Фотопамять Евгения Халдея

С. Леонидов. Фотопамять Евгения Халдея. "Филателия СССР". 1978. №11. Стр. 14-17

С того дня, когда в сумерках октябрьской ночи семнадцатого года прогремел выстрел "Авроры", в историю нашего государства вписано немало славных героических страниц.

Ярчайшая из них - Великая Отечественная война. В смертельной схватке с врагом наша страна сумела не только выстоять, но и разгромить его, принеся долгожданную свободу народам Европы. Сплоченные вокруг Коммунистической партии, советские люди еще раз продемонстрировали всему миру непобедимость идей Октября. Идей гуманизма, мира и правды.

О войне 1941-1945 годов -жесточайшей их всех, что знала история, - написаны тысячи книг, поставлены сотни кинофильмов. С затаенным дыханием слушает молодежь воспоминания седых ветеранов. С особым волнением рассматриваешь фотографии военного времени, запечатлевшие уходящих на передовую ополченцев, стремительные танковые прорывы, короткие минуты отдыха между боями. Снимки далеких лет бередят сердце тем, кто пережил войну. А для людей послевоенного поколения фотографии эти - свидетельства подвига советского народа-победителя.

Четыре года находился на фронте военный фотокорреспондент ТАСС Евгений Халдей. Помните песенку о военных журналистах, шагавших по фронтовым дорогам "с "лейкой" и блокнотом".

Это и о нем, о Халдее.

Стал хрестоматийным, вошел в учебники истории самый первый военный кадр Халдея: Москва, полдень 22 июня 1941 года. Жители города слушают по радио сообщение о нападении фашистской Германии на Советский Союз.

Войну он встретил в столице. Но уже через две недели с тассовским удостоверением фотокора вылетел в Мурманск. В заполярном краю снимал отважных моряков, подводников, летчиков, артиллеристов. Затем Новороссийск, героическая оборона Малой земли Освобождение Румынии и Болгарии, Югославии и Венгрии. Бои за Будапешт, Вену, наконец, заключительная Берлинская битва. Все это запечатлел объектив.

В квартире Халдея поражает множество фотографий. На стеллажах - бесконечные ряды альбомов. Лишь в одном не найти фотоснимков. В нем - почтовые марки разных стран, рассказывающие о войне. Содержимое кляссера имеет непосредственное отношение к творчеству фотожурналиста.

- Филателистом я стал недавно, - говорит Евгений Ананьевич. - Несколько лет назад приехал в Потсдам, где летом 1945 года проходила конференция глав правительств Советского Союза, США и Великобритании. Спустя почти тридцать лет телевидение ГДР готовило фильм о ней. Мне довелось снимать участников конференции, но я не мог предполагать, что одна из фотографий станет сюжетом почтовой марки.

В замке Цецилиенхоф, где проходили заседания конференции, немецкие друзья преподнесли советскому гостю неожиданный подарок - сцепку из трех почтовых марок, выпущенную в ГДР по случаю 25-летия подписания Потсдамского соглашения. Слева на сцепке - вид старого замка (теперь в нем мемориальный музей), справа - обложка брошюры "Потсдамское соглашение" с текстом на четырех языках. А в центре, на третьей миниатюре - фото, запечатлевшее заключительный момент подписания соглашения. За круглым столом с флажками союзных держав - СССР, США и Англии расположились правительственные делегации трех стран.

Этот почтовый выпуск Е. Халдей первым положил в альбом. Так родилась тема - "Священная война". Многие марки пополняют пока еще скромную коллекцию. Некоторые из них самим своим рождением обязаны фотоснимкам. И нет ничего удивительного в том, что они стали наиболее памятными и дорогими для их обладателя.

Марка, числящаяся в каталоге под номером 926, издана в 1944 году, посвящена дважды Герою Советского Союза летчику морской авиации гвардии подполковнику Б. Ф. Сафонову. На ней - эпизод воздушного поединка и портрет героя, созданный художником И. Дубасовым по фотографии Е. Халдея. Евгений Ананьевич хорошо знал смелого аса, сбившего двадцать два вражеских самолета. Был потрясен, узнав, что из очередного боевого задания Борис не вернулся...

Марки мы называем плакатами в миниатюре. Справедливо сказано. Но - удивительное дело! - пока разглядывал марки в сером кляссере и переводил взгляд на снимки, расклеенные в альбомах и развешанные по стенам, меня не покидало ощущение того, что плакатный лаконизм почтовой миниатюры куда-то отступил на второй план. А во всю полноту первого выступило конкретное событие, "остановленное" маленьким глазком фотокамеры. Документальность марки - вот что захватывает прежде всего. И невольно напрашивается сравнение с кадром из документального фильма.

- К сожалению, робко наши художники-марочники используют богатые возможности фотографии,- считает Евгений Ананьевич. - Бесспорно, возможности графики велики. Но в раскрытии военно-патриотической тематики фотографию, на мой взгляд, незаслуженно обходят.

Совсем не обязательно марка должна копировать фотооригинал. Над ней работает художник и, естественно, он вносит в ее композицию, оформление какие-то свои, новые элементы. Можно перерисовать фото, использовать фрагмент, усилить или ослабить ту или иную деталь. Но в любом случае марка станет более выразительной, я бы даже сказал, причастной к великим событиям.

В качестве примера мой собеседник называет почтовые эмиссии ГДР и Кубы. К юбилеям освобождения от фашизма почта Германской Демократической Республики неоднократно приурочивала марки, созданные по знаменитой фотографии Евгения Халдея "Советские воины водружают Знамя Победы над рейхстагом". На одной из них, выпущенной в обращение к майским празднествам 1965 года, изображены государственные флаги СССР и ГДР и дан памятный текст. Воссозданный художником фотофрагмент предстает на марке ГДР 1970 года и на почтовом блоке, посвященном 30-летию освобождения. На блоке приведено высказывание Генерального секретаря ЦК СЕПГ, Председателя Государственного совета ГДР товарища Эриха Хонеккера о том, что мир и освобождение от фашизма на немецкую землю принесли сыновья Великого Октября, солдаты страны Ленина.

"XXX лет победы над фашизмом" - гласит надпись на кубинской почтовой марке 1 975 года. Советский воин водружает над рейхстагом красный флаг. Вдали видны остовы горящих зданий, окутанные дымом центральные улицы Берлина. Все так, как было в тот незабываемый день - 1 мая 1945 года. Кисть художника почти не коснулась фотографического изображения.

Кстати, при подготовке марки к изданию Е. А. Халдею звонили, уточняли ряд деталей. А когда в Гаване проходило торжественное заседание по случаю 30-летия разгрома фашистской Германии, эта фотография висела в зале, увеличенная во всю сцену.

Бывает, что художнику приходится немало потрудиться над снимком, "доводить" его. Так появился почтовый блок СССР, выпущенный в мае 1970 года "25-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне". Он повествует о параде Победы, состоявшемся на Красной площади 24 июня 1945 года.

Евгений Ананьевич показывает мне фотографию, по которой создавал рисунок художник И. Козлов. Замерла шеренга солдат. В руках у них - уткнувшиеся в брусчатку площади знамена поверженного рейха.

Художник исполнил рисунок в золотисто-красных тонах. Это придало блоку большую торжественность, приподнятость. Органично дополнила сюжет марка, изображающая орден Победы. Дописаны красные звезды на солдатских касках.

- Не раз приходилось слышать разговоры о том,- замечает Е. Халдей, - что на блоке допущена неточность. Мол, неверно указано время на курантах Спасской башни. Парад начался в десять ноль-ноль, а на часах - девять тридцать. Хочу внести ясность: никакой ошибки нет. Войска выстроились на Красной площади задолго до начала парада. Затвор фотокамеры я нажал - и в этом могут убедиться читатели журнала, посмотрев на публикуемый снимок, - ровно в половине десятого.

Есть фотодокументы, которым суждено бессмертие. Но, конечно, не об этом думал Евгений Халдей, снимая застывшую солдатскую шеренгу - сыновей тех, кто в далеком семнадцатом штурмовал Зимний. Сам ровесник Октября (Халдей родился в год революции), он вместе с такими же, как он сам, парнями изведал бесконечно трудные дороги войны. И тогда, сжимая в руках фотокамеру, волновался не меньше, чем те, кому предстояло, чеканя шаг, бросить фашистские знамена.

- Кажется, это было вчера, - негромко произносит Евгений Ананьевич. - Мое волнение описать невозможно. А когда в десять часов заиграли куранты, почувствовал, что на глазах выступают слезы. Четыре года войны позади. Четыре года! Под величавую мелодию Глинки "Славься!" на белом коне выехал заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Раздались слова рапорта командующего парадом Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского. После объезда и приветствия войск торжественным маршем мимо Мавзолея В. И. Ленина двинулись сводные фронтовые полки. Их возглавляли прославившиеся в сражениях военачальники. Под звуки барабанного боя двести фашистских знамен упали к подножию Мавзолея.

Как-то, уже после войны, Георгий Константинович Жуков очень удивился, узнав, что Халдей лишь дважды нажал затвор аппарата, когда прославленный полководец совершал объезд войск. "Я так волновался, - ответил Халдей, - что ни глаза, ни руки не слушались". Старый маршал посмотрел своему собеседнику в глаза: "А вы думаете, я себя чувствовал иначе, когда объезжал войска? Нес меня конь по площади, а все мои мысли были в пережитом, в том, что осталось за спиной... Сколько же понадобилось всего, чтобы наступил этот день".

...Невелик филателистический стаж Евгения Халдея. Но, наверно, не только стажем, как, впрочем, и не количеством марок, собранных в кляссере, измеряется отношение человека к коллекционированию. Каждый находит в нем что-то свое, сокровенное.

В книги, фотоальбомы, почтовые марки воплотились кадры, отснятые Халдеем. В будущем году в заполярном городе, где начинались фронтовые пути-дороги журналиста, выйдет его новый альбом "От Мурманска до Берлина. 1941 - 1945 гг. События и люди". В него вошли и те снимки, о которых мы рассказали.

В предисловии к фотоальбому Константин Симонов написал: "Когда перелистываешь такую книгу - один вспоминает одно, другой - другое, но каждый из воевавших так или иначе вспоминает войну. А те, кто не воевал, кому, к счастью, по возрасту не досталась эта доля - а таких теперь уже, слава богу, громадное большинство, - перелистывая страницы книги, стремительно, почти вплотную приближаются к никогда не виденной ими войне и видят ее через объектив фотоаппарата, через мгновенную фотопамять военного корреспондента ТАСС Евгения Халдея".