Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Часовые неба

Л. Эгенбург. Часовые неба. Филателия СССР. 1976. №9. Стр. 8-9


Штурмовик Ил-2

Бронированный штурмовик БШ-2 (ЦКБ-55) коллектив С. Ильюшина создал в 1938 году. Это самолет с мощным наступательным вооружением для поддержки действий наземных войск. Испытания его в 1939 году проводил В. Коккинаки. С 1940 года авиапромышленность стала серийно выпускать штурмовик Ил-2 (ЦКБ-57). Первый вылет на ЦКБ-57 В. Коккинаки осуществил 12 октября 1940 года.

По схеме это классический моноплан с убирающимся шасси. Вооружение; пушки и пулеметы в крыле, бомбоотсек в центроплане. Самолет мог нести ракетные снаряды РС-82. С мотором АМ-35 одноместный Ил-2 развивал скорость до 400 км/час.

Применение Ил-2 в первый период войны подтвердило его эффективность как штурмовика, но в то же время выявилась незащищенность задней полусферы кабины. С 1942 года Ил-2 начали выпускать с кабиной и для стрелка обороны заднего сектора, вооруженного пулеметом на турели.

По числу выпущенных самолетов Ил-2 стал «рекордсменом» — было построено свыше 36 000 машин. На самолетах Ил-2 советские летчики совершили много боевых подвигов. Изображения Ил-2 встречаются на советских марках № 990 (август 1945 г.), № 1033 (апрель 1946 г.), а также на двух почтовых конвертах, выпущенных 12 мая 1970 года и 9 апреля 1973 года.

Истребители Як-9 и Як-3

Самолеты Як-9 конструкции А. Яковлева в годы Великой Отечественной войны пользовались большой любовью советских летчиков.

В 1942 году на Як-7Б заменили ряд деревянных деталей металлическими, разместили дополнительные баки в крыле, усилили вооружение. Самолет стал называться Як-7ДИ, а в серийном производстве — Як-9. Его скорость достигала 570 км/час, потолок полета — 11 000 метров.

Як-9 впервые участвовал в боевых действиях под Сталинградом, сразу продемонстрировав свое превосходство над немецкими истребителями. Были построены различные модификации этого самолета: Як-9Д (дальний), Як-9ДД (истребитель сопровождения), Як-9Т (с пушкой калибра 37 мм), Як-9К (с пушкой калибра 45 мм), Як-9У (с усиленным вооружением и новым мотором ВК-107А вместо ВК-105ПФ), Як-9Р и Як-9УФ (разведчики).

Всего было построено около 17 000 самолетов Як-9 в различных модификациях.

Для ведения наступательных воздушных боев на средних высотах в середине 1943 года у самолета Як-1М были улучшены аэродинамические качества, снижен вес, и он стал серийно выпускаться под маркой Як-3. На испытаниях в начале 1944 года Як-3 развил скорость 720 км/час. на высоте 5750 метров.

Истребители Як-3 впервые появились на фронте перед битвой на Курской дуге. Известен один из боев 16 июля 1944 года с участием 18 самолетов Як-3 против 30 фашистских истребителей. Наши летчики сбили 15 самолетов противника, не потеряв ни одного своего.

Когда французским летчикам из полка «Нормандия — Неман» предоставили возможность выбрать советские, американские или английские истребители, они выбрали Як-3. Всего было построено около 5000 этих самолетов.

Самолет Як-9 и Як-3 встречаются на следующих марках: № 994, 995, 1030, 1038, 3542. Яки изображены на авиапочтовой карточке, выпущенной 8 июня 1972 года в честь 30-летия полка «Нормандия — Неман», а также на французской почтовой марке № 1606 (по каталогу «Ивер»).

5 октября 1971 года издательством «Советская Россия» выпущена серия немаркированных открыток, на одной из которых изображен монумент боевой славы бесстрашным защитникам московского неба в Великой Отечественной войне. На монументе установлен истребитель Як-3.