А. Н. Туполева с двумя моторами АШ-82ФН мощностью по 1850 л. с. С этими моторами самолет развивал скорость 547 км/час с бомбовой нагрузкой в 3 тонны. Дальность его полета была 2100 км. "ТУ-2" имел экипаж из четырех человек и мощное стрелково-пушечное вооружение. В отличие от "ПЕ-2", которых было выпущено около 11,5 тысячи машин, "ТУ-2" выпускался в ограниченной серии. Было построено немногим более 2,5 тысячи самолетов. Бомбардировщик "ТУ-2" встречается только на двух советских марках (№№ 1028 и 1070).

В результате большой многолетней работы советские самолетостроители создали боевые машины различных классов, на которых наши летчики сумели противостоять фашистской авиации, а с 1943 года завоевали безраздельное господство в воздухе и удерживали его до конца войны.

Пользуясь возможностями филателии, можно представить себе историю развития авиации вообще и боевых самолетов периода Великой Отечественной войны 8 частности. Разумеется, данный обзор боевой авиации того времени не претендует на полноту, да это и невозможно, так как далеко не все военные самолеты того времени нашли отражение в филателии. Например, бомбардировщик "СБ", истребители "ЛАГГ-3", "ЯКИ", "И-153" и некоторые другие не попали на марки.